Остров Ионы в центре Охотского моря.
Остров Ионы в центре Охотского моря.
Важная новость уходящего года: Организация Объединенных Наций (ООН) готова признать Охотское море внутренним морем России. Его срединный многоугольник, который считался частью Мирового океана, подкомиссия ООН отнесла к российскому континентальному шельфу.
 
Юридическое закрепление территории моря в 52 тысяч квадратных километров за Россией ожидается в начале предстоящего года, когда соберется на свое заседание комиссия ООН по континентальному шельфу. «Таким образом будет узаконено исключительное право нашей страны на всю акваторию Охотского моря, - полагает известный в крае геодезист-картограф Владимир Симахин, в прошлом советник губернатора Хабаровского края по госгранице. - Мы получаем возможность контролировать лов рыбы иностранными компаниями. Банка Кашеварова или, выражаясь привычной терминологией, мель - одно из богатейших в мире рыбных мест. Хотя Охотское море славится не только биоресурсами. Сахалинские проекты подтверждают, что на его шельфе значительные запасы нефти и газа…»
 
От Москвитина до Горбачева
 
Охотское море, как река Охота и поселение Охотск, появились на российских картах в XYII веке. Первым из российских землепроходцев плавание по Охотскому морю совершил Иван Москвитин. Два века Охотск был главным портом страны на Тихом океане. Правда, снабжение его осуществлялось в труднейших условиях. Либо водным путем минуя Атлантический и Индийский океаны, либо 1200-километровым трактом из Якутска, по которому следовали с женами Николай Муравьев и Геннадий Невельской.
 
- Когда главной дорогой России к Тихому океану стал Амур, а военно-морской флот перебазировался в Николаевск-на-Амуре и потом во Владивосток, в Охотское море направлялись корабли для патрулирования. Или, как тогда было принято выражаться, для крейсирования. Но этого было недостаточно, и с середины XIX века в российских водах хозяйничали американцы. На Шантарских островах и сегодня можно видеть материальные свидетельства их присутствия, - говорит ученый секретарь хабаровского регионального отделения Русского географического общества Александр Филонов.
 
Поражение в войне с Японией 1904-1905 годов не только лишило Россию половины Сахалина. Экономическое доминирование победившей стороны продолжалось и после установления Советской власти на Дальнем Востоке, когда японским концессиям разрешалось ловить рыбу, заготавливать древесину, добывать полезные ископаемые. Показательный пример: в эксплуатации нефтяных промыслов на севере Сахалина японцы участвовали почти до конца Великой Отечественной войны, хотя к этому времени была достигнута договоренность с государствами антигитлеровской коалиции об участии СССР в боевых действиях против императорской армии.
 
Существует предубеждение, что в годы перестройки руководство Советского Союза сделало ряд внешнеполитических уступок, из-за чего были утрачены значительные морские пространства. В том числе упомянутый многоугольник Охотского моря.
 
- В 1982 году была принята конвенция ООН по морскому праву, которая регламентировала деятельность государств в Мировом океане с установлением правового статуса живых и минеральных ресурсов. Эту конвенцию подписало 134 страны, включая СССР, - напоминает Симахин. - Появился международный правовой акт, который разрабатывался с нашим участием. Игнорировать его было невозможно…
 
Часть Охотского моря, оказавшаяся за пределами 200-мильной экономической зоны СССР, а затем России, оказалась лакомым кусочкам для рыболовецких компаний всего света, включая страны Европы. То же самое происходило и в других районах Мирового океана, выведенными из-под государственного контроля. К примеру, совгаванские рыбаки освоили промысел в южном полушарии. Как в подзабытой песне, кто-то теряет, а кто-то находит…
 
Остров Ионы
 
Когда рыбацкая вольница стала перерождаться в браконьерство, защитники Охотского моря забили тревогу. Тогда же вспомнили про остров Ионы, расположенный в 230 километрах от материка, можно сказать, посередине моря. Если представить, что экономическая зона берет отсчет с этого острова, то появляется возможность оградить от неограниченного лова банку Кашеварова.
 
Правда, обнаружилось разночтение: в одних бумагах остров относился к Хабаровскому краю, в других - к Сахалинской области. Работа с документами, которую возглавил признанный дальневосточный исследователь Григорий Левкин, не оставила сомнений, что остров Ионы - неотъемлемая часть территории Хабаровского края.
 
Остров был обнаружен в 1789 году случайно: его заметили с исследовательского суда, которое направлялось из Охотска на Камчатку. Неожиданное открытие подробно описано в книге картографа Гавриила Сарычева, вышедшей в Санкт-Петербурге.
 
В феврале 1994 года вышло в свет постановление главы администрации Хабаровского края Виктора Ишаева, которое объявляло остров Ионы памятником природы регионального значения. Действительно, там огромный птичий базар, а на примыкающих к острову скальных выступах - лежбище сивучей. В августе 1994 года туда направилась экспедиция Приамурского географического общества (ныне региональное отделение Русского географического общества).
 
- Из-за скалистых берегов и отвратительной погоды высадиться на острове практически невозможно. Хотя его размеры удалось определить. Длина в пределах четырехсот метров, ширина - около двухсот метров. Высота над уровнем моря порядка ста пятидесяти метров, - приводит цифры из отчета первой экспедиции Филонов.
 
Экспедиция 1997 года, состоявшая из биологов, географа, метеоролога, других посланцев Приамурского географического общества, к месту назначения была доставлена траулером «Талица».
 
«Остров был укрыт плотной шапкой тумана, лишь несметное количество птиц указывало на его близость. Спустя час сквозь туман начали пробиваться контуры чего-то массивного. Наконец-то мы увидели как бы нависающую над нами бурую жутковатую скалу, - писал позже Алексей Вежновец. - С вечера море было спокойно, и мы, удовлетворенные, разошлись по кубрикам на отдых. Но утро нас не обрадовало, началась качка, высадка на остров откладывалась. В 14 часов на «Талицу» поступило предупреждение о надвигающемся шторме. Все наши планы срывались…»
 
«Оставался не лучший, но сносный для меня вариант топографической съемки – фототеодолитный, - продолжал Вежновец. - Отсняв около полусотни кадров, спрятал пленки в прорезиненный карман и не расставался с ними до Хабаровска».
 
Проявив негативы и отпечатав все фотографии в масштабе 1:2000, с помощью стереоскопа и фотоснимков он приступил к вычерчиванию контура острова.
 
«Рассказываю об этой работе очень упрощенно, но на самом деле это целая наука - фотограмметрия. Работа по созданию карты была выполнена по методикам, изобретенным еще в 1909-1913 годах. Подобные методы применялись так на фронтах Великой Отечественной и назывались фоторазведкой», - констатировал Вежновец.
 
Итак, через два с лишним века после открытия острова Ионы появился его первый картографический документ. Выводы экспедиции, в которой участвовали авторитетные ученые региона Борис Воронов и Алексей Махинов, были представлены органам власти в Хабаровске и Москве.
 
- Приамурское географическое общество вышло с предложением создать на острове Ионы научно-исследовательский пункт, где ученые и специалисты могли бы работать вахтовым методом, - уточняет Филонов. - Мы поставили вопрос об установке автоматического маяка для безопасности мореплавания. Тем более что маяк там действовал во Вторую мировую войну, помогая ориентироваться не только судам, но и самолетам. В том числе тем, которые перегонялись из США по трассе Аляска-Сибирь.
 
При выполнении этих условий открывалась возможность для обращения в международные организации об отсчете 200-мильной экономической зоны от острова Ионы. Обозначилась перспектива если не свести к нулю, то хотя бы сократить многоугольник в Охотском море, признанный частью Мирового океана, что сделало его доступным для браконьеров всех мастей.
 
Вопрос для президента
 
Задача, которую сформулировало для себя Приамурское географическое общество, благополучно разрешилась после смены правительства в Японии. Точнее, накануне первого визита в Москву нового премьер-министра Синдзо Абы, когда японская сторона информировала ООН, что не возражает против признания Охотского моря внутренним морем России.
 
- Прежде соседи нам не шли на уступки, ссылаясь на неурегулированность вопроса с Курильскими островами, - высказывается Филонов, между прочим, полковник погранвойск в отставке. - Изменение позиции Японии объяснимо: у нее обострился территориальный спор с Китаем, который к тому же стремится стать первой экономической державой мира. Сегодняшнему правительству страны восходящего солнца предпочтительней смягчение отношений с нами. К тому же изменение статуса Охотского моря не ущемляет интересов японских рыбаков.
 
Действительно, иностранным компаниям не запрещено ловить рыбу во внутреннем море, однако делать это они должны в соответствии с российским законодательством. Что касается краба, моллюсков, других морепродуктов, то добывать их без разрешения чужестранцам запрещено. Как и разрабатывать месторождения нефти и газа. В общем, японскому премьеру наше российское мерси. Но означает ли это, что Приамурскому географическому обществу не надо было биться за признание острова Ионы территорией Хабаровского края, отправлять туда экспедиции?
 
- Это работу нельзя считать зряшной, - убежден Симахин. - С распространением российской границы континентального шельфа на всю акваторию Охотского моря прибавилось ясности во взаимоотношениях с иностранными компаниями. Но разве стало меньше внутренних диспропорций?..
 
Распоряжение всеми квотами на добычу минеральных ресурсов, как и на промысел биологических, по-прежнему в руках московских чиновников, которые не владеют обстановкой на местах, что порождает противоправные коллизии, недовольство предпринимателей и населения. Не по этой ли причине правоохранительные органы зачастую бессильны в борьбе с правонарушениями в рыбопромысловой сфере?
 
- Контроль через систему ГЛОНАСС за перемещением всех судов в акватории Охотского моря мы приветствуем, - продолжает Симахин. - Охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов будет способствовать разграничение акватории Охотского моря между прибрежными субъектами Российской Федерации по часовой стрелке. Мы имеем в виду Хабаровский край, Магаданскую область, Камчатский край, Сахалинскую область.
 
Как можно «совместно ведать» вопросами владения, пользования, распоряжения водными ресурсами, разграничением государственной собственности, природопользованием, охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности, особо охраняемыми природными территориями, что декларирует ст.72 Конституции РФ, если перечисленное не попадает под юрисдикцию субъектов федерации?
 
- Этот вопрос хабаровское региональное отделение Русского географического общества в своем письме адресовало президенту нашей страны, - уточняет Владимир Симахин.
 
Михаил Карпач
«Приамурские ведомости», 27.12.13.