Существует официально признанный администрацией города проект памятного знака жертвам политических репрессий в Комсомольске-на-Амуре.  Он находится в стадии строительства. Проект памятного знака жертвам политических репрессий в Комсомольске-на-Амуре. 2008 год. Архитектор Редколис В.Н.
Существует официально признанный администрацией города проект памятного знака жертвам политических репрессий в Комсомольске-на-Амуре. Он находится в стадии строительства. Проект памятного знака жертвам политических репрессий в Комсомольске-на-Амуре. 2008 год. Архитектор Редколис В.Н.
На заседании Совета по развитию Комсомольска-на-Амуре его председатель Иван Пакшин озвучил инициативу предпринимателей города об установке памятного знака жертвам политических репрессий.
 
По его словам, Совет чувствует свою ответственность перед прошлыми поколениями, в том числе «перед таким же предпринимательским сообществом, существовавшим ещё до Комсомольска и подвергнувшимся репрессиям».
 
То есть,  такого памятного знака в городе еще нет, а вот теперь - по инициативе предпринимателей, он появится.
 
Однако! Памятный знак жертвам политических репрессий, пусть и временный, (так называемый, закладной камень) установлен комсомольским обществом «Мемориал» в 1990 году в сквере около здания суда. И стоит там до сих пор. Второй, постоянный памятный знак, находится в стадии строительства там же.
 
Более чем за 30 лет существования комсомольского «Мемориала» только один раз представитель малого бизнеса проявил интерес к увековечиванию памяти жертв политических репрессий.
 
Поэтому, я считаю, так просто инициатива возникнуть не могла Надо посмотреть, чьи там  уши торчат. за спинами предпринимателей? А, это уши Антона Ермакова.
 
На просторах «Дебрей» Антон, скорее всего, малоизвестен. А в Комсомольске он популярен как человек очень деятельный, постоянно привлекающий и  поддерживающий к себе внимание. Как краевед, с моей точки зрения, он не имеет своего лица, то есть,  ни одного самостоятельного исследования, а использует  темы, отработанные другими исследователями.  
 
В том числе, Ермаков занимался установкой мемориальной доски В.П. Костенко. Не установил.  Занимался поиском останков военврача Потеряхина для переноса их с места захоронения на кладбище. Останки не нашлись. Упорно и настойчиво пытается внушить жителям города мысль о родстве села Пермское с городом Комсомольск-на-Амуре.
 
Последние несколько лет Ермаков проявляет интерес к деятельности «Мемориала». Даже где-то у него прорвалось признание, что он хотел бы возглавить городской «Мемориал». Но тут ему не светит: членами комсомольского «Мемориала» могут быть только родственники репрессированных.
 
«Мы поставим памятник»… - написал мне Ермаков, обидевшись, за отказ дать информацию по строительству памятного знака (она, кстати, опубликована в целом ряде открытых источников).
 
На заседании Совета выяснилось, кто это «мы». Это Совет предпринимателей и примкнувший к ним Антон Ермаков. Или наоборот?
 
По словам председателя, Ермаков обратился с письмом к предпринимателям Суть обращения из не совсем внятного пересказа председателя, я не поняла. Уловила только, что будет проведен конкурс на лучший проект памятника. Не случайно, за несколько дней до этого заседания Ермаков долго выпытывал историю создания памятного знака у его автора - архитектора В.Н. Редколиса.
 
Писать про Ермакова мне неинтересно, но должны же предприниматели знать, что за краевед    сподвиг их на персональную установку памятного знака.
 
На заседании Совета я попросила дать мне слово.  Выступала минут пять с рассказом о строительстве памятного знака. Но сейчас мне хотелось бы рассказать подробнее, тем более, что впереди Дань памяти жертв политических репрессий - 30 октября.
 
Мы были первым «Мемориалом», если не на Дальнем Востоке, то в Хабаровском крае, точно. 3 марта 1989 года прошло учредительное собрание. Через день возник и Хабаровский «Мемориал». Но по условиям существования и отношения к нам местных властей мы отличались, как небо и земля.
 
Хабаровскому «Мемориалу» большую поддержку оказывал бывший губернатор края В.И. Ишаев. Только благодаря ему была поставлена и «Часовня» на городском кладбище в память о жертвах политических репрессий, выпущена многотомная Книга памяти. Хабаровский «Мемориал» имел свое помещение с телефоном. Для жертв политических репрессий 30 октября устраивались обеды.
 
Когда в 1990 году вышел Закон об общественных организациях,  мы пошли в горисполком регистрировался. Нас посылали из кабинета в кабинет. Оказывается никто не знал, как надо регистрировать общественные организации, даже секретарь исполкома Волкова. Через десяток лет, работая с архивами горисполкома, я нашла решение исполкома №69 от 28.03.89. «О порядке регистрации общественных организаций». «Подается в горисполком. РИКАМ, отделам, управлениям обеспечить строгое соблюдение указанного порядка.   Секретарь исполкома Волкова».
 
В этом же году «Мемориал» решил поставить памятный знак жертвам политических репрессий в Комсомольске. Пока временный. Местом выбрали сквер у Дома правосудия с разрешения председателя суда Куликова С.П. Он собирался благоустроить сквер, создав там Сад камней. Камни ему привозили «пятнадцатисуточники» из каменного карьера, где ранее работали заключенные комсомольских лагерей.
 
На открытии памятного знака из городского руководства были только зав. отделом культуры горисполкома Синельников Э.И. и председатель Центрального райисполкома Хохлов С.А. Но последний просто стоял в стороне.
 
Председатель горисполкома Ю.С. Матвеев подписал распоряжение об установке постоянного памятного знака в 1992 году. Его распоряжение не было выполнено.  
 
К следующему мэру города В.П. Михалеву мы обращались дважды. В 1997 и в 2008 году.
 
В 2008 году предприниматель И.И. Жойдик был готов за свой счет поставить памятный знак по проекту архитектора В.Н. Редколиса (также выполненному за свой счет).
 
В городском архиве среди 28 томов о работе и деятельности Комсомольского общества «Мемориал» один называется - «История строительства  памятного знака жертвам политических репрессий». Нумерация документов в этом томе доходит до 100.  И это еще не все. Для того, чтобы получить разрешение на установку памятного знака, мы собирали документы  почти четыре года. Бывает ответы от очередной «инстанции» ждали по 6-8 месяцев, пока не вмешивалась прокуратура.
 
Наконец, начали строить. Но тут очередной финансовый кризис разорил нашего инвестора. Успели возвести только фундамент. Тогда мы делегировали городской администрации завершение работ по строительству памятного знака. И переключились на другие проекты.
 
Согласно информации от зам.главы администрации города И.Ф. Щербакова  от 3.11.12, было принято  решение о строительстве памятного знака за счет средств местного бюджета и включении объекта в план проектных работ на 2013 год.  
 
Вроде бы выделили миллион рублей, но они куда-то исчезли.
 
Опять сменилась власть. К мэру Климову мы обращаться не стали.
 
В 2017 году началась реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В 2020 году территория сквера около здания районного суда попала в число тех общественных пространств, которые получили финансирование на свое благоустройство. Финансирования хватило только на то, чтобы по нашей просьбе  памятный знак был переставлен на более удобное место и к нему проложена дорожка.
 
На следующий год территория сквера может снова поучаствовать в конкурсе на получение гранта. Вообще-то, она должна быть вне конкурса. Вероятно, новая администрация не в курсе дела, что территория сквера стоит в очереди на благоустройство с 2008 года.
 
Зам. главы город Роженцев Ю.П. письмом от 19.06.2008 за № 1-1-1-37/2748 сообщал о том, что рабочий проект памятного знака будет учтен при разработке проекта благоустройства территории сквера при Доме правосудия.
 
Самое время администрации города погасить свой 30-летний долг перед жертвами политических репрессий, используя предоставляемые государством финсредства федерального проекта.
 
Из информации А. Ермакова на сайте газеты «Наш город» от 6.10.20: «Иван Пакшин предложил продолжить дискуссию о проектах памятника. Их на данный момент существует уже два, кроме проекта Редколиса. Не исключено, что объявят и новый конкурс на новый проект памятника. Вопрос этот заинтересованные лица обсудят в ближайшее время, а пока что Совет по развитию предпринимательства будет собирать необходимые документы».
 
Интересно, на каком основании и кто должен объявлять новый конкурс на проект памятного знака?  
 
Никакой дискуссии тут быть не может.
 
Существует официально признанный администрацией города проект памятного знака.  Он находится в стадии строительства.
 
Если предприниматели действительно «прониклись» и хотят оказать помощь в увековечивании памяти жертв политических репрессий, то здравый смысл подсказывает, что им проще оказать финансовую помощь администрации города в достройке памятного знака. Или искать место для установки «своего» памятного знака.
 
Марина Кузьмина, председатель
Комсомольского-на-Амуре общества «Мемориал».
 
Международное историко-просветительское, правозащитное и  благотворительное общество «Мемориал» (НКО)  - неправительственная организация, основная задача которой - исследование политических репрессий в  СССР. 4  октября 2016  года Минюст РФ внес «Мемориал» в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».