Заместитель председателя правительства ЕАО Ирина Пинчук
Заместитель председателя правительства ЕАО Ирина Пинчук
2011 год. Не так уж давно это было. Заместителем председателя правительства области по социальным вопросам (образование, культура, медицина) значилась Ирина Пинчук, начальником управления здравоохранения правительства ЕАО в то время был небезызвестный Александр Еремин, а главным врачом областной больницы - Константин Гасиленко. Чем знаменателен для нашего здравоохранения этот год?
 
Тем, что на территории ЕАО именно в 2011-м была, скажем так, реализована федеральная программа модернизации здравоохранения. Это факт. На данное мероприятие потратили триста семьдесят с лишним миллионов рублей.
 
Слова врио губернатора ЕАО Александра Левинталя о том, что федеральная программа модернизации здравоохранения прошла мимо ЕАО, не совсем точно отражают действительность. Она «заглянула» все-таки в наши медицинские учреждения, хотя и довольно странным образом.
 
Начнем с того, что оборудование по этой программе поставлялось в конце 2011 - начале 2012 годов. Что-то из приобретенного было смонтировано и запущено в работу, но очень много единиц оборудования стоимостью в десятки миллионов рублей было складировано в подвал и другие закутки областной больницы. Речь в основном идет о медицинских аппаратах, предназначенных для неонатального либо перинатального центра, то есть для выхаживания новорожденных детей.
 
Замечу, что в то время ни перинатального, ни неонатального центра в ЕАО не было, как, кстати, и сегодня. Мысль открыть такой центр была, но как его создать, при какой больнице - детской или областной, какие врачи там будут работать, и откуда они в ЕАО возьмутся, как вообще этот центр будет выглядеть - никто тогда ничего сказать не мог. А уж тем более о том, сколько денег для создания такого центра нужно, вообще никто, судя по всему, не думал. Зато оборудование для него закупили на федеральные деньги и поместили в подвал областной больницы, где оно простояло три года.
 
Теперь самое главное: управление здравоохранения правительства ЕАО, приступив, так сказать, к реализации федеральной программы модернизации здравоохранения, не посчитало нужным поинтересоваться мнением врачей, специалистов по медицинскому оборудованию, главных врачей больниц о том, в чем на самом деле нуждаются наши медицинские учреждения.
 
Списки медоборудования составлялись в кабинетах управления чиновниками от здравоохранения. И в этих списках было совсем не то, в чем нуждались, например, областная или детская больницы ЕАО. Более того, в этих списках количество медоборудования, в котором медицинские учреждения не нуждались, скажем так, зашкаливало.
 
Например, были внесены в список и закуплены для областной больницы на федеральные деньги десять аппаратов искусственной вентиляции легких для новорожденных детей весом от трех до пяти кг. Они не пригодны для выхаживания недоношенных детей, а соответствующее отделение областной больницы специализируется именно на выхаживании недоношенных младенцев. Обошлись эти аппараты в шестнадцать миллионов федеральных рублей!
 
Кроме того, если верить накладным, зачем-то закупили три аппарата для радиоволновой хирургии «Сургитрон», которые просто не нужны ни реанимационному отделению, ни родильному. За пару лет до этого два или три таких аппарата уже закупили для областной больницы и сразу же поместили в подвал. Стоимость одного аппарата «Сургитрон» от 1 млн 100 тыс. рублей. Три упрятанных в подвал аппарата - это 3 миллиона 300 тысяч рублей, пущенных на воздух.
 
Но даже те аппараты, которые могли быть использованы в областных медицинских учреждениях, были заказаны в количестве, в два раза превышающем потребность в них этих учреждений.
 
В то же самое время в больницах области наблюдалась острая нехватка современного диагностического медицинское оборудования и не только его. Но управление здравоохранения правительства ЕАО этого почему-то не замечало.
 
Почему? Как так получилось? У меня есть только одна версия, которую рискну озвучить: семь контрактов на поставку медоборудования из пятнадцати, имеющихся в редакции, областное управление здравоохранения заключило с одной из хабаровских фирм.
 
Бывший главный врач областной больницы ЕАО Константин Гасиленко
Бывший главный врач областной больницы ЕАО Константин Гасиленко
Этой фирмой в наши медицинские учреждения по программе модернизации здравоохранения за федеральные деньги поставлялось большей частью то оборудование, которое имелось на ее складах. Видимо, она, таким образом, избавлялась от залежалого товара, особо не заморачиваясь, нуждается в нем Еврейская автономная область, или нет. А управление здравоохранения, в свою очередь, тоже не заморачиваясь, принимала все, что ему «впихивал» поставщик.
 
Причина такой покладистости, возможно, кроется в том, что заместителем директора в упомянутой фирме в то время, по непроверенным пока данным, был сын депутата Законодательного Собрания ЕАО Павла Винникова, родного брата бывшего губернатора. А сегодня, по проверенным данным, Андрей Павлович Винников уже директор этой фирмы.
 
Вообще, изучая все пятнадцать попавших мне в руки контрактов, заключенных нашим управлением здравоохранения в рамках реализации федеральной программы модернизации здравоохранения, я узнала много интересного.
 
Эксн-начальник управления здравоохранения правительства ЕАО Александр Еремин
Эксн-начальник управления здравоохранения правительства ЕАО Александр Еремин
Например, согласно одному из контрактов, эта фирма поставила лабораторное оборудование для областных медучреждений на сумму три миллиона четыреста шестьдесят одну тысячу рублей. Из них для областной больницы - на сумму два миллиона пятьсот двадцать восемь тысяч восемьсот рублей. Само слово «лабораторное» меня очень удивило, поскольку государственной лаборатории в областной больнице давно не существует. Ее заменила частная - «Тафи-диагностика». Так какое такое лабораторное оборудование купило для больницы управление здравоохранения?
 
Если верить контракту, это Билирубинометр транскутанный BiliCheck (Биличек) и два экспресс-анализатора для определения основных биохимических анализаторов, включая газы крови и электролиты. Если с первым аппаратом все понятно - он работает без забора крови, в документации указан его производитель и все характеристики, то с двумя анализаторами крови ничего не понятно.
 
В техническом задании, приложенном к контракту, не указаны модель и фирма-производитель этих анализаторов. Проверить, соответствует ли обозначенная в контракте цена анализаторов их реальной стоимости просто не возможно. Кроме того, не понятно, речь идет о переносных или портативных аппаратах. Если о портативных, то они никак не могут стоить миллион. К тому же в техническом задании указано, что эти анализаторы весят не больше восьми с половиной килограммов каждый. Согласитесь, трудно представить себе, что портативный анализатор, умещающийся на ладони, весит восемь килограммов!
 
Если же речь идет о переносных анализаторах, то это совсем другое дело! Конечно, они могут стоить дорого, но, все равно, значительно меньше миллиона. Так какие анализаторы купило наше управление?
 
Очень хотелось бы знать, где, в каком отделении областной больницы они сегодня находятся. Кто работает на этих аппаратах? И почему, если в областной больнице есть новые переносные анализаторы крови, анализы пациентам с грифом «Экстренно» врачи, по их же словам, заказывают в частной лаборатории «Тафи-диагностика»?
 
Может, эти крайне необходимые областной больнице аппараты забыли извлечь из подвала, и они там три года томятся, ожидая, когда о них вспомнят? Сомневаюсь. К тому же сотрудники больницы, имеющие доступ в подвал, говорят, что анализаторов там нет. Так где же искать приобретенные для ОГБУЗ «Областная больница» по программе модернизации здравоохранения на федеральные деньги экспресс-анализаторы? В частной лаборатории «Тафи-диагностика»?
 
Вопрос, на который ответ вряд ли может дать господин Еремин, возглавлявший в 2011 году управление здравоохранения. Он уже давно работает в другом месте: в Россздравнадзоре ЕАО заведует отделом! Подписал пятнадцать, а может и больше контрактов на приобретение большей частью не нужного медоборудования и пошел на повышение, потому что промолчал…
 
Тогда может, бывший главный врач Константин Гасиленко ответит, где находятся анализаторы? Он ведь принимал всю приобретенную технику и делал это, как говорят сотрудники больницы, в основном, молча. Не возмущался, не предъявлял претензии начальству: мол, нам это не нужно, зачем потратили столько бюджетных денег! Сам, молча, подписывал, что просили, и подчиненным настоятельно предлагал подписывать, тоже молча. Может, он помнит, кому отписали лабораторное оборудование? Или опять предпочтет промолчать?
 
Хотя, нет! Лучше спросить Пинчук Ирину Николаевну! Все-таки в то время - куратор сферы здравоохранения в должности заместителя правительства области. Лучше спросить ее! Ответа мы, конечно, не услышим. Но зато какая палитра чувств отразится на лице Ирины Николаевны: и растерянность, и искреннее непонимание, о чем речь, и удивление, и страх, и непреодолимое желание спрятаться за спину своего начальника! А начальник-то уже не тот...
 
Своей спиной прикрывать не станет. Ему это зачем? Он сам, я думаю, не против узнать, для кого и зачем приобреталось медицинское оборудование на триста семьдесят с лишним миллионов рублей, если сегодня, всего через три года, состояние областного здравоохранения не тянет даже на «двойку»?
 
Убедить центральную власть выделить нашему областному здравоохранению для приведения его в нормальное состояние опять такую же сумму денег, как мне кажется, почти не реально. А это означает, что нам, жителям Биробиджана и всей области, вряд ли стоит надеяться на получение в обозримом будущем бесплатной высокотехнологичной, качественной медицинской помощи.
 
Вся эта история с модернизацией и сомнительными контрактами выглядит, как прицельный залп из крупнокалиберной пушки по жителям Еврейской автономной области. Лишая качественной медицины, нас, по сути, лишают здоровья, а кого-то и жизни. Дорого нам обходится молчание господ Пинчук, Еремина и Гасиленко.
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №19.
 
P.S. Редакция еженедельника «Газета на Дом» просит прокуратуру ЕАО провести проверку реализации управлением здравоохранения правительства ЕАО федеральной программы модернизации здравоохранения на территории Еврейской автономной области.