Роберт Людвикович Бартини (1897-1974)
Роберт Людвикович Бартини (1897-1974)

Впервые об этом человеке мне рассказал хабаровский краевед Алексей Вежновец лет пять-шесть назад, мол, напиши о нем, в частности - о малоизвестном и коротком периоде его жизни - дальневосточном. Только цепь событий и легенд, прямо или косвенно связанных с этой таинственной личностью, оказалась куда более растянутой в пространстве и во времени. Эта история, в которой замешаны и правда и вымысел, вполне могла бы стать началом для сценария художественного фильма…

 

Империя ab tabula rasa

 

В конце XVI века Иван Грозный отправил на восток Руси своего наместника, предоставив под его начало отряд стрельцов, несколько сотен крестьян-холопов и двух старцев.

 

Задача экспедиции была следующей - пройти всю Сибирь, где тогда хозяйничали татарские орды, беглые каторжники и вольные казаки Ермака и, не ввязываясь ни в какие стычки, добраться до окраин русской земли, построив там белокаменный град.

 

Царь Московский и всея Руси намеревался одним махом «пометить» восточную границу будущей империи. И не просто «пометить», а, выражаясь высоким слогом, создать на Тихом океане оплот новой цивилизации, которая бы развивалась, что называется, ab tabula rasa (по-латыни - с чистого листа), без смут, войн, международных интриг и рабства.

 

В большом «дальневосточном» царском обозе с продовольствием, оружием, амуницией и прочим инвентарем были тяжело груженные крытые сани, о содержимом которых знали лишь наместник и два его ученых спутника… Находились там огромные пергаментные книги и свитки из свиной кожи, испещренные иноземными письменами и странными рисунками…

 

Тем тайным посланцем и создателем новой жизни был один из незаконнорожденных сыновей Ивана Грозного.

 

Итальянцы в Хабаровске

 

Летом 1919 года из Владивостока в Хабаровск прибыл большой отряд итальянских военных, захваченных в плен еще в 1916 году на Буковине казаками генерала Брусилова. Гражданская война в центральной части России уже почти закончилась, а на Дальнем Востоке власть попеременно переходила то к японцам, то к адмиралу Колчаку и атаману Семенову, то к отряду Сергея Лазо.

 

Иностранные военнопленные попали под юрисдикцию Дальневосточной республики. Их разместили в специальном лагере на Красной речке.

 

Однажды к главе итальянской миссии в Хабаровске майору Манейро обратился представитель Дальревкома с просьбой подыскать ему среди военнопленных офицеров человека, владеющего несколькими языками. Не помешало бы, чтобы офицер знал и русский язык. Как ни странно, такой полиглот обнаружился - лейтенант пехотного батальона Роберто Бартини. Этот итальянец, оказалось, владел семью языками, в том числе и русским, который в совершенстве выучил за три года пребывания в плену.

 

Лейтенанта привезли в какой-то деревянный дом в центре Хабаровска и приказали ждать. Через несколько часов в комнату зашел человек в кожанке, а за ним - пожилой мужчина, по виду научный работник. В руках у ученого был древний манускрипт. «Кожаный» попросил Бартини перевести несколько строк из рукописного манускрипта. Книга, как выяснилось, была написана на латыни, древней латыни. Итальянец осторожно листал толстые пергаментные страницы…

 

Спасительный билет

 

Итальянца еще несколько раз привозили в этот дом. По лагерю военнопленных поползли слухи о том, что лейтенант стал доносчиком «совверсиво» (большевиков).

 

Но в это время началась репатриация военнопленных из дальневосточных лагерей. И в числе первых документы и билет на японский пароход, зафрахтованный Италией для своих военнослужащих, получил Бартини. Только его земляки еще во Владивостоке договорились сбросить «доносчика» за борт, как только судно отчалит из китайского порта Шанхай. Каким-то образом командир подразделения узнал о готовящемся убийстве и, снабдив Бартини рекомендательным письмом к итальянскому консулу, за несколько минут до отхода судна ночью на шанхайском рейде высадил лейтенанта.

 

В Шанхае Бартини пробыл около двух месяцев. Работал шофером у китайского коммерсанта. Затем отправился на родину по замысловатому маршруту: Сингапур, Коломбо, Суэц, Триест и, наконец, родной город - тогда итальянский Фиуме, а ныне боснийский - Риека.

 

Русское небо Роберто

 

Полное его имя - Роберто Орос ди Бартини. Детство и юность Роберто прошли на Адриатике в провинции, где его отец - итальянский барон был вице-губернатором. Главной страстью Бартини стала авиация. Это произошло после того, как юноша увидел показательные выступления одного из первых летчиков, русского пилота Харитона Славароссова. И тогда отец подарил 16-летнему юноше аэроплан, нанял тренера.

 

Гимназию Роберто ди Бартини окончил, когда уже полыхала Первая мировая война. Он был мобилизован и, по его желанию, зачислен в Римскую летную школу. После ускоренного выпуска молодой Бартини был отправлен на Украину, как раз в тот момент, когда русские войска осуществляли там знаменитый «Брусиловский» прорыв. В местечке Гниловоды Бартини и был захвачен в плен казаками…

 

Эмигрант-комбриг

 

Вернувшись на родину, богатый наследник, несмотря на уговоры отца, поселился в Милане. В 1921 году стал членом компартии Италии и ее активным боевиком. Спасаясь от преследований фашистов, Роберто Бартини в 1923 году был переправлен в Советский Союз.

 

В России его стали называть Роберт Людвигович. В 1927 году Бартини вступил в ВКП(б). Получив звание комбрига, служил на опытном аэродроме в Москве, возглавлял авиацию Черноморского флота в Севастополе. В это время «красный барон», как его уже успели окрестить коллеги, начал серьезно заниматься конструкторской деятельностью.

 

Стальные крылья

 

По просьбе Михаила Тухачевского — Бартини в 1930 году был назначен главным конструктором КБ НИИ Гражданского флота. Под его руководством был разработан проект 40-тонного морского двухлодочного бомбардировщика МТ-Б. Самолетов такого веса в то время еще не было в мировой практике.

 

Вообще, всем будущим проектам Бартини была присуща особенность: они были оригинальны, смелы и опережали время. В ОКБ Бартини родились дальний арктический разведчик «Дар», который мог садиться на лед и воду, экспериментальный истребитель «Сталь-6», где впервые была применена стальная обшивка вместо деревянной, что дало значительный прирост скорости.

 

В 1938 году Роберт Людвигович был арестован. Ему предъявили обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также шпионаже в пользу Муссолини. Бартини получил 10 лет лагерей и пять – «поражения в правах». И на многие годы Роберт Людвигович вновь отправился на восток. По тому же маршруту, что и в 1916 году.

 

Из «шараги» - в Сибирь

 

В начале 50-х годов Бартини, поработав в закрытых «шарагах», был откомандирован в Новосибирск. В Институте аэродинамики Сибирского отделения АН СССР он разработал первый в мире межконтинентальный бомбардировщик.

 

Только после полной реабилитации в 1956 году Роберт Людвигович вернулся в Москву, возглавив КБ в Люберцах. И уже великий Сергей Королев чуть ли не официально назвал его своим учителем.

 

Помимо авиации Бартини всерьез занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «Мир Бартини». В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини». Есть у него труды по теоретической физике.

 

«Дьявольские» секреты

 

ГЛлавная тайна Бартини была зашифрована в нескольких произведениях Михаила Булгакова. К примеру, помните в «Мастере и Маргарите» высказывание Воланда о том, что его пригласили перевести труды некоего чернокнижника Герберта Аврилакского? Чем-то похоже на случай летом 1920 года в Хабаровске…

 

Сам же Бартини довольно символично увековечил дружбу с автором «Мастера и Маргариты». Свои проекты конструктор последовательно наделял маркировкой: М-62, А-57, С-6, Т-200, ЕР-2. Лишь через много лет историки, которым соответствующие органы разрешили покопаться в закрытых архивах, вдруг сообразили: М, А, С, Т, ЕР.

 

Бартини скончался весной 1974 года. Он умер в одиночестве, его нашли на полу в ванной...

 

«Соберите сведения обо всей моей жизни. Извлеките из этого урок». Эти слова Бартини написал в завещании… А потом было еще несколько слов на листке, вырванном из большого блокнота: «Знакомство с Булгаковым… Роман о дьяволе…»

 

Андрей Мирмович.

 

От автора. После публикации этого материала в нескольких российских изданиях к автору обратились сотрудники итальянской организации поиска соотечественников и одного из римских телеканалов.  Коллеги действительно решили снимать документально-художественную ленту о своем земляке. Правда, российские журналисты опередили итальянцев и сняли к 35-й годовщине смерти Бартини большой документальный фильм. Однако «кино» еще больше напустило туману о жизни «красного» барона.