Иван Борисович Галант
Иван Борисович Галант
В конце февраля профессору Ивану Борисовичу Галанту (1883–1978) исполнилось бы 140 лет. Знаменитый на весь мир врач был возвращен из небытия благодаря губернатору Михаилу Дегтяреву. Именно с его подачи краевая клиническая психиатрическая больница, остававшаяся до сей поры безымянной, стала носить имя Галанта. Кто же он такой?
 
Загадочный ученый
 
Швейцарский врач, окончивший Базельский университет, треть своей жизни отдал Хабаровску. С 1935-го по 1968-й он работал в мединституте (ныне ДВГМУ).
 
Иван Борисович Галант – один из самых загадочных профессоров вуза, часть его дореволюционной биографии, возможно, вообще выдумана. Он ученик Эйгена Блейлера (известнейшего психиатра, впервые описавшего шизофрению как самостоятельное заболевание), друг Карла Юнга, Альфреда Адлера и 3игмунда Фрейда.
 
Галанта, который тогда жил и работал в Швейцарии, в 1922 году пригласил в СССР лично нарком просвещения Анатолий Луначарский. В Советском Союзе Иван Борисович основал журнал «Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии)». Выходило издание с 1925 по 1930 год в Свердловске. В сборнике публиковались работы психологов и психиатров.
 
В Москве иностранный профессор преподавал в Первом Московском медицинском университете им. И.М. Сеченова, консультировал писателей Леонида Андреева и Максима Горького (с последним он потом переписывался), важных персон партии и правительства. Его сам Сталин просил поставить диагноз, но Галант отказался и... оказался в Хабаровске.
 
Иван Борисович стал основоположником научной психиатрии на Дальнем Востоке, основателем и первым заведующим кафедры психиатрии Хабаровского мединститута. Эту должность он занимал с 1935 по 1968 год (с перерывом в 1938–1940 годах, когда кафедру распускали). А еще он разрабатывал новое направление в психиатрии под названием эвроэндокринология – изучал гениальность на основе конституции человека.
 
Кстати, переписка писателя Горького с психиатром Галантом сохранилась (ее считали пропавшей с 1937 года). Письма нашлись в архиве хабаровского литератора и переводчика Георгия Пермякова уже после смерти последнего в 2005-м.
 
Дважды доктор наук
 
В 1917 году в Базельском университете Швейцарии Галант защитил диссертацию «Рефлекс позвоночника – новый рефлекс в грудном возрасте» и получил диплом доктора медицины. Но в СССР его не признали.
 
В 1941 году, уже в Хабаровском мединституте, ученый представил к защите докторскую диссертацию на тему «Психофизиология галлюцинаций». Оппоненты указали, что «в своей концепции автор является вульгарным фрейдистом».
 
В 1944-м в Томском медицинском институте Иван Борисович защитил третью докторскую – на тему «Психопатология и клиника весеннее-летнего клещевого энцефалита». В 1946 году ВАК утвердил эту работу. В 1953-м Галанту во второй раз было присвоено ученое звание профессора.
 
В Хабаровске ученый занимался изучением краевой патологии и разработкой вопросов психопатологии дальневосточного клещевого энцефалита, летне-осеннего комариного (японского) энцефалита, дальневосточного инфекционного геморрагического нефрозо-нефрита. Одновременно Галант исследовал психические заболевания при гриппе, ревматизме, лямблиозе.
 
Иван Борисович вел консультативную работу в различных психиатрических учреждениях Дальнего Востока – в Комсомольске-на-Амуре, Николаевске, Магадане, Уссурийске, Южно-Сахалинске. В течение нескольких лет он был главным краевым психиатром, членом правления и председателем Хабаровского краевого общества невропатологов и психиатров, членом Приамурского филиала Географического общества СССР и бюро краевого отделения Всесоюзного общества «Знание», заместителем редактора «Трудов Хабаровского медицинского института».
 
За победу
 
Во время Великой Отечественной войны Галанту было объявлено две благодарности от председателя Государственного комитета обороны СССР Сталина за крупный денежный взнос и сдачу личных золотых и серебряных вещей в фонд обороны. Иван Борисович был награжден тремя медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
 
Последние годы в Хабаровске Галант жил в доме по улице Карла Маркса, 43 (где стоят скульптуры львов). Выйдя на пенсию в октябре 1968-го, он уехал в Гомель (Беларусь) – к дочери Любови Ивановне. Увез и все свои тайны. Профессор тихо умер 17 июня 1978 года. В архиве ДВГМУ от него осталось лишь небольшое личное дело.
 
Студентам мединститута Галант говорил: «Так освоить психиатрию, как Бехтерев, вы не сможете. Но вы должны помнить, что имеете дело с тяжело больными людьми и, общаясь с ними, обязательно соблюдайте все правила медицинской деонтологии [учение о морали и нравственности]…»
 
Сами ребята тоже оставили воспоминания о профессоре: «Однажды в парке на берегу Амура, гуляя, мы увидели лежащего на скамейке профессора Галанта. Он лежал на спине с закинутыми за голову руками и смотрел в небо. Было часа три дня. По-видимому, он пришел сюда после работы: рядом с ним на земле стоял портфель. Мы подумали, что ему, может быть, стало плохо и поэтому он прилег. Подошли поближе и спросили: «Что с вами?» «Я просто отдыхаю, дышу свежим воздухом», – ответил он».
 
В письмах к Фрейду
 
Ученик Галанта – профессор ДВГМУ, доктор медицинских наук психиатр Геннадий Колотилин (1939–2021) вспоминал, что «на некоторых работах Галанта до 1928 года сказалось влияние фрейдизма». Получается, ученый популяризировал идеи австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда. Хотя в письмах к последнему Галант не боялся называть его шарлатаном, которому удалось воспользоваться духовной пустотой в Европе после смерти королевы Виктории. Фрейд не обижался и тоже писал Галанту...
 
Важно, что в канун его очередного юбилея мы по крупицам собрали биографию и сохранили память о хабаровском Фрейде – забытом ученом с мировым именем Иване Борисовиче Галанте, который внес огромный вклад в развитие нашей медицины.
 
Константин Пронякин
«Приамурские ведомости», №8
 
P.S. Обратите внимание, что Иван Борисович Галант родился в 1883 году (так выбито на могильном камне), а не в 1893-м, как считалось раньше. То есть ученый дожил до глубокой старости – до 95 лет и работал в Хабаровском мединституте до 85!