Сергей Феоктистов, младший политрук (один  кубарь на  петлице) - военкор  газеты  ДВФ «Тревога», 1940 г.
Сергей Феоктистов, младший политрук (один кубарь на петлице) - военкор газеты ДВФ «Тревога», 1940 г.
Женские заметки о дальневосточной поэзии
 
«Танковый ХХ век утюжил и расстреливал поэтов-романтиков»
(Н. Старшинов, 1966).

 
На долгом жизненном пути Сергея Феоктистова (1913-1999) были две мировые войны, две революции, гражданская война и десяток военных и политических конфликтов с братоубийственными исходами. Четверть века журналист носил форму офицера Красной - Советской Армии, полвека сотрудничал «по Уставу...» в военных и советских газетах. Неудивительно, что военного корреспондента «за спиной» называли Солдатским поэтом, и в суровые времена не ожидали от спецкора «ни нежных слов, ни тонкой ласки». Пишу к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - какие люди были, какие были времена...
 
А по рождению крестьянский сын Сережа Феоктистов был чутким и заботливым к младшим детям, внимательным и благодарным к родителям. Те дни растрепали бури, / Когда в сенокос с гумна Отец возвратился хмурый / И глухо сказал: - «Война»... Ушел он, забрав с собою / Дырявый армяк и суму. Мы долго тогда с сестрою / Смотрели в ночную тьму... Мать вскрикнула и упала, / Как клён, сраженный грозой... Те дни растрепали шквалы, / Унес ураган с собой («Стихи о матери». - 1938).
 
Пятый сын в многодетной семье Сережа Феоктистов рано освоил деревенский уклад и труд, познал голодное сиротство, радость грибной охоты или ночной рыбалки.
 
Я помню хату у пруда, / Отца с косматой бородою. Как неотступная нужда / Нас угощала лебедою. Как в люльке младшая сестра / Кричала жалобно и звонко. Как пил отец по вечерам, / Заливши горе самогонкой. Как мать все ночи напролёт / Просила помощи у бога... Но голод так же круглый год / Стоял у нашего порога... («Моя звезда»).
 
Ах, Бережки, Бережки! Соломенные крыши, самовар на шишках, / Сушка каменная у щеки / Пахнет гренками, пахнет пенками, / Словно мамины пирожки...
 
«Стихи - частушки сочинял раньше, чем освоил азбуку. В сельской школе подписывал поздравительные открытки - за яблоко или пироги «с чужих праздников жизни». В школе II-й ступени сочинял стишки для стенной и районной газеты - для авторитета среди ровесников, поскольку не курил и бражку не пил: дал клятву маме». (Автобиография. - 1946).
 
Мать была всех наших игр ценитель, / Участник всех бесхитростных затей, / И самый первый в жизни наставитель, / И самый справедливый из судей... И как мы были бесконечно рады, / Когда она своим счастливым взглядом, / Уставшая от вечной суеты, / Смотрела наши первые тетради / И первые похвальные листы! («Мать». - 1947).
 
Сергей Феоктистов, студент Коломенского педагогического техникума, первые публикации в районной газете. 1929 г.
Сергей Феоктистов, студент Коломенского педагогического техникума, первые публикации в районной газете. 1929 г.
«Студентом педагогического техникума сочинял на конкурс за койку в общежитии, за звание платного учителя заводской школы «ликвидации безграмотности - ликбеза», за занятия в Студии заводских поэтов Коломны. Руководитель поэтического кружка, московский поэт Михаил Светлов был не много старше студийцев, но уже готовил к печати авторский сборник и учил нас слышать время революции, пульс общественных событий вперёд волнений собственной души» (Автобиография).
 
Призыв в Красную Армию, учеба в Ейском военном училище морских лётчиков имени И. Сталина изменили жизнь вчерашнего учителя. Комсомольского активиста сразу призвали к написанию стихов и песен для авиа-джаза, которые печатали многотиражки «Лётчик - Сталинец» и «Морлёт». Девушки не входили в планы политической и лётной подготовки курсантов, и редакторы принимали стихи только о боевых подругах бойцов за мировую революцию.
 
С гулом падали снаряды / На курганы за рекой. Наши кони мчались рядом рядом, / Мой товарищ дорогой. Брали мы горячим боем / Каждый вражеский окоп. Перед нами встал стеною / Неприступный Перекоп...
 
В страшном грохоте над нами / Закачались облака... Ты в руках держала знамя, / Знамя нашего полка... Помню я твою могилу / За курганами в лесу. Так же смело, так же гордо - Знамя в битву понесу. («Подруга». - 1937).
 
«Стихи о нашей роте быстро стали маршем отделения, а победы училища в военных смотрах поощрялись премиями командования. Я легко справлялся с заданиями на мобилизующие комсомольские стихи, перестал думать о хлебе».
 
Стихи курсанта - летчика публиковали региональные газеты, отдавая предпочнения военно-патриотическим и интернациональным темам.
 
Напевные стихи авиатора привлекали самодеятельных музыкантов, а позже и профессиональные композиторы сочиняли музыку к мелодичным текстам лейтенанта: В далёкие степи и горы, / В просторы широких полей / Страна посылает в дозоры / Отважных своих сыновей. У этих не сгорбятся плечи / В упорном и жарком бою. Им девушки дарят при встречах / Улыбки и нежность свою. Припев: За каждым полётом отважных пилотов / Следит напряженно страна. / И к ним в поднебесье / Летит наша песня, / Любви и отваги полна... («Песня о лётчиках». - 1935 - 1937. - Муз. М. Блантера).
 
Выпускник лётного училища инструктор Полтавской школы повышения лётного мастерства смелее предлагал лирические Песни о боевых девушках в журналы и московские газеты («Наша молодость», «Песнь о трактористке», «Парашютистка», «Стихи о наших девушках», 1937 -1939 гг).
 
Разбросал по небу тёмнокрылый вечер / Камни-самоцветы в тысячу карат. / Ты выходишь с песней милому навстречу, / И горит восторгом твой счастливый взгляд. Ты несёшь с собою И любовь и ласку, / Буйную и гордую Молодость свою. / Я тебя, певунья, по твоей повязке, / По твоей походке сразу узнаю... («Свидание». - 1937).
 
В отпуске 1939 года в аэроклубе родного Егорьевска штурман морской авиации познакомился с главной певуньей своей жизни, отважной парашютисткой и красавицей Зинаидой, которая оставалась Музой Сергея Феоктистова, корректором, редактором и делопроизводителем поэта на все оставшиеся 60 лет совместной жизни и творчества, домо- управительницей и матерью четырёх детей бесконечно командированного военкора дальневосточных газет.
 
Сергей Феоктистов с женой Зинаидой Васильевной Феоктистовой (Пантюховой), 1939 год. Вместе по жизни,  казармам и гарнизонам
Сергей Феоктистов с женой Зинаидой Васильевной Феоктистовой (Пантюховой), 1939 год. Вместе по жизни, казармам и гарнизонам
В 1940 году молодая семья добралась до Хабаровска, и политрук С. Феоктистов стал активно осваивать необъятные просторы дальневосточного края и подшефные районы Дальневосточного Фронта от Читы до Посьета (ДВФ - 5 400 км).
 
Молодой журналист не отсиживался в редакции «Тревоги», устанавливал творческие контакты с литераторами краевых журналов и газет, с краевым радиокомитетом и ансамблем песни и пляски ДВО. В первый же год были написаны стихи и песни о боевой готовности красноармейцев «на границе, где тучи ходят хмуро, край суров и тишиной объят...».
 
1941 г. - Вдоль Западной границы идут активные бои, а вдоль правого берега Амура миллионная Квантунская армия самураев в готовности №1 ожидает ледостава и сигнала к выступлению. Горнисты сыграли «Тревогу»: / Пришла боевая пора. Гремит по военным дорогам / Могучее наше «Ура»! Врагов ожидают танкисты - Герои советской страны. Пусть сгинут позорно фашисты / В пожарах народной войны! - («Боевая походная». - 1941. - Муз. Г. Будённого).
 
Хабаровский радиокомитет получал много писем и солдатских треугольников с коллективными заявками: передать для родных и близких песни поэта С. Феоктистова:
 
Мы грозную клятву и волю народа / В боях выполняли не раз. Монгольские степи, Амурские воды /Расскажут потомкам про нас... («Красноармейская - дальневосточная» - 1941. -26 июля./ Муз. Г. Будённого).
 
Журналистская обязанность и военный долг поэта - решать народные проблемы всей мерой отпущенного таланта и сил. Спецкорр С. Феоктистов работал в войсках, а в редакции появлялся для сдачи материала и получения пайка для семьи. Его репортажи с пограничных застав и укреп-районов мобилизовали и вдохновляли, а короткие стихи - «самая верная дорога к сердцам красноармейцев» - почтовой весточкой летели к родным матерям, как утешение и вера в непременную Победу.
 
На поле битвы провожая сына, / Мать говорит горячие слова: - Заклятый враг ворвался в Украину. Сражайся, сын мой, яростнее льва... («Орлицу-мать не выдадут орлята!» -1941.- 5 июля).
 
Дальневосточные газетчики оперативно освещали боевую готовность ДВФ и Восточного пограничного округа, и это освежало «горячие головы» японских союзников вермахта.
 
Сергей Феоктистов - старший  политрук -УП, 1942 г. - «Не  отдадим  России  никому!»
Сергей Феоктистов - старший политрук -УП, 1942 г. - «Не отдадим России никому!»
Боевые песни С. Феоктистова звучали по краевому радио в исполнении Ансамбля песни и пляски ДВФ под руководством композитора Владимира Румянцева и должны были показать «порядок в танковых войсках ДВФ»: «Краснознаменная- дальневосточная», «Васильки», «Девичья обида» (1941), «Таёжная баллада», «Амур-батюшка» (1942) и другие песни разлетались в самые отдаленные гарнизоны и погранзаставы. Они формировали любовь новобранцев к Дальнему Востоку, помогали в оборонно-боевом противостоянии с самураями.
 
Ежедневные газетные выступления политрука прославляли трудовые подвиги и пожертвования трудящихся и воинов многонационального Приамурья в Фонд Победы.
 
Всю войну спецкор прослужил на линии огня, на военно-литературном посту ДВФ. Обличая звериный облик фашистов, военкор веровал сам и умел уверить читателей - соратников, что потери территорий и военных рубежей временны, что «Наше дело Правое, враг будет разбит» (И. Сталин).
 
Мы оставляли и родных и хаты. Скрепя зубами, шли мы на Восток. / Мы верили, придёт пора расплаты, / И будет гнев наш страшен и жесток. / Вождь верил нам, он верил в нашу силу. / И мы душою поняли тогда, / Что под Москвой найдёт свою могилу / Безумная немецкая орда... («На Красной площади». -1941. - 08 ноября).
 
Посмотрите на дату праздничной газеты, когда амурские богатыри с Московского парада отправились на передовые направления Фронта, и представьте, как важна была для земляков - дальневосточниц такая весточка с Красной площади Москвы.
 
«Быть агитатором, пропагандистом, оратором необходимо каждому поэту. Личные выступления и пропаганда по радио - сегодня полноценная и полезнейшая работа каждого писателя», - обращался писатель В. Вишневский к коллегам - журналистам (1941). Агитационные стихи политрука Сергея Феоктистова многократно звучали в радио - композициях, на вокзальных митингах и концертах для призывников. Они тиражировались в армейских и дивизионных газетах, использовались в плакатах КрайТАСС - для Красной Армии: «Останови! Одолей врага!»
 
Мне гнев покоя не даёт: / Я не забыл, пруссак,
Как ты спокойно самолёт / Навёл на мой очаг...
 
В дыму, у рухнувшей стены / Я постарел с лица,
Когда увидел труп жены / И сына - мертвеца...
 
Мне сила праведной руки / Отчизною дана:
Я за тебя пойду в штыки, / Любимая жена!
 
Я под землёю разыщу / Убийцу твоего.
Я втрое немцу отомщу / За сына своего.
 
Он никуда, кровавый кат, / От смерти не уйдёт...
- В штыки! - кричит лихой комбат. И я бегу вперёд...
(«Мститель». - 1941. - ноябрь).

 
Страстные стихи «Трубача Дальневосточного Фронта» бойцы вырезали из газет, носили в карманах гимнастёрок до полного распада, переписывали в блокноты, заучивали наизусть и отправляли родным и близким.
 
Их цитировали в военных докладах и на политинформациях, школьники декламировали их на концертах в Фонд Победы, в госпиталях и на перронах - для отправлявшихся на фронт красноармейцев и добровольцев - ополченцев. «Самый популярный поэт Дальневосточного Фронта», - назвал Сергея Феоктистова секретарь Хабаровского отделения писателей Пётр Комаров.
 
Когда за окном наступает ночь, И к людям приходят сны, Я вижу тебя, несмышлёнка - дочь, Рождённая в день войны. Я даже проститься не мог с тобой В тот ранний июньский час: Война налетела на нас грозой, Война разлучила нас...
 
Ты выросла, сделала первый шаг. - Он дался тебе с трудом. Ты скоро поймёшь, что жестокий враг Тебя разлучил с отцом... МЫ выдержим адский буран огня, МЫ сломим врага в борьбе. И я на заре молодого дня С Победой вернусь к тебе. Приду, отряхну с полушубка снег И крикну, раскрывши дверь: - Дочурка, родная! Твой звонкий смех Никто не прервёт теперь! («Маленькой дочери» - 1942. - апрель).
 
Много лет и после Победы дальневосточные солдаты хранили строки легендарного фронтового летописца, утверждавшие и сохранявшие, как талисман, как тонкую связь с родным домом. Так на Западных фронтах бойцы берегли газетные вырезки со стихами К. Симонова «Жди меня» или А. Суркова «В землянке» (1942), не доступные на амурских рубежах.
 
Для многих красноармейцев ДВФ, уходивших на Запад с фронтовыми дивизиями и маршевыми ротами, стихотворный лозунг С. Феоктистова или его подпись под рисунками плаката КрайТАСС «Убей его!» оказывались последними поэтическими строками их жизни.
 
Солдаты читали листовки с призывами к отмщению, слышали ритмичные слова сквозь треск вокзальных громкоговорителей и уносили ярость на своих штыках: «За кровь детей / враг головой заплатит: Он от священной кары не уйдёт! - В атаку, воины! Бойцы великой рати! За Родину! За Сталина! Вперёд!» («В атаку, воины!» - 1941.- август).
 
Призывная поэзия дальневосточного военкора обладала организующим воздействием, была грозной агитационной силой для красноармейцев, добровольцев и мобилизованных труженниц прифронтового города - крепости:
 
Грозу и тучи над страной / Мы видели не раз.
Но силы нет ещё такой, /чтобы сломила нас!
 
Сегодня решается наша судьба, /Коль враг одолеет в бою,
Отца твоего превратит он в раба, /Жену обесчестит твою!
 
Не забудь, разрушенную хату! Не забудь поруганную честь!
Встань в окопе с маленькой гранатой, / Чтоб с врагом БОЛЬШИЕ СЧЁТЫ СВЕСТЬ!
 
(Плакаты КрайТАСС. - 1941).

 
В тяжелую осень 1941 года, когда нарвоенкоматы Москвы упаковывали архивы и чемоданы, организующе твёрдые и непоколебимо уверенные стихи Фронтового корреспондента мобилизовали и старых и малых, самых уязвимых на войне:
 
...Ты знай, Петровна, у врагов / Не просим мы пощады! Не перебьют твоих сынов / Ни мины, ни снаряды. Кто в бой уверенно идёт, / Кто смерти не боится, Того и пуля не берет, / И штык посторонится! Открой окно и посмотри / На улицу, родная! Идут твои богатыри, / И гнется мостовая. / Несокрушим их грозный строй, / И сила неуёмна. / Бойцы под красною звездой - Твои сыны, Петровна! («Петровна». - 1941. - 29 октября).
 
Долг и честь, верность и мужество на фронте и в тылу - оставались важнейшими темами воина - поэта в трудные первые недели Отечественной войны и до штурма Берлина.
 
Единство Армии и народа военкор провозглашал непременным условием будущих побед и возрождения отечества: Под гневным напором советских частей / Фашисты в безумстве зверином / Оставили в доме голодных детей, / А стены облили бензином... // Мордатый фельдфебель - отпетый палач / Спокойно поджег эту хату... / И вот необычный надрывистый плач / В бою услыхали ребята... // А вечером двух белокурых мальцов / Кормили и грели солдаты... / Рискуя собою, боец Воронцов / Их вынес из рухнувшей хаты... («Детский плач». - 1942).
 
На исторический Приказ Главкома №272 от 27 июля 1942 года поэт не рифмовал «военные страшилки» про штрафные роты и заградительные отряды. Военкор напомнил об ожиданиях и надеждах увезенных в неволю детей, о страданиях стариков на оккупированных землях, о женщинах - героинях далёкого трудового тыла. Он представил потрясающей силы строки о презрении всех советских людей к отступникам и трусам:
 
Да отрекутся матери и жены / От тех, кто в страхе закрывал глаза, / Кто опозорил русские знамёна, / Кто перед танком пятился назад. / Кто растерял святые чувства мести, / Забыл и дочь, и сына - малыша, / Кому дороже Родины и чести / Своя гнилая рабская душа...
 
Трус не найдет ни отдыха, ни места / У тёплого солдатского костра. / Его прогонит гордая невеста, / И назовет предателем сестра. / Они закроют от позора уши, / Чтоб не слыхать Иудиных речей... / Своей рукой расправься с малодушным, / Своим свинцом отступника убей! («Не отдадим России никому!» - 1942. - 31 июля).
 
Очень важная для политрука поэма «Письмо» (1942) была трижды растиражирована военными изданиями Дальнего Востока. Только полвека спустя наследники поэта смогли прочесть и прочувствовать тяжесть военной ситуации на дальневосточной границе, когда С. Феоктистов как бы извинялся перед матерью за возможную гибель в бою, за невыполненные обещания по хозяйству. Герой поэмы погиб в перестрелке, а боевые товарищи прочитали письмо осиротевшей матери:
 
- ...Дорога у вас далека и трудна. / Сама понимаю: На то и война. / А пули - они никого не щадят. Кто встал на дороге, того и разят. / Какое им дело до слёз матерей?! / Но мы, Петраковы - горячих кровей. / Мы дали стране пятерых молодцов, / Высоких, красивых и смелых бойцов. / И каждый умел за себя постоять, / И каждый был в битве Герою подстать... / ...Уж легче мне вынести гибель твою, / Чем знать, что врагу уступил ты в бою...
 
- «Аксинья Андреевна!» - начинался солдатский ответ товарищей, и сердце читателя замирало под обжигающим ветром истории. Так звали мать старшего политрука С. Феоктистова, у которой война отняла пятерых детей. В финале поэмы бойцы доложили матери:
 
Мы молча подняли дружка своего. / Мы целым полком хоронили его. / И каждый поклялся над прахом бойца: / Сражаться с постылым врагом до конца! / Большая и дружная наша семья, И все мы, Андревна, - твои сыновья. / Мы сломим врага в беспощадной борьбе / И в гости на Волгу приедем к тебе... («Письмо». - 1942. - 15 мая).
 
Среди холодов и тревог, продовольственных карточек и похоронок - как стремился военкор поддержать боевой дух легендарных и героических Катюш, «высокий берег и страну заслонивших собой», подарить им после тяжелой фронтовой смены улыбку:
 
Не дождётся Клара Карла, / Не вернётся он назад. Мы в Твери ему клинками / Обрубили тощий зад...
 
Немка Берта просит сына: Срочно вышли креп-де-шина! Фриц немедля выслал ей / Три мешка арийских вшей! ... («Времена меняются»: Свежие куплеты. - 1942. - 25 января).
 
Краснеют у Гитлера уши, / Стыдится, как школьница, он: В советскую нашу «Катюшу» / Немецкий рейхсканцлер - влюблён! ... И вот - генералы Берлина / Ведут на «Катюшу» полки. / Но русская дочь «Катерина» / Их рвёт и разносит в куски. / От звонких пощечин «девицы», / От веских её кулаков / Бегут племенные арийцы / И дохнут в сугробах снегов... («Катюша»: Новая песенка. - 1942. - 15 февраля).
 
С почитанием и восхищением поэт рассказывал о неизмеримых «фронтовых вахтах» женских бригад, что приняли на свои хрупкие плечи мужские профессии. Женщины работали в цехах оборонных заводов: авиационных и танковых, на судостроительных верфях и железнодорожном транспорте - работали самоотверженно и героически за двоих - троих мужчин, ушедших на фронт... На Дальнем Востоке Мария Косогорова заведовала одной из лучших шахт в СССР. Женщины-сучкорубы работали рядом с лесорубами, в рядах пожарных и бойцов противохимической обороны служили женщины... («Лесорубы», «Пожарная баллада», «Елизавета» и другие, 1942).
 
...Сегодня не секрет, что вокруг Хабаровска 20 зенитных батарей были укомплектованы женскими командами, и они охраняли небо города - крепости в любую погоду, в любое время года... Героические защитницы неделями не покидали постов, спали около орудий, несли фронтовые 12часовые смены без выходных и отпусков: «Всё для Победы!» Умелые и проворные женские руки выработали миллионы снарядов и патронов: «Всё для фронта!»
 
Теперь увесистых снарядов растёт высокая гора. Они нужны под Ленинградом, У Таганрога и Днепра... За окнами - пурга и стужа. А на лице у Насти - пот. Ей кажется, что рядом с мужем / Она под пулями идёт. («Жена солдата». -1943).
 
О Геркулесовых подвигах дальневосточных мадонн военкор Сергей Феоктистов оставил яркие поэтические свидетельства. Как ловко ты в поле старалась, / Как гордо растила детей, Чтоб легче ему воевалось, / Чтоб шёл он на Запад быстрей... («Солдат». - 1944).
 
Современники узнавали строки летописца военных событий по высокому слогу, душевной признательности и уважению к командирам и рядовым «женских фронтовых бригад», выдававших по 3-5 сменных заданий - «Всё для фронта!»: Сюда, как бывало, мужья и отцы, / Спешат предрассветной порою / Солдатские жены, подростки - юнцы, - Спешат, как на линию боя. / Бригадным, упорным и дружным трудом / Воюют здесь русские лэди. / Любая из них за проворным станком / Стоит, как пушкарь у орудий... Здесь гневная сталь из плавильных печей / Потоком стремительным льётся... / И слышно, как дружной пальбой батарей / Она за Днепром отдаётся... («Линия огня: Стихи о Комсомольске». - 1944).
 
Сегодняшние школьники помнят стихи «Русской женщине»: Одной тебе, волей - неволей, / А надо повсюду поспеть: Одна ты и дома и в поле, одной тебе плакать и петь... (1945). - Михаил Исаковский написал великую Оду, выразительную и яркую, но после Победы, в тиши кабинетных воспоминаний.
 
А военно-полевые стихи певца несравненных героинь таежного тыла - Фронта, записанные на собственной коленке в полевом трясущемся «Виллесе», изо дня в день пять лет мобилизовывали защитные рефлексы и помыслы хранителей амурских рубежей, поддерживали зыбкие надежды тружениц прифронтовых предприятий и полей.
 
Женщины не уступали мужчинам в мастерстве и стойкости, героизме и целеустремлённости и на фронтовых службах ДВФ. Лётчицы и связистки, разведчицы и саперы - они были лучшими и бесстрашными, а потому и погибали первыми. Каждое мгновение на войне для женщине - двойной подвиг, являющий дух и величие нравственности фронтовых богинь Священной народной войны.
 
По-детски нежная, с обветренным лицом / Смоленская колхозница Людмила / Под вой снарядов раненых бойцов / Из-под огня спокойно выносила. /И часто после длительных боёв / Мы рассуждали ночью втихомолку: Откуда столько силы у неё, / У нашей юной хрупкой комсомолки? / И долго нам, ребятам фронтовым, Простые вещи непонятны были, / Что эти силы мужеством своим / давали мы - колхознице Людмиле. («Стихи о мужестве». - 1942. - 30 мая).
 
Личные впечатления от пережитого капитан С. Феоктистов переплавлял с общенародными чувствами в «общий глас, во всенародную клятву»: Мы и до смерти позабыть не в силах / Распятых жён, обугленных детей, / Майданека бездонные могилы / И печи, пожиравшие людей («Русскому солдату». - 1945).
 
...Как в работе напряженной, / В дни лишений и невзгод Наши матери и жены / Забывали суткам счёт. Не они ли, не они ли / Для орудий сталь варили В огнедышащих печах? / Все колхозные заботы, Все домашние хлопоты / На своих несли плечах.
 
...Так воспой же их, Держава, - В сотнях песен и поэм! Слава им!! Но трижды слава!!! За великий подвиг - тем, Кто качал нас в колыбели, / Провожал на смертный бой, Чьи глаза нам вслед глядели / Предрассветною порой... Тем, чей образ незабвенный / В суховей страды военный Мы несли по всем фронтам... Слава!!! Слава им, родимым, Тихим, добрым, терпеливым, - Нашим русским матерям!!! («Дочери России», 1947. Муз. В. Румянцева).
 
Конечно, слова этой песни перекликаются с сотней других стихов и песен во славу советской женщине на войне и после войны. Но от этого роль, значение и слáва наших матерей не становится меньше. Наше Отечество понесло такие потери на фронтах, что ещё десятилетия в стране не хватало мужских плеч и рук, и после войны было повсеместно «на десять девчонок по статистике девять ребят».
 
Здесь волны шумят на просторе, / Крепчают ветра всякий час. Выходит в открытое море / Чуть свет просмолённый кунгас. И вместе с кунгасом надолго / В туманной скрывается мгле Рыбачка по имени Ольга - / Нанайка из рода Киле... Ну, что ей капризные бури - / Не раз с ними в споре была: Ещё на сердитом Амуре / Отважной рыбачкой слыла. И эту отвагу во взоре, / Готовность к стихии любой Сюда, на Охотское море, / Она захватила с собой. Какие б не выпали штормы, / Рыбачка упорства полна; За каждую смену три нормы / Даёт государству она...
 
Косынку её и фуфайку / Приметили все моряки. Легенду о храброй нанайке / Сложили друзья - рыбаки ... Которая вывела к свету / Отсталый нанайский народ. - И Родине милой за это / Все силы она отдаёт. («Ольга Киле». - 1947).
* * *

 
Для прославления замечательных женщин: патриоток, тружениц и матерей военный корреспондент использовал разные формы и литературные жанры: поэтический репортаж о бригадире рыболовной артели О. Киле, Песни о женщинах - строителях или о женщине- враче со Знаком «Почётный пограничник СССР», культовую Оду о Матери - Героине из села Воскресеновка (Северный Сахалин), очерки о женщинах - садоводах, звероводах, врачах и педагогах - Депутатах Советов от сельского до Верховного:
 
Сломлен недруг в поединке. / Но стоят они в цехах, И мелькают их косынки на строительных лесах. Не страшит их лютый ветер, Не пугает хлесткий дождь... Где ещё на целом свете / Тружениц таких найдёшь? Так воспой же их, Держава, / В сотнях песен и поэм! Слава им!! Но трижды слава / За великий подвиг тем, Кто в разруху лихолетий поднимали за двоих / Наши города и сёла, / И детишек боевых... («Дочери России», 1947. - Муз. В. Румянцева).
* * *

 
... За праздничным столом / Собрáлась поросль молодая - Десяток добрых малышей, Склонилась лесенка живая / Над мисками пахучих щей. Смотрю на них, русоволосых, На мать их статную смотрю И не могу сдержать вопроса: - Ужель все Ваши? - говорю.
 
Кладёт хозяйка детям кашу, / Она и в силе и в красе: - Мои, мои, все десять наши, / Но только здесь ещё не все. Тринадцать их! При деле - трое: Один в районе - агроном, Второй в Москве - метро там строит, А старший - в Тихом - моряком...
 
Здесь в годы каторги печальной / Одна лишь девочка была. На все село - один ребёнок, / И для него в те злые дни Мать не могла найти пелёнок / И молока в своей груди... И кровью кашляла в тревоге, / В тоске лежала у дверей И, плача, умоляла Бога: / Прибрать ребёнка поскорей... Да, горя видели немало, / Ведь той девчонкой я была...
 
Хозяйка встала, помолчала, / Семейство взглядом обвела: - «А я вот выжила и даже / Не собираюсь умирать!»... («Мать-Героиня». - 1947. - Северный Сахалин).
 
Имея богатый «женский репертуар» в своём портфеле, поэт всякий раз готовил на встречу - отчёт целевое приветствие для студентов, кондитеров или женского хора ветеранов:
 
С каким священным чувством целовали / Её волос серебряную прядь! С какою теплотою вспоминали / Незабываемое слово - «Мать» / В походах и сражениях суровых / В чужом и неприветливом краю... / Не потому ли этим нежным словом / Мы называем Родину свою? / ...И все дороги мы прошли достойно, / И не сломила нас в боях гроза, И все мы нынче прямо и спокойно / Глядим любимой Родине в глаза! («Мать»).
* * *

 
Есть за Полтавой в чистом поле / Могила павшего бойца. Кругом - пшеничное раздолье, / Душистый запах чебреца. И каждый вечер на закате / Сюда, в степную благодать, В поношенном старинном платье / Приходит седенькая мать. Придет, украсит васильками / Могилу ратника она, И долго над замшелом камнем / Сидит, в печаль погружена.
 
И думает прошедший мимо: / Под этой каменной плитой Лежит сынок её родимый, / Её соколик дорогой, Которого она, бывало, / Ждала с работы у крыльца... А мать ни разу не видала / В лицо погибшего бойца.
 
Он с раскалённым автоматом / Пришёл сюда издалека: Оттуда, где волной крылатой / Шумит в тайге Амур - река. На этом васильковом поле / Настиг он вражескую рать. Освободил здесь из неволи / Вот эту старенькую мать. Вернул Ей счастье Украины, / Зажёг Зарю над нею вновь... Он стал Ей - наречённым сыном, / Он заслужил её любовь. («Сын». - 1944).
 
Как меняются времена и нравы! Ушли в историю поколения освобождённых матерей, стариков и детей Украины. Сначала красные следопыты уточняли имена 2 300 000 погибших при освобождении Украины бойцов Красной Армии и партизан - за символические почести и льготы при получении образования и служебной карьеры.
 
Затем чёрные копатели собирали сувенирные награды советских солдат, Железные кресты и медальоны гитлеровцев и их союзников - за вознаграждения и компенсации Германии. А ныне - освободители - силовики сравнивают с землёю восстановленные на общесоюзные советские займы жилые кварталы и проспекты, школы и дворцы культуры, детские сады и больницы Донбасса и других регионов - в расчете на кредиты и бартерное оружие Германии и других антироссийских сообщников, в расчёте на российский газ и гуманитарную помощь российского МЧС и Красного Креста... Ничего личного, чистый украинский бизнес!
 
Давно затихли бои Второй Мировой войны, но «помнил мир спасенный, мир вечный, мир живой...» (Е. Винокуров) боевые и трудовые подвиги советских женщин и прославлял их:
 
Сколько раз в боях суровых / Ты встречал, мой ратный друг, Их: весёлых, чернобровых - / Фронтовых своих подруг? Сколько стран исколесили / Эти дочери России, Сколько раз нас выносили / Из - под шквального огня? Не они, не они ли / Мир отвагой удивили? Не о них ли ходит слава / Нашей вольной стороной? Воспевай, моя Держава, / Их за подвиг боевой! («Дочери России». - 1947 . Муз. В. Румянцева).
 
Крылатые строки этой песни на долгие годы обосновались в дальневосточных СМИ, они дали названия статьям, украшали праздничные краевые газеты, за что Сергея Феоктистова называли поэтом 1-й полосы.
 
После служебных командировок по приамурским посёлкам и селениям, поэт неоднократно писал о горемычных судьбах женщин - инвалидов Великой Отечественной войны в краевых интернатах для хронических больных. Не все материалы и не все формы находили своих издателей, а вот «Рождественская сказка о Золотой половинке» сохранилась в семейном архиве поэта:
 
В интернат инвалидов войны К Хромоножке, немой и суровой, Словно гром среди тишины, / Налетел капитан чернобровый. Водопад поцелуев - объятий / Прерывался лишь фразой одной: - Целый год несовместного брака. Стань, Алёнушка, мне женой. Что ж молчишь ты, мой Цветик Аленький, Хоть кивни мне, радист мой маленький...
 
Только я не пустой, а с довеском... - Ваню, сына полка, узнала? Он так хочет звать Мамой невесту и закончить с ней школу сначала.../ За отсутствием лимузина Золотую мою половину Мы до ЗАГСа с сыном Иваном / Донесём на руках - не устанем...
 
Я в боях золотого кольца не нашёл, Только звезды привёз золотые, - И Звезду Золотую на грудь приколол над медалями боевыми... (1964).
 
Традиционно возвышенно-романтические стихи к празднику Победы и ко Дню защитника Отечества, к запланированным встречам с военными журналистами ДВВО или к выступлениям в частях Дальневосточного Пограничного округа слушатели встречали минутой торжественной тишины и последующим шквалом аплодисментов. Искренние строфы фронтовика открывали молодым поколениям нравственные грани преемственности военной темы, подтверждали преданность Народного дальневосточного поэта солдатскому долгу.
 
Главный смысл жизни литератора - не сколько, а что он оставил после себя. Поэт Сергей Георгиевич Феоктистов создал для потомков тысячу добрых и разных стихотворений, из которых мы пролистали полсотни лирических миниатюр о лучших из женщин, украшавших жизнь нескольких поколений.
 
В следующий праздничный день мы сможем поговорить о Песнях и романсах на стихи Сергея Феоктистова и его сонетах Прекрасным дамам, о поэтических поучительных сказках для детей или о Баснях о мошенницах и лентяйках, о хабалках и матерях - кукушках.
 
Как выберите, как скажите, как расцените! Или Вы ещё считаете орденоносного военкора - фронтовика Сергея Феоктистова несовременным «совковым» поэтом, а его творческое наследие неактуальным для ХХI века?
 
Продолжение следует...
 
Светлана Сергеевна Феоктистова,
биограф и пропагандист литературного наследия отца -
орденоносца Сергея Георгиевича Феоктистова.
СПб, март, 2015 года.
 
Женский репертуар поэта - воина Сергея Феоктистова:
 
1. БОЕВАЯ ПОХОДНАЯ («Горнисты сыграли тревогу...») // Тревога. - 1941.- 16 августа. / Муз. Г. Будённого.
2. ВАСИЛЬКИ («С холодными бесцвестными глазами...») // Тревога: Хабаровск. - 1942. - 15 апреля. // С. Феоктистов. ГНЕВ: Сб. стихов. - Хабаровск: Огиз. - 1942. - С.9 -11.
3. ВАСИЛЬКИ («Есть в таёжном селе старый низенький дом...») // Молодой дальневосточник. - 1946. -11 августа. / Муз. В. Румянцева.
4. ВОЗЛЕ РЕЧКИ - ГОВОРУШКИ («у крутого бережка..») // Тихоокеанская звезда. - 1955. - 22 мая. // А. Сапожников. Берёзка: Сб. произведений для женского хора (c ф.-п. и без сопровождения); / Муз. А. Ленского. - М.: Музгиз. - 1957. - С.4- 6.
5. ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ («Шли арийцы на столицу...») // Тревога. -1942. - 25 января: - (Короткой очередью»).
6. ВСТРЕЧА («Ты, наверно, давно позабыла...») // С. Феоктистов. Крылатая Родина: Сб. стихов. - Краснодар. - 1939. - С.31 - 32.
7. ГЕРОИНЯ («Ещё в постели спозаранку...») // Тревога.- 1943. - 07 марта.
8-9. ДВЕ ПЕСНИ: 1. БУДЬ НА ПАНФИЛОВЦА ПОХОЖ («Уходит парень в путь - дорогу...»): 2. ОБИДА («Все газеты прочитала...») // С. Феоктистов. ГНЕВ: Сб. стихов. - Хабаровск: Огиз. - 1942. - С.15- 16.
10. ДЕВИЧЬИ МЕЧТЫ («Хорошо, подружка дорогая...»): Дальневосточная - лирическая из оперетты «Чайки над морем» / Муз. Ф. Садового и С. Томбак // Тихоокеанская звезда. - 1955. - 6 марта: ноты.
11. ДЕНЬ ПОБЕДЫ («Придёт этот час, и Победу свою...») // Тихоокеанская звезда. - 1944. -30 января. // НА РУБЕЖЕ: Литер.- худож. альманах - Хабаровск: Огиз. - 1944. -С.174.
12. ДОЧЕРИ РОССИИ («Сколько раз в боях суровых...») // Тревога: Южно- Сахалинск.- 1947. - 07 марта. // Молодая гвардия: Южно - Сахалинск. - 1948. - 07 марта.
13. ДОЧЕРИ СВЕТЛАНЕ («Когда за окном наступает ночь...») // Тихоокеанская звезда. - 1942. - 12 апреля: - («Маленькой дочери»). // С. Феоктистов. ГНЕВ: Сб. стихов. - Хабаровск. - 1942. - С.38 -39.
14. ЖЕНА СОЛДАТА («С утра двухлетнего сынишку...») // Тихоокеанская звезда. -1943.- 07 марта.
15. ЗДРАВСТВУЙ, ПТАШКА МОЯ ГОЛОСИСТАЯ! («Отпылала зорька золотистая...») // Тихоокеанская звезда. -1955. -12 июня. / Муз. Г. Угрюмова - 1956.
16. «КАТЮША»: Новая песенка («Краснеют у Гитлера уши...») // Тревога. - 1942. - 15 февраля: - («Короткой очередью»).
17. КРАСНОАРМЕЙСКАЯ - ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ («Мы грозную клятву...») // Тревога. - 1941. - 26 июля: ноты // ЗА РОДИНУ: Сб. стихов дальневосточных поэтов об Отечественной войне. - Хабаровск. - 1941. - С.33 - 34.
18. МАРИНА («Тёплый вечер прилёг у ограды...») // С. Феоктистов. Крылатая родина: Сб. стихов. - Краснодар. - 1939. - С. 43 - 44.
19. МАТЬ («Благословляю детство золотое») // Тревога. - 1947.- 08 марта. // Боевая вахта: Владивосток. - 1950. - 16 апреля: - («Священное слово»).
20. МАТЬ-ГЕРОИНЯ («Весёлым русским палисадом...») // Тихоокеанская звезда. - 1950. - 13 мая. // Советский Сахалин. - 1951. - 08 марта: - («Семья»: Фото Матери - Героини Ярцевой Екатерины Борисовны).
21. МОЯ ЗВЕЗДА («Я помню хату у пруда...») // Ейская правда. - 1938. - 05 декабря // Большевик: Краснодар. - 1939. - 06 января.
22. МСТИТЕЛЬ («В морозный жгучий снегопад...» // Тихоокеанская звезда. - 1942. - 15 февраля. // С. Феоктистов. ГНЕВ: Сб. стихов. - Хабаровск: Огиз. - Хабаровск. - 1942. - С.11-13.
23. НА ПОБЫВКЕ («Никогда ещё село...») // Тихоокеанская звезда. - 1945. - 07 января.
24. НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ («В огне боёв мы закалили волю...») // Тревога. - 1941. - 08 ноября. // С. Феоктистов. ГНЕВ: Сб. стихов. - Хабаровск: Огиз. - 1942. - С.28 - 29.
25.НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО («За кормой играют волны...») // С. Феоктистов. Крылатая Родина: Сб. стихов. - Краснодар. - 1939. - С.48 - 50.
26. НАТАША: Дальневосточникам - фронтовикам («В небольшом посёлке нашем...») // Тревога. - 1945. - 05 апреля.
27. НАШИ ЖЕНЩИНЫ - КАЗАЧКИ НЕ ДАЮТ ВРАГУ ПОДАЧКИ («Как свинья разъелся Фриц...») // Тревога. - 1942. - 07 декабря. - («Короткой очередью»: Рисунок И. Елкина). // С. Феоктистов. ГНЕВ: Сб. стихов. - Хабаровск: Огиз.- 1942. - С.49-50.
28. ОГОНЁК НА СКАЛЕ: Песня нашей юности («Нет, недаром мы юными были...»); Муз. П. Мирского // Тихоокеанская звезда.- 1965. - 31 января: ноты.
29. ОЛЬГА КИЛЕ («Пусть волны шумят на просторе») // Советский Сахалин. - 1948. - 13 марта.
30. ОРЛИЦУ - МАТЬ НЕ ВЫДАДУТ ОРЛЯТА («На поле брани провожая сына...») // Тревога: Хабаровск. - 1941. - 05 июля. // ЗА РОДИНУ: Сб. стихов дальневосточных поэтов об Отечественной войне. - Хабаровск: Огиз. - 1941. - С.37 - 39.
31. ПАРАШЮТИСТКА («В зеленеющих долинах...») // С. Феоктистов. Крылатая Родина: Сб. стихов. - Краснодар. - 1939. - С.29 - 30.
32. ПЕРВАЯ НОЧЬ («Большой, запылённый, усатый...») // Тихоокеанская звезда. - 1944. - 30 января. // НА РУБЕЖЕ: литер. - худож. альманах. - Хабаровск. - 1946. - Кн.2. - С.123.
33. ПЕРВЫЙ СНЕГ («Морозной ночью над протокою...») // Тихоокеанская звезда. -1955. - 09 октября./ Муз. С. Томбак.
34. ПЕСНЯ ДЕВУШКИ («Ой, цвети, рябина, наливайся соком...»). // Ейская правда. - 1938. - 01 февраля. // С. Феоктистов. Крылатая Родина: Сб стихов. - Краснодар.- 1939. - С.40 - 42.
35. ПЕСНЯ О КОМСОМОЛЬСКЕ («Никогда не зарасти травою...») // Тихоокеанская звезда. -1955. - 02 октября. // Б.В. Панков. Солнце восходит с востока: Песенник. - Хабаровск: РИОТИП. - 2011.- С.38-39: Ноты.
36. ПЕСНЯ О ЛЁТЧИКАХ («В далёкие степи и горы...») // Красный кавалерист: Ростов - на - Дону. - 1935. - 02 декабря. // КУЛЬТРАБОТА В РККА. - М.: Воениздат. - 1937. - №6. - С.27 - 30: - (Муз. М. Блантера. Нотное приложение).
37. ПЕСНЯ О ТРАКТОРИСТКЕ («Помню: сталь звенела по долине...») // Коломенский рабочий. - 1931. - 12 декабря. // ВСЁ ЛУЧШЕЕ - ДЕТЯМ: Конспект по литературному краеведению / Сост. С.С. Феоктистова. - СПб. - 2013.14 июляю - 25с.: - (К 100-летнему юбилею дальневосточного поэта - фронтовика С.Г. Феоктистова).
38. ПЕТРОВНА («Понятной каждому из нас...») // Тихоокеанская звезда. - 1941. - 29 октября. // С. Феоктистов. ГНЕВ: Сб. стихов. - Хабаровск: Огиз - 1942. - С.6 - 8.
39. ПИСЬМО («Глаза закрывает нахлынувший сон...»): Поэма // Тревога. - 1942. - 15 мая. // НА РУБЕЖЕ: Литер. - худож. альманах - Хабаровск. -1942. - С.51-53. // С. Феоктистов. ГНЕВ.: Сб. стихов. - Хабаровск: Огиз. - 1942. - С.41 - 44. // УБЕЙ ЕГО! - Эстрад. сб. - Хабаровск: Огиз. - 1943. - С. 15 - 18.
40. ПОДРУГА («С гулом падали снаряды...») // Ейская правда. - 1937. - 22 мая. // Комсомолец: Краснодар. - 1939. - 14 января. // С. Феоктистов. Крылатая родина: Сб.стихов. - Краснодар. - 1939. - С.37 - 39.
41. РАДОСТЬ ЖЕНЫ («С далёких обугленных мест...»): Герою Советского Союза амурскому пограничнику Василю Брынь: Поэма // Тревога. - 1944. - 27 января.
42. РАСПАХНИ ОКОШКО («Пой, гармошка, звонко...») / Муз. В. Румянцева // Лейся, песня: Реперт. сб. песен в сопровожд. баяна. - М.: Воениздат. - 1957.- С.78 - 82: ноты.
43. РАССКАЗ НИЛОВНЫ («Как вошли они в мой дом...») // Тревога. - 1942. - 18 января: - («Короткой очередью»). // С. Феоктистов. ГНЕВ: Сб. стихов. - Хабаровск: Огиз. - 1942. - С.55-56.
44. РОДИНА ЗОВЁТ («Голодный ворон каркает над нами...») // Тревога. - 1942. - 31 июля. // С. Феоктистов. ГНЕВ: Сб. стихов. - Хабаровск: Огиз.- 1942. - С.45-46: - («Не отдадим России никому»). // Песни Сталинградской битвы / Ред. - Сост. П.Ф. Лебедев. - Волгоград. - 1985. - С.35 -36: - (Комментарий составителя).
45. РУССКОМУ СОЛДАТУ («Мы все за эти годы испытали...») // Тихоокеанская звезда. - 1945. - 11 апреля.
46. СЕРДЦЕ ПЫЛКОЕ МОЁ: Лирическая песня («Нежно, как могла, поцеловала...») // Тихоокеанская звезда. - 1955.- 22 мая.
47. СВИДАНИЕ («Разбросал по небу темнокрылый вечер...») // Ейская правда. - 1937. - 3 июня. // Красный кавалерист: Ростов-на- Дону. - 1938. - 12 июня. // С. Феоктистов. Крылатая родина. - Краснодар.- 1939. - С.33 - 38.
48. СТИХИ О ДЕВУШКАХ («Я помню простую походку твою...») // Лётчик- Сталинец: Ейск. - 1936.- 02 октября. // Красный кавалерист: Ростов-на- Дону. - 1936. - 12 октября. // Пронский колхозник. - 1936. - 07 ноября. //Большевик: Краснодар.- 1938. - 06 апреля. // С. Феоктистов. Крылатая Родина: Сб. стихов.- Краснодар. - 1939.- С.45 - 47.
49. СТИХИ О КОМСОМОЛЬСКЕ: ЛИНИЯ ОГНЯ («Здесь только недавно убрали леса...») // Тихоокеанская звезда. - 1943. - 10 октября. // НА РУБЕЖЕ: Литер.- худож. альманах. - Хабаровск. - 1944. - С.176.
50. СТИХИ О МАТЕРИ («Те дни растрепали бури...») // Красный кавалерист: Ростов - на - Дону. - 1938. - 06 апреля. // Ейская правда. - 1938. - 18 апреля. // Комсомолец: Краснодар. - 1938. - 08 августа. // С. Феоктистов. Крылатая родина: Сб. стихов. - Краснодар. - 1939. - С.13-15.
51. СТИХИ О МУЖЕСТВЕ («По-детски нежная, с обветренным лицом...») // Тревога: Хабаровск. - 1942. - 30 мая. // Тихоокеанская звезда. - 1942. - 05 июля: - («О мужестве»).
52. СЫН («Есть за Полтавой в чистом поле...») // Тревога: Хабаровск.- 1944. - 30 апреля. // Пограничник. - 1945. -№23. - С.59. // Литературный путеводитель: Хабаровские писатели: Судьба и творчество; Библиография/ Ред. - сост. М.Ф. Асламов. - Хабаровск: 2004. - С.291.