В конце минувшей недели у Комсомольского линейного отделения внутренних дел появились все шансы стать рекордсменом среди  ЛОВД Дальнего Востока по количеству выявленных оборотней в погонах.  Более десяти местных сотрудников, призванных охранять порядок на железнодорожном и речном транспорте Приамурья, были за последние три года осуждены или привлечены к уголовной и административной ответственности. Сегодня двое из них снова подозреваются в тяжких криминальных деяниях.

 

Сержанты слепнут от бриллиантов

По самой свежей информации, поступившей намедни от руководства Комсомольской транспортной прокуратуры, 15 августа в поезде, следующем из города юности в Ванино, произошла крупнейшая на дальневосточной железной дороге кража  драгоценностей у частного лица. Многочисленные эксклюзивные украшения ручной работы из драгметаллов и крупных бриллиантов  похищены у зарубежной гостьи русского происхождения, прибывшей из богатой страны в Хабаровский край для организации частного бизнеса трансконтинентального масштаба.

Супруга австрийского поданного, по версии следственной группы, расслабившись  в купе во время обычной дорожной трапезы, допустила незначительное нарушение правил поведения, установленных для пассажиров РЖД. Как показали опрошенные фигуранты инцидента, вполне справедливые замечания со стороны милиционеров, заступивших на очередное дежурство по охране правопорядка в поезде, сопровождались визуальным изучением  личных вещей пассажирки. В итоге   потерявшая бдительность женщина не досчиталась на подъезде к порту самой ценной части своего багажа.

Однако на конечной станции зарубежная гостья, придя в себя, срочно обратилась за помощью к сотрудникам ванинского ЛОВД. Именно  оперативно-розыскные мероприятия дежуривших на вокзале милиционеров позволили выйти по горячим следам на след похитителей. Подозреваемыми оказались коллеги  из Комсомольска-на-Амуре. Задержанные  блюстители порядка на железнодорожном транспорте сразу признались: «Бес попутал при виде такого блеска…». Потерпевшей уже вернули примерно две трети драгоценностей.

Однако, согласно оперативной сводке, среди подельников  был и третий обладатель милицейского удостоверения. Впрочем,  в момент преступления он, вероятно, не находился  при исполнении служебных обязанностей. Только этот факт вряд ли явится смягчающим обстоятельством для возможного соучастника. И ему  уже никак не удастся документально  оформить такое смягчающее вину обстоятельство, как «явка с повинной».

Деяния, инкриминируемые всем подозреваемым, попадают под юрисдикцию  пункта «б» четвертой  части 158-ой статьи УК РФ «Преступления против собственности» (кража, совершенная в особо крупном размере) и наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей…». Однако транспортный прокурор Комсомольска Владислав Лутковский не отрицает, что наказание может резко утяжелиться, если будет доказано преступление, совершенное организованной группой.

Определить же истинную цену похищенного губернским экспертам, возможно, предстоит не сразу, так как стоимость оригинальных работ зарубежных ювелиров и граненых камешков нельзя установить по  обычным  коммерческим прайсам на изделия из драгоценных металлов и камней.

 

Для кого же та ночь вне закона?

Пока материал готовился к печати, опера и сыщики крупного портового поселка пытались вернуть пострадавшей обладательнице сокровищ и остальную часть похищенного.  Очевидно, профессионалы ванинского ЛОВД в конце прошлой недели уже отработали свой милицейский хлеб в отличие от своих коллег из города юности. Но вести следствие по громкому уголовному  делу предстоит  не на побережье Татарского пролива, а в Комсомольской транспортной прокуратуре, которой поднадзорны задержанные. Если подозреваемые будут переквалифицированы в обвиняемых и предстанут перед судом, возможно в колонии окажется значительная часть личного состава, проходившего службу в  ЛОВД Комсомольска-на-Амуре с 2005-го по 2007-ой год.  

   …В  марте позапрошлого года в Комсомольском линейном отделении внутренних дел на службу не вышли сразу 6 офицеров. Накануне сотрудники милиции были взяты под стражу прямо в зале суда. По решению коллегии из трех профессиональных судей два майора и четверо капитанов, никто из которых своей вины не признал,  были отправлены отбывать длительные сроки в колонию общего режима. Так завершился процесс по «Уголовному делу № 523», возбужденному по статье УК РФ «О превышении должностных полномочий». Следствие по нему началось как раз к началу популяризации в России ярлыка «оборотень в погонах» и будоражило общественность города 5 лет и три месяца.

Шокирует даже сухое протокольное изложение признаков преступления, совершенного  в отношении троих задержанных и переданных военизированной охраной железнодорожной станции в ЛОВД по подозрению в хищении кабелей, содержащих цветной металл. Как следует из обвинительного заключения, методы, которыми сотрудники милиции добивались показаний,  заключались не только в продолжительных неоднократных избиениях подозреваемых, но и в якобы откровенном глумлении над ними.  

  За 5 лет и три месяца, пока скандальное уголовное дело направлялось на новое расследование, в судьбе обвиняемых и потерпевших произошли  карьерные перемены. Все шестеро осужденных сотрудников ЛОВД за  это время успели вырасти в должности и в звании. Старшие лейтенанты Курков и Александров стали капитанами. Добавилось сразу четыре звезды и на погонах  лейтенантов Сергеева и Гарина, а капитаны Анатольев и Владимиров теперь уже старшие офицеры.  Причем капитан Гарин в 2004 году на  соревнованиях профессионалов УВД  был объявлен лучшим оперативным дежурным  Хабаровского края.

Во время журналистского расследования проявилась и еще одна важная хроника: двое из «жертв милицейского произвола» уже задерживались сотрудниками одного из ГОМов Комсомольска, после чего от них поступило аналогичное заявление с подробностями применяемых к ним пыток. Тогда дело «замялось», но не была ли использована тактика групповой клеветы «наркоманов-металлистов» и в этом деле? К сожалению, адвокаты не обратились к суду с просьбой глубже исследовать данный момент. Впрочем, в арсенале  защиты осужденных милиционеров, по убеждению их родственников и коллег, было немало оснований для жалоб по поводу некачественного проведения следствия. Не журналисту здесь судить, однако судебная практика знает немало процессов, анализировать которые по материалам архивов приходится не представителям закона, а историкам.

Для полной объективности комментариев к беспрецедентному процессу встретился с сотрудниками Комсомольского ЛОВД,  поддержавших коллективное обращение к прокурору  с просьбой «не допустить беззакония» в отношении взятых под стражу  коллег. У тридцати двух транспортных милиционеров сформировалось   однозначное мнение о «заказном» характере приговора и искусственно спланированной расправе с «оборотнями» для отчета в столицу. Как могло вышестоящее начальство в течение 5 лет и 3 месяцев после совершения преступления, доверять обвиняемым подчиненным оружие, среди которого есть кое-что посовременней дубинок, пистолетов и автоматов? Коллегам осужденных не давал покоя и другой актуальный  вопрос:  откуда появится достойная смена шестерым, наиболее опытным и бывалым операм в городе, где давно ощущается дефицит милицейских кадров?

 

…И «достойная смена» появиться

Спустя несколько месяцев после наказания шестерых «примерных» офицеров Комсомольского ЛОВД, суд  вынес приговор участникам другой преступной группы, занимавшейся хищением топлива из цистерн подвижных составов на местной железнодорожной станции. Среди 17 человек на скамье подсудимых снова оказались милиционеры-транспортники. Доказанная сумма ущерба от их регулярной «разгрузочно-погрузочной деятельности» на железнодорожной станции «Комсомольск» приближается к  одному миллиону  рублей, а для изложения всех подробностей уголовного дела следователям прокуратуры потребовалось прошить  22 тома.

Напомним фабулу скандальной  истории,  в которой одну из основных ролей выполнял диспетчер из Хабаровска, извещавший своих подельников о времени прохождения поезда, расположении нужных цистерн в составе  и точном месте его стоянки.  Работники железной дороги обеспечивали беспрепятственный доступ к составам,  а владельцы бензовозов и сбытчики солярки  завершали отработанный  цикл под умелым руководством сотрудников местного линейного отдела внутренних дел.  После очередного «тихого налета» грузоотправитель недосчитывался примерно 40 тонн дизельного топлива.

В зале суда встретились все и все, как один, признали себя виновными по всем пунктам обвинения. Для участников группы это был единственный выход, предусматривающий назначение наказания ниже предусмотренного максимальным  размером санкций. Отбывать срок в колонии общего режима было суждено лишь шести подсудимым из восемнадцати участников группы, один из которых скончался в период следствия. Четверо из тех, кто покинул зал суда под дулом автомата, признаны организаторами преступления, а еще двое исполнителей – наиболее активными его участниками. Все остальные, ввиду чистосердечного признания и с учетом смягчающих обстоятельств, отделались условными сроками и штрафами, общий  размер которых соответствует причиненному ущербу.      

Примерно в это же время по инициативе председателя Антикоррупционного Комитета Государственной Думы РФ Михаила Гришанкова группа депутатов  добивалась поправки к Закону, согласно которой сотрудник правоохранительных органов не имел бы право в течение  двух лет после увольнения работать в структурах, которые во время службы контролировал. Взаимовыгодную связь некоторой части правоохранительных органов на транспорте с нелегальным бизнесом Комсомольска-на-Амуре сегодня  уже нельзя оспорить. Вердикты судей – тому подтверждение.

 

Доза в мундире

17 августа 2007 года, по информации Комсомольской транспортной  прокуратуры, начались предварительные судебные слушания по делу «наркодилера в погонах». По прогнозам следователей приговор бывшему сотруднику местного ЛОВД, обвиняемого в употреблении и сбыте наркотических средств непосредственно при исполнении служебных обязанностей, может быть вынесен уже в сентябре.  

28-летний Александр Сенченко был задержан недавно непосредственно в здании транспортной милиции. При обыске у сержанта патрульно-постовой службы коллеги обнаружили готовый к употреблению шприц с популярной у дальневосточных наркоманов дозой ацетилированного опия. Арест производился сразу же после отработки информации, поступившей из территориального подразделения Госнаркоконтроля России.  После того, как «закупной» выявил милиционера в форме  в помещении наркопритона, Сенченко успел совершить сразу три противозаконных деяния –  приобрести и употребить экстракт маковой соломки, а затем  продать порцию «ханки» в присутствии конспиративного агента спецслужбы.

Кстати, в свое время разжалованный сержант ППС сам принимал активное участие в оперативно-розыскных мероприятиях по выявлению наркодельцов, причем  в качестве «закупного», как принято называть в органах скрытого сотрудника, приобретающего товар у теневых дельцов по схеме «контрольной закупки». У молодого силовика не было за период прохождения службы в правоохранительных органах серьезных взысканий, он не был замечен в каких-либо пороках и до появления в рядах  милиции. Его разоблачение, видимо,  стало очередным потрясением для руководства ЛОВД.

…Прошлой зимой Александр  Сенченко пережил две личных трагедии, потеряв близких людей и оставшись с маленьким ребенком на руках. Однако, по мнению обвинителей,  эти события не смягчают его вины,  а лишь увеличивают тяжесть содеянного, так как миссия отцовства налагала  еще большую ответственность на вдовца. Впрочем, бывший милиционер  этот довод не оспаривал, чистосердечно признался в содеянном и, по словам дознавателей, искренне раскаялся на первом этапе следствия. В главе 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» есть сразу  несколько статей, квалифицирующих действия  сержанта во время контактов с содержателями наркопритона. Сроки лишения свободы в них определены немалые.

…Некоторые из перечисленных выше осужденных сотрудников правоохранительных органов уже вышли на свободу с формулировкой «условно-досрочное освобождение». Еще больше транспортных милиционеров лишилось должностей и званий или уволилось по разным причинам. Впрочем, покинуть ряды правоохранительных органов по собственному желанию отдельные милицейские чины, судя по фактам,  мало  боялись.  Они были  твердо  уверены - их всегда примут на работу те, кого они ранее покрывали.  По данным спецслужб, на новом прибыльном месте, как и прежде, некоторые бывшие сотрудники милиции делают фактически одно и то же дело.

Инициативы депутатов Госдумы РФ и антикоррупционные меры Кремля пока не изменили ситуацию в промышленном центре Приамурья. И только принципиальность нынешних прокуроров и жесткие вердикты судей в отношении криминальных предшественников порою сдерживали некоторых местных сотрудников, дерзко превышающих свои полномочия. Однако есть и иная, не лишенная позитива  точка зрения на ситуацию в линейном отделе внутренних дел города юности.

 

Комментарий

 

Комсомольский транспортный прокурор Владислав Лутковский:

 

- Рост преступности среди сотрудников нашего ЛОВД еще не означает, что именно это линейное отделение является рассадником криминала в рядах милиции. В других структурах правоохранительных органов в любом городе может быть не меньше оборотней в погонах, просто надзорные органы и службы собственной  безопасности оказываются там порою менее бдительны и ответственны, более подвержены синдрому «круговой поруки». Ведь до  руководителей в силовых структурах так или иначе доходит информация о том, чем занимаются подчиненные. Только бить в набат, разоблачать оборотней, выносить сор из избы и таким образом противостоять преступности среди коллег пытается не каждый. Нынешнее руководство Комсомольского ЛОВД заняло принципиальную позицию в этом вопросе, проверяя каждый тревожный сигнал по горячим следам. Но дефицит надежных, проверенных, компетентных профессионалов в рядах  транспортной милиции Комсомольска-на-Амуре  – тоже факт. Из различных прослоек общества в органы, действительно,  просочились кадры, в которых начальники  не сумели сразу распознать потенциальных оборотней. В основном, это молодые люди, которые по своим морально-деловым   качествам не имели никакого права носить погоны милиционера.  Меры приняты. Мы их не скрываем.

 

Юрий Ковалев.