Ефим Вепринский
Ефим Вепринский
- Создалась ситуация, когда хочется выговориться. Наверное, в области я остался единственным, кто помнит историю и следит за развитием в ней фотоискусства, начиная с 60-х годов прошлого века.
 
В 1967 году я пришел в фотокружок биробиджанского Дома пионеров и школьников, что был на улице Ленина, рядом с редакциями двух областных газет и типографией. Руководил нами Ефим Давыдович Ротенштейн. С тех пор я практически все время фотографирую, общаюсь с мастерами светописи, в курсе событий, что происходят в этой сфере в области, стране и за рубежом. На следующий год будет пятьдесят лет, как я занимаюсь фотографией.
 
За это время в моей жизни многое переменилось. Я ходил в фотокружок и учился на отделении руководителя фотокиностудии культпросветучилища в Биробиджане. Работал в краевом фотокиноклубе. В 1982 году закончил Хабаровский государственный институт культуры. В 70-х годах работал преподавателем и завотделением в нашем культпросветучилище. Почти четырнадцать лет - фотокорреспондент в газете «Биробиджанская звезда».
 
А сегодня, анализируя происходящее в нашей области, с грустью спрашиваю себя, наверное, это крик души: фотография, фотоискусство как культура, как творчество, как средство имиджа ЕАО по большому счету, кому все это нужно?
 
Да, управление культуры правительства области не против развития фотоискусства в автономии. И, конечно, оно за то, чтобы в ЕАО на высоком организационном и художественном уровне проходили выставки фотографии.
 
Не сомневаюсь в том, что в управлении знают расхожую фразу: «искусство требует жертв», то есть денег, определенных материальных затрат, и что культуру всегда финансировали по остаточному принципу. В нашей дотационной области, полагаю, приходится считать каждый рубль и экономить бюджетные средства в ущерб развития культуры. Это мое личное мнение.
 
И все ж в 2006 году при государственном бюджетном учреждении культуры «Центр народного творчества, кинематографии и историко-культурного наследия Еврейской автономной области» была создана фотостудия и ей присвоили звание «народная». Согласно положению министерства культуры народная фотостудия может иметь в штате от двух до трех постоянно работающих в ней сотрудников. Но почему-то с 2006 года фотостудии выделили только полставки. И все эти годы никто ничего не хочет менять.
 
Ситуация, по моему мнению, ненормальная. Отношение к обществу фотоискусства и народной фотостудии (я считаю их почти одним и тем же), на мой взгляд, оставляют желать лучшего.
 
Мы неоднократно экспонировали (полные выставки, сто работ) в нашей области, Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и других городах.
 
Наши фотоработы (полная коллекция) экспонировались в немецком городе Кельне.
 
Моя персональная фотовыставка «На берегах Биры и Биджана» была размещена в Российском культурном центре Тель-Авива. Работы наших членов общества были представлены на выставке «Евреи России: возрождение, традиции» - проводили такую выставку три года назад. В коллекции работы наших мастеров светописи демонстрировались в Будапеште, Берлине, Центре фотографии в Москве.
 
Казалось бы, мы чего-то достигли, чего-то заслужили. И действительно, у нас большое количество лауреатов дальневосточных, всероссийских и международных выставок. Последний пример: в пошлом году во Владивостоке проводили международную фотовыставку. Пять членов общества фотоискусства стали лауреатами.
 
Тем не менее народная фотостудия при Центре народного творчества кроме полставки с доплатой до минимального размера труда, то есть зарплаты дворника или технички, никак по-другому не финансируют. Мне непонятно до сих пор, куда и почему исчезли остальные полторы ставки? Можно, наверное, говорить, что нам определили одну ставку. Тогда возникает вопрос: почему у нас одна ставка, а у другого народного коллектива две ставки? А если нам и в самом деле положено иметь полставки, то куда девалась вторая половина ставки?
 
Тут можно предполагать что угодно, в том числе и возможное нецелевое использованием бюджетных средств. Я полставки пока найти не могу, хотя и пытался. Разговариваю с директором Центра народного творчества - он утверждает, что у него нет этих ставок. Разговариваю с начальником управления культуры - она посылает меня к руководителю Центра. Круг замкнулся.
 
Когда я работал в издательском доме «Биробиджан», то мне эти полставки как бы не делали погоду. Однако и меня, и моего коллегу в издательском доме сократили. Сегодня мы вдвоем работаем на полставки в Центре народного творчества. Руководство доплачивает нам до ставки. Делим «копейки» на двоих.
 
Одному работать в народной фотостудии тяжело. Потому что приходится фотографии оформлять, заниматься их подготовкой к той же выставке. Это - рамы, которые надо достать, привезти и так далее. Не просто так подготовить хорошую выставку, нужен напарник, помощник. И я полагаю, что у фотостудии должны быть две ставки.
 
На практике ситуация иная: получая «чистыми» на руки 8800 рублей в месяц, половину из них мне приходится отдавать коллеге. А недавно, в мае, в Центре народного творчества мне вдруг предложили написать заявление на отпуск с середины мая по 28 июня.
 
Это при том, что восьмого июня у нас открылась фотовыставка «Заповедная природа ЕАО», в которой со своими работами участвует фотостудия Центра народного творчества. Дальше было еще «интереснее»: когда я написал заявление на отпуск, мне вежливо сказали: а сейчас, уважаемый Ефим Борисович, напишите, пожалуйста, заявление, что вы просите отпуск за свой счет на 78 дней.
 
«Прекрасное» предложение мне, пенсионеру, нигде кроме Центра не работающему. Можете представить мое состояние, отношение к человеку! Наверное, это «благодарность» за все, что делаю - развитие и продвижение фотоискусства в области. Я, конечно, не написал заявление. Как такое возможно: открытие очередной выставки в области «Русь многоликая» запланировано на восьмое сентября, а мне предлагают написать заявление на отпуск за свой счет по десятое сентября.
 
Почему мне предлагают взять дополнительный отпуск за свой счет? Говорят, в Центре нет денег и таких, как я, рекомендовано отправить в отпуск. Начинаю разбираться - никто меня не слышит. Зато 17 июня мне звонят и говорят: Ефим Борисович, срочно представьте отчет о работе за первое полугодие. Отвечаю, что я в отпуске и к чему такая спешка, первое полугодие заканчивается 30 июня. Мои доводы не принимают. Слово за слово, и Ефим Борисович вынужден был написать заявление об увольнении.
 
При моей мизерной зарплате Центр народного творчества ни разу не давал деньги на паспарту, командировки и другие расходы, которые неизбежны при организации фотовыставок. Исключение - юбилей области и юбилей Победы - дали сорок тысяч рублей, и все. В Центре вечно нет денег. А чтобы организовать выставку фоторабот, на сто снимков изготовить рамы и паспарту, нужно около 80 тысяч рублей. Приходится искать спонсоров.
 
В этом году, 24 марта, в День работника культуры мне, как творческому работнику, руководителю народной фотостудии государственного бюджетного учреждения культуры «Центр народного творчества, кинематографии и историко-культурного наследия Еврейской автономной области», вручили свидетельство о присуждении государственной премии Еврейской автономной области за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства.
 
Свидетельство уникальное, с печатью и подписью губернатора области Александра Борисовича Левинталя. Обозначена сумма материального поощрения. И что вы думаете! Деньги до настоящего времени никто не дал. Мне говорят: денег нет и неизвестно когда будут. Вот пример отношения к руководителю народной фотостудии, работы которой известны в области, стране и за рубежом.
 
И другой пример. Мой сын взял и уехал из ЕАО в Магадан, пригласили на работу тренером по го, древней восточной игре, популярной не только на Дальнем Востоке. Сыну сразу сняли квартиру за счет федерации го Магадана, зарплату приличную дали. И он там живет припеваючи, намерен остаться на ряд лет, потому что с человеком обращаются по-человечески, хотя в го его успехи пока невелики - несколько побед на Дальнем Востоке в своей группе.
 
А мне что делать? Тоже паковать чемодан и уезжать из области, в которой родился и ы которой проходит вся моя сознательная жизнь? Кто ответит на вопрос: мне из области уезжать? А может быть, пойти работать дворником или сторожем? Вот будет сенсация для « Газеты на дом». Можно написать крупными буквами на первой странице: «Сегодня дворы и тротуары улицы Шолом-Алейхема города Биробиджана подметает Ефим Вепринский, член Союза художников и член Союза журналистов России, известный мастер фотографического искусства, обладатель множества престижных наград». А что - звучит!
 
Участвую в заседании областного штаба «Народного фронта». Рядом сидит Владимир Сергеевич Приходько, заместитель председателя правительства области по внутренней политике. Показываю ему «расчетку». В ней обозначена моя зарплата - 2880 рублей. Он засмеялся.
 
Мне отпускные заплатили, как положено, а 2880 рублей - это зарплата за половину мая. Выясняю в Центре, почему мне недоплатили за апрель - вместо 8800 заплатили 7900 рублей. Отвечают: а мы сняли со всех работников Центра стимулирующие надбавки. Вот какая «хитрая» система: хочу - заплачу так, а захочу - эдак. Если у тебя ставка, то со ставки ни рубля не снимут, а если у тебя полставки и стимулирующие доплаты, то их можно урезать или вовсе снять. Было бы желание, а повод найдется.
 
Ну и что дальше делать?
 
Записал Николай Немаев,
«Биробиджанская звезда», 30.06.16
 
Справка
Вепринский Ефим Борисович, родился и вырос в Биробиджане. Член творческого Союза фотохудожников России, член Союза журналистов России, руководитель отделения Тихоокеанского международного союза фотохудожников в Биробиджане, почетный член Амурского фотографического общества.