Владимир Чистов и карнавальный костюм из Италиии. Фото Андрея Ильинского.
Владимир Чистов и карнавальный костюм из Италиии. Фото Андрея Ильинского.
Владимир Чистов запомнился многим жителям области не только своей говорящей фамилией, но и чередой громких уголовных дел, которые региональная прокуратура под его руководством инициировала в отношении высокопоставленных лиц, в том числе и одного из бывших глав региона.
 
«Чистов чистит Приамурье» - подобные заголовки в 2007-м были не редкость, а сам Владимир Тимофеевич на острые вопросы журналистов о некоем «политическом заказе» сдержанно тогда отвечал: «В Приамурье нет действительно сильных политических партий, но зато есть проступки чиновников». Свой уход в отставку в конце 2008-го он объяснил несогласием с решениями и действиями вышестоящего руководства, а также глобальными изменениями полномочий прокурора, которые не устраивали его как профессионала.
 
Сняв прокурорские погоны, Чистов остался в Благовещенске. На днях мы заглянули к нему на огонек, чтобы узнать, как сложилась жизнь «генерала юстиции» после отставки.
 
Закат прокурорской карьеры Владимира Тимофеевича совпал с тяжелейшими испытаниями в личной жизни. За короткое время он похоронил сначала младшего, а потом среднего своих братьев. Страшным ударом стала случайная смерть младшего сынишки, а затем трагически погибла жена… Старший сын в то время уже был студентом, учился в университете в Сибири. На руках осталась двенадцатилетняя дочь.
 
Присаживаясь у камина, я вспомнила его первое интервью АП. Он тогда только приехал в Благовещенск и был на подъеме - нравились погода, природа, город, собирался выращивать с детьми помидоры на балконе…
 
- Сейчас у меня настоящий огород здесь. Представляете, я заготовками на зиму сам занимаюсь. И получаю удовольствие просто сумасшедшее от того, что сейчас делаю. Хобби появилось, потому что земля есть - семь соток, на которых можно выращивать овощи. А вон там, - указал хозяин, глядя в окно, - я выращиваю яблоки. Не полукультурку, а вот такие крупные… Сначала прикапывал, а последние две зимы стал оставлять. Нормально зимуют. Саженцы из Хабаровска привозил. Виноград посадил, третий год растет, но урожая еще не было. Слива уже пошла. Варенье сам делал.
 
Сразу после отставки Чистов недолго работал в областном правительстве, затем был представителем металлургической компании «Мечел» в Приамурье.
 
- А сейчас я обычный пенсионер. Научился в бильярд играть, даже чемпионом стал, пойдемте, покажу, сколько у меня кубков, - экс-прокурор повел нас на кухню.
 
- Какой костюм! - изумилась я, разглядывая яркий национальный наряд.
 
- Это мне прислали друзья с моей родины, из Душанбе, - мужской костюм, а под ним еще женский. Я же в Средней Азии родился, в Таджикистане. А маску я из Венеции привез. Мы дважды ездили в Европу - один раз зимой, а другой раз летом. На Венецианский фестиваль не попали, но на гондолах покатались. Решили с женой - где будем путешествовать, отовсюду будем привозить памятные вещи.
 
- Вы снова женились?
 
- Женился, и очень счастлив. Более того, у меня сын родился! Уже семь месяцев. Скоро Ирина с ним спустится. А пока я вам дом покажу.
 
На стене привлекла внимание старинная карта мира.
 
- В 15-м веке такая карта называлась «карта Меркатора». Она, конечно, в современном оформлении. Это я покупал на день рождения дочери, когда она училась еще в пятом классе. Видите, Австралии нет, северная Америка - совершенно другая сейчас, Россия тоже. Как в Древней Греции называли Россию, помните? - не дожидаясь нашего ответа, Владимир Чистов ответил сам: - Гиперборея.
 
Напротив окна на кухне - пестрое панно из десятков магнитов, привезенных из разных городов мира: Ницца, Париж, Венеция, Барселона, Кельн, Берлин, Авиньон…
 
- Это с острова Борнео, город Жероно очень понравился, - делится впечатлениями экс-прокурор.
 
На вопрос, в какое место на земле хотелось бы возвращаться вновь и вновь, Чистов не раздумывая ответил: «В Душанбе, где родился, провел детство и юность. Оттуда меня призвали в Советскую армию. Срочную службу я нес в районах Крайнего Севера. Два года, 1 месяц и 2 дня отслужил на севере Тюменской области. Березово - поселок такой есть, где князь Меньшиков закончил последние дни свои. Там впервые на лыжи встал, увидел лес настоящий, где растут кедровые шишки. Природа там, конечно, мощная.
 
По ступенькам спускаемся в сокровенную комнату для экс-прокурора. В окружении стен с обоями пастельных оттенков, где в рамках висели картины - в том числе и живопись погибшей жены Елены, ярким пятном выделялся зеленый бархат.
 
- Классно! - не смог сдержать эмоции Андрей Ильинский, нацеливая объектив то на бильярд, то на картины и настенные часы, выполненные тоже в бильярдном стиле - с шарами и кием вместо стрелок.
 
- Здесь я тренируюсь и встречаю друзей. Мы даже турниры иногда проводим. В целом сейчас жизнь наполнена яркими вещами, которых раньше у меня не было, - задумчиво произнес экс-прокурор. - Была только работа, работа и еще раз работа. Очень серьезная, большая ответственность.
 
Мы поднялись в гостиную и снова расположились у камина. Не подозревала, что Чистов обладает тонким чувством юмора. Сегодня мы увидели этого человека совсем с другой стороны. Он был гостеприимен и постоянно шутил.
 
- Вот старые прокурорские бумаги сжигаю, - подливая горючей жидкости на дрова, с улыбкой заметил собеседник. - На свободе всегда лучше. Потому что работа сейчас в государственных структурах - каторга. Для тех, у кого есть совесть.
 
Пока разгорались дрова в камине, мы рассуждали о смысле жизни, о том, насколько сложнее стало простому человеку попасть к любому чиновнику для решения наболевшего вопроса.
 
- Понаставили вокруг себя столько разных препон! - заметил экс-прокурор. - Везде свои пропуска. Просто так не войдешь ни в какую структуру. А это о чем говорит? Об отдалении государственных органов от людей и непосредственно тех вещей, которые они обязаны делать. Сидит чиновник и вполне искренне считает: если я выполняю государственные функции, то я - государство. Это не так. Он слуга прежде всего. И в этом очень серьезное отличие того, что было раньше, и сейчас.
 
Сорок лет прокурорского стажа с учетом работы на Крайнем Севере дают право рассуждать откровенно. Но сегодня Чистов больше поглощен заботами о семье - жене Ирине, с которой вместе воспитывают четверых детей - двух девочек и двух мальчиков.
 
- Вот и мои котики, - встрепенулся хозяин, услышав шаги на лестнице.
 
К нам спустилась со второго этажа Ирина, держа на руках младшего Чистова. Синеглазый карапуз протянул ручонки к папе.
 
В браке с Ириной появился совместный сынишка Данила. Фото Андрея Ильинского.
В браке с Ириной появился совместный сынишка Данила. Фото Андрея Ильинского.

 
- Вот мы какие. Нам семь месяцев, вылезло уже два зуба. Данилой назвали. Имя это долго обсуждали. У меня оно ассоциируется с Данилой-мастером по сказкам Бажова. - Владимир Тимофеевич взял на руки сына и с гордостью добавил: - Говорят, моя копия.
 
- А характер?
 
- Один в один! - опередив мужа, с улыбкой ответила на мой вопрос Ирина.
 
Лицо Владимира Чистова светилось от счастья. Жизнь продолжается…
 
Ирина Ворошилова,
Амурская правда, 14.01.2016
http://www.ampravda.ru/2016/01/14/063543.html