Есть на железной дороге к Ванино такая станция с названием Дюанка. Место удивительной красоты. Стоит на взгорке, лицом к бухте с тем же названием, которую создает местная речка. Это уже Большая Дюанка, Так что не запутаешься.

А к достопримечательностям поселка, который давно приговорен к расселению (как только завершилось здесь строительство участка пути, и был сдан мостовой переход через реку, и людам были предоставлены городские квартиры, но многие так здесь и прижились), кроме благодатной природы, редкой красоты ландшафта и прочей благо относится и магистральный мост. Он как бы венчает границу бухты с устьем речки, особенно полноводной в сезоны дождей. Как в нынешнее лето.

Как раз в этом месте в понедельник, 31 июля, и увидел невероятную картину Анатолий Иванович Цымбал. Местный старожил. Непонятно зачем еще на часы глянул, они показывали всего четыре утра.

- Он появился чуть выше моста. Я сна чала подумал, что это - нерпа. Они у нас иногда появляются… Но когда он всплыл и я сумел к нему присмотреться, понял, что это - дельфин...

- И как он себя вел?

- Просто нырял, резвился.

-А как выглядел?..

- Метра полтора в длину. Грудка беленькая. Фонтаны пускал время от времени, как отфыркивался... Ну, дельфин и дельфин. Из дальневосточных дельфинов, их еще белобочками называют. Я сам почти 30 лет на паромах ходил и очень часто наблюдал их в открытом море, по трассе Ванино - Холмск, они всегда нас сопровождали. Порою целыми косяками, штук по пятьдесят. Взрослые, они метра по два или два с половиной в длину. А этот, видимо, был еще совсем молодой…

Понятно, «бомба». Дельфины в реках нашего Ванинского района никогда не водились, люди не верили своим глазам. Проснулись утром в понедельник, в окна свои посмотрели, а в нескольких метрах от их домов резвится в воде неожиданный гость. Высыпали во дворы, а перед глазами - плавник мелькающий…

- Я его тоже увидела рано утром в понедельник, как проснулась, ровно в семь, - рассказывает Елизавета Михайловна Корбанова, - и подумала первым делом, что он забежал к нам за рыбой. А вдруг был больной, от своих отстал и в открытом море не смог питаться, а здесь ему легче было. К нам же сюда рыба заходит и ему раздолье...

Ему потом и рыбину спустили на крючке, я видела, как он с ней играл. Я это видела и еще два наших местных парня. Они вдруг захотели его «шарпалками» выловить, я их еще отругала: «У вас что? Ума совсем нет?..»

Ну а на следующий день в Дюанку началось нашествие. Новость о дельфине донеслась до Ванино, и оттуда повалили на станцию толпы людей, караваны машин. Выгружались, размещались, часами выстаивали: кто кормил, кто снимал на камеру.

Бесплатное представление!..

Так прошел и второй день. Мне потом восстановили события сами старожилы. Та же Елизавета Михайловна, которая в Дюанке живет больше 20 лет, но дельфина наблюдала так близко впервые, рассказывала, как они любовались им с внучкой:

- Я такую красоту впервые видела. Обычно к нам по приливу заходят за рыбой сивучи и нерпы: зайдут и уйдут. А этот как заблудился. В первый день активный такой был - выныривал, переваливался, как играл. Катался по воде. А потом, с утра на третий день, мы увидели из окна, что он ходит у притопленных пеньков. Думали, пошел на выход, к морю. А он шел, шел и вдруг вернулся. Потом слышим, стал кричать. И крик у него был нежней, чем у чайки, и жалостней. Кричал и выныривал из воды, и снова кричал...

- Во второй день он, действительно, стал медлитель нее, - продолжает Анатолий Иванович Цымбал. - По речке, неподалеку от берега, у нас есть небольшой островок, он поднимался к нему в первый день играючи, энергии в нем столько было, а потом стал метаться, что-то искать. Был бы постарше, поопытнее, сам бы смог выйти в море по фарватеру. Воды было много...

Видимо, ему помочь нужно было, но как? Местные экологи были в курсе, наведывались не по разу на день, но ничего не предложили. Как команды сверху ждали, что ли. Нашлись добровольцы из простых граждан, которые придумали такой вариант: нужно сшить просторный мешок с кольцами для крепежа, завести дельфина в эту просторную ловушку и затем отбуксировать в открытое море. И сшила за ночь.

Мне об этом рассказал Анатолий Васильевич Дакус, начальник лова артели «50 лет Октября» из села Датта. Он специально приезжал в Дюанку, что бы примерить такой вариант спасения. До этого дельфинов спасать ему не доводилось, но вот китов - да.

- Я посмотрел, определился, что в лодку его не загрузишь. Не дастся. И когда приезжал, дельфин еще был живой, плавал под самим мостом.

Нам бы хотя бы в понедельник о нем сообщи ли, мы бы успели. Вывели бы его, спасли...

Но в среду днем, когда бригада рыбаков с грузом разных приспособлении, с помощью которых они хотели выпустить белобочку в родную стихию, прибыла в Дюанку, все было кончено. Они опоздали. Дельфин выбросился на берег на глазах у людей.

В обед, ближе к двум часам, Елизавета Михайловна вышла с внучкой еще раз его сфотографировать, но не увидела дельфина. Прошла чуть выше по берегу и заметила его в воде, он был как раз на средине реки, а потом вдруг крикнул и медленно поплыл к берегу, и стал на него заползать, как-то пристраиваться, а потом выбросился и затих. Елизавета Михайловна не в силах наблюдать эти муки, взяла свою лодку и поплыла так быстро, как могла. Метров сто пришлось грести до места.

- Пока добралась - он уже мертвый. Тут наши мужчины оказались поблизости, вытащили его повыше, а кто-то даже стал делать искусственное дыхание: вдувал воздух в клапан, а клапан был полный воды. Таки умер на наших глазах...

...Гибель дельфина так и осталась загадкой. Что заставило его заплыть так далеко, оторваться от своих? Хотя известно, что дельфины-белобочки, обитающие в умеренных и теплых водах всех океанов и большинства морей (в том числе и Охотском), всегда держатся группами. Может, прав Анатолий Иванович Цымбал, наблюдавший такое на сахалинском побережье, в районе Углегорска, Яблочного, Чехова, он был болен и шел сюда умирать?

Во всяком случае мы ему в этом посодействовали. В отличие от нелюбимой многими Америки. Вспомнился мне почему-то недавний сюжет про целую экспедицию по спасению китов, которые по счастью выбросились где-то в Штатах, на побережье Атлантики. Так там весь город поднялся, вахтами дежурили: кто буксировал с отмели, кто морскую воду носил, чтобы поливать китов...

А у нас?! Два дня ездили, на бесплатный цирк глазели, ждали у моря погоды. Когда же все разрешилось, нашлись и те, кого больше всего интересовало другое:

- А дельфинов едят?..

Так прямо и спросили две ванинские дамочки, приехавшие в эту «дыру» на крутой тачке, у Елизаветы Михайловны Корбановой. На том берегу, где еще лежал бедный дельфин.

 

Татьяна Седых, пос. Дюанка Ванинского района. Фото автора

«Молодой дальневосточник», № 32, 9-16.08.06.