Саха Республикатын Ил Дархана
Саха Республикатын Ил Дархана
В Якутии Конституцию республики превращают в какой-то плохо написанный роман, а власти, вместо того чтобы решать насущные проблемы республики, на мой взгляд, заняты непонятной и мутной деятельностью с нулевым КПД.
 
На днях в якутском республиканском законодательном собрании Ил Тумэн состоялись публичные слушания по проекту поправок к конституции Якутии.
 
В частности, одна из поправок предлагает привести в соответствие с якутским языком название республики и высшего должностного лица республики. До сих пор эти названия существовали на трех языках - русском, якутском и «транскрипции».
 
Почти четыре года назад я писал об этом, по сути, издевательстве властей Якутии над якутским языком, законами и здравым смыслом. Позвольте привести самоцитату:
 
На русском языке официальное название Якутии пишется - «Республика Саха (Якутия)», на якутском - «Саха Өрөспүүбүлүкэтэ». Соответственно, глава, высшее должностное лицо, республики, в русскоязычном варианте называется «Глава Республики Саха (Якутия)»,  в якутском правильном должен называться «Саха Өрөспүүбүлүкэтин Ил Дархана». Но оно (лицо) так не называется.
 
Согласно последней версии якутской конституции теперь там есть такой пункт: «Наименования Глава Республики Саха (Якутия) и Саха Республикатын Ил Дархана равнозначны». Где слово «Саха Республикатын» есть транскрипция якутского слова «Саха Өрөспүүбүлүкэтин».
 
И теперь в Конституции Якутии есть наименование республики и высшего должностного лица Республики Саха на трех языках: русском - Глава Республики Саха (Якутия), якутском - Саха Өрөспүүбүлүкэтин Ил Дархана, и на новообразованной транскрипции - Саха Республикатын Ил Дархана.
 
Причем, согласно закона, название на русском и транскрипции будут равнозначны, а чисто якутское - Саха Өрөспүүбүлүкэтин - равнозначным, по логике законодателя, уже не является. За что так унижен правильный якутский язык в целом и труд якутских филологов в частности - непонятно.
 
Согласно «Орфографическому словарю якутского языка» (Институт гуманитарных исследований Академии наук РС(Я), редкол: В.М. Анисимов, 2002 год) слово «Республика» на правильном каноническом якутском языке пишется как «Өрөспүүбүлүкэтэ». Точно такое же слово указано в «Большом толковом словаре якутского языка» (под общей редакцией академика АН РС(Я) П.С. Слепцова, издательство «Наука» 2010 г.).
 
Это же написание, как юридический термин, закреплено в «Словаре-справочнике юридических понятий (терминов), содержащихся в законодательстве Республики Саха Якутия», изданном в 2008 году под научной редакцией Председателя Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) Дмитрия Миронова. Только так и никак иначе.
 
В полном соответствии с этими правилами в старом варианте Конституции Якутии на якутском языке название республики пишется как «Саха Өрөспүүбүлүкэтэ». Теперь же, после принятия поправок, в наименовании должности главы Якутии якутское слово «Өрөспүүбүлүкэтин» заменяется на бессмысленный, по моему мнению, набор букв - «Республикатын». Бессмысленный он как с точки зрения русского, так и якутского языка. Как утверждают орфографические словари и юридическая практика, таких слов просто нет ни в якутском, ни в русском языке.
 
Так во главе чего стоит якутский «Ил Дархан» в якутском тексте Конституции республики? Какой субъект или фрукт он возглавляет?
 
То, что было понятно рядовому филолуху с трехклассным образованием, оказалось непонятным главе Якутии и Ил Тумэну со всеми их департаментами и юридическими службами. Почти четыре года конституция республики была посмешищем для всего мира.
 
Теперь, спустя столько времени, наши власти пришли немного в чувство и решили исправить этот маразм. Название республики и ее главы будет приведено в соответствие с правилами якутского языка. Наконец-то…
 
Но, очнувшись на пару минут, якутские власти тут же впали, по моему мнению, в новый маразм. Одной из поправок предлагается внести изменения в п.4 ст.22 Конституции РС (Я). Сейчас он выглядит так:
 
Республика Саха (Якутия) устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие национально-региональные компоненты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
 
Ранее, в 2010 году, прокуратурой Якутии был внесён протест на эту норму, как не соответствующую Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Этим законом установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся разработка и реализация региональных программ развития образования с учётом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации.
 
Поэтому новыми поправками предлагается заменить «устанавливает» на «гарантирует» и далее вместо компоненты ввести формулировку «с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия)».
 
Тут нужно немного предыстории.
 
Как мы помним, в ранее действовавшим федеральном законом «Об образовании» от 1992 года государственный образовательный стандарт состоял из трех компонент: федеральной, национально-региональной и образовательного учреждения. В рамках своих полномочий каждый из субъектов разрабатывал и утверждал свои стандарты.
 
Федеральный компонент стандарта включал нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России, и был связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например, для средней школы - это русский язык, математика, физика, химия, история и т.д.
 
Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта устанавливался субъектом Российской Федерации для того, чтобы полнее учесть местные традиции и культуру населения, проживающего на соответствующей территории.
 
Компонент образовательного учреждения отражал специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволял ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.
 
В 2008 году структура стандарта была изменена и появился единый федеральный государственный образовательный стандарт, который включил в себя все три компонента. Устанавливается он исключительно федеральным правительством. Региональные власти в рамках этого единого ФГОСа разрабатывают программы развития образования с учетом национальных, социально-экономических и прочих особенностей региона.
 
Эти нормы были окончательно закреплены в 2012 году новым федеральным законом  «Об образовании» и республиканским законом «Об образовании в Республике Саха (Якутия)», принятом в 2014 году.
 
Так, согласно ст. 2 республиканского закона, к полномочиям якутских властей в сфере образования, кроме всего прочего, относится:
 
- разработка и реализация государственных программ развития образования Республики Саха (Якутия) с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Саха (Якутия).
Как осуществляется учет национальных и прочих особенностей, расписано в ст. 6 упомянутого закона.
 
В соответствии со своими полномочиями республиканское министерство образования разрабатывает и утверждает государственные и образовательные программы. Они являются составной частью ФГОС. Совместно с федеральным Минобром ведет экспертизу основных учебных программ в части соблюдения национальных и региональных особенностей, готовит учебники, пособия и т.д.
 
В общем, у региональных властей есть достаточно полномочий для соблюдения своих интересов в части образовательной деятельности.
 
После реформы системы образования и изменения законодательства все субъекты РФ привели свои законы в соответствие. В конституциях Татарстана, Башкортостана, Бурятии, Чечни или Чувашии такой нормы с упоминанием стандартов не осталось.
 
Но только не в Якутии. Якутские власти решили снова отличиться и насмешить всю Россию. И постановили «гарантировать государственные образовательные стандарты».
 
А что, собственно, это означает на деле?
 
По хорошему (то есть по закону), обеспечить гарантии в сфере образования республиканские власти могут только одним путем и он указан в ст. 8 федерального закона и в ст. 2 республиканского. А именно,
 
«…посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Республики Саха (Якутия)».
 
Все. Других гарантий законом не предусмотрено. Именно про эти гарантии идет речь в ч.1 ст. 22 Конституции РС (Я). И зачем прописывать в основном законе республике два раза одну и ту же норму, мне лично непонятно.
 
Тем более, что обеспечение национальных, региональных, этнокультурных и прочих региональных особенностей - это не право, а прямая обязанность региональных властей, прописанная в федеральном законе. Они просто обязаны это делать, независимо от того хотят они это делать или нет. Без всяких гарантий.
 
Кроме того, все основные понятия, используемые в законодательстве об образовании, перечислены в ст. 2 федерального закона. И там такого термина как «государственный образовательный стандарт» просто нет. Физически нет.
 
Для общеобразовательной школы используется термин «федеральный государственный образовательный стандарт», для высшей - «образовательный стандарт». И больше ничего. Никаких иных «государственных образовательных стандартов» в законе не значится. Соответственно, нет такого термина и в республиканском законе.
 
Федеральный государственный образовательный стандарт утверждает исключительно федеральное правительство - это сфера его полномочий. Региональные власти разрабатывают свои учебные программы в рамках этого ФГОСа, где расписывают свои региональные особенности, выпускают учебные пособия, проводят экспертизу и т.д. в рамках своих полномочий.
 
И все! Никаких «государственных образовательных стандартов», которые можно гарантировать или устанавливать региональным властям.
 
А теперь, дорогие якутские власти, вопрос - вы что гарантировать собрались? То, чего нет? А каким образом вы хотите гарантировать то, чего в природе не существует?
 
Я думаю с таким же успехом вы можете гарантировать жизнь на Марсе или установить «каждой бабе по мужику». Вам что, больше заняться нечем, как издеваться над Конституцией? Зачем вы превращаете основной закон республики в беллетристику?
 
Все нормальные республики уже давно привели свое законодательство в норму и закрыли этот вопрос. Все понимают, что в стране идет реформа образования и потому в своем «Основном законе» прописали самые общие нормы и гарантии, уделив все внимание профильному закону «Об образовании». И только якутские власти вновь идут своим путем.
 
Зачем? Зачем вписывать в Конституцию пустые и не соответствующие федеральному законодательству нормы?
 
Ведь понятно, что после решения своих кадровых проблем, прокуратура республики опротестует это решение как несоответствующее федеральному законодательству. И что тогда? Опять собирать кучу разных важных заседаний, где наши чиновники и нардепы, важно надувая щеки, будут произносить пустые речи? Какой во всем этом смысл? Какой КПД у нашей якутской власти?
 
Ведь четыре года назад, когда принимались поправки, коверкающие якутский язык, точно также заседали конституционные комиссии, проводились «круглые столы», шло «бурное» обсуждение в узких кругах. Точно также в комитете по госстроительству Ил Тумэна та же Ольга Балабкина (тогда еще Макиенко - глава комитета) принимала эти абсурдные поправки. И что? Сейчас их приходится опять менять. А Ольга Балабкина, теперь уже вице-спикер, говорит по поводу поправок об образовании:
 
Конституционные гарантии являются сердцевиной правового гарантирования, поскольку они распространяются не только на правоосуществление, но и на правотворчество, выступают в качестве руководящих идей гарантирования и имеют конкретизацию в текущем законодательстве, а именно в законодательстве о языках, об образовании и культуре. При этом закрепляющие их конституционные нормы являются, как и все другие нормы Конституции, непосредственно действующими. При таком построении соотношения норм Конституции и действующего законодательства достигается гармонизация правовой системы республики.
 
Вы что-нибудь поняли? Вот и я нет. Весь этот бессмысленный, на мой взгляд, набор слов, прикрывает собой пустоту и правовой нигилизм. Но если г-жа вице спикер всегда, по моему мнению, отличалась витиеватостью мышления, то другие якутские начальники обычно выражались более конкретно. Тем не менее, при обсуждении поправок они скатились в такое же непонятное словоблудие
 
Например, глава якутского парламента Александра Жиркова, который на «круглом столе» заявил:
 
Сохранение в Конституции (Основном законе) республики слова «национальный» - это консенсусное и непростое решение, которое необходимо поддержать.
 
Стесняюсь спросить - а Александр Николаевич Конституцию Республики Саха (Якутия) вообще читал? Ведь она начинается словами:
 
Мы, многонациональный народ Республики Саха (Якутия)
 
Где есть такие строчки:
 
Источником государственной власти в Республике Саха (Якутия) является народ, состоящий из граждан всех национальностей. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе право осуществления государственной власти.
 
И даже специальная глава:
 
Глава 3. Национально-государственный статус, административно-территориальное устройство.
 
И еще много чего про «национальный» - ведь Якутия и есть национальная республика по сути. Уважаемый спикер Ил Тумэна, вы бы как-нибудь почитали на досуге конституцию республики, уверяю вас, очень полезный документ. Кругозор расширяет. И не придется потом всякие, на мой взгляд, глупости говорить.
 
Не менее «убедителен» и глава Якутии Егор Борисов:
 
Мы себя не можем ограничивать. Конституция должна расширять нормы. Также Основной закон республики не должен устанавливать, а должен гарантировать.
 
Вообще-то, если быть точным, изменения в конституцию по части образования вносятся под давлением прокуратуры в связи с несоответствием федеральному законодательству. А Егор Борисов «лечит» якутян - мы не можем себя ограничивать. Можем, дорогой Егор Афанасьевич, еще как можем. И даже обязаны.
 
И уже совсем блеск, что конституция не должна устанавливать. Простите за мой французский, но если она ничего не устанавливает, то на какой ляд она вообще нужна? Что за отношение к основному закону республики со стороны гаранта?
 
Ну, господа-товарищи, если вам там хочется, впишите в конституцию строчки из собственного закона «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» или сделайте как в Чечне, где не мудрствуя лукаво, просто написали:
 
Чеченская Республика в пределах своей компетенции решает вопросы в области образования.
 
Все ясно и понятно. А в Якутии, как мы видим, просто потешают всю Россию.
 
Когда же наконец якутские власти вместо систематического изображения бурной нетрудовой деятельности займутся настоящим делом?
 
Владимир Нифонтов,
yktimes.ru, 21.04.16
http://www.yktimes.ru/politika/kogda-yakutskie-vlasti-prekratyat-izdevatsya-nad-konstitutsiey-yakutii/#comment-49873