Сергей Хмарук
Сергей Хмарук

О коррупции мы говорим много. О борьбе с ней мы много мечтаем. Мы даже знаем, что существует Закон «О противодействии коррупции». Знаем, что в этом законе много чего написано. Но вряд ли большинство из нас знает, что именно. Нам успели внушить, что коррупция - это, в основном, взятки, на которых поймать чиновника  с поличным в большинстве случаев можно лишь тогда, когда это «поличное» организовали сами правоохранительные органы.

 

В связи с этим в нашей Еврейской автономной области коррупционные преступления фиксируются крайне редко, статистика выглядит радостной,  а правительство области закладывает в годовой бюджет на противодействие коррупции всего пятьдесят пять тысяч рублей! А зачем закладывать больше, если статистика радует?

 

Этих денег вполне достаточно, чтобы соорудить некую виртуальную «Доску позора» и лепить на неё образы врачей, медсестёр, учителей, работников культуры, чьи преступления укладываются в основном в пять-десять тысяч рублей.  То есть, речь в ЕАО, как правило, идёт только о «бытовой коррупции».  О ней говорят на пресс-конференциях, «Круглых столах», специальных совещаниях. Термином «бытовая коррупция» чиновники размахивают, словно флагом, внушая нам, что она - основное зло, с которым надо бороться.

 

На самом же деле, такого термина в Законе «О противодействии коррупции» нет.  И уж кому, как не чиновникам, которые его придумали, это знать? Зачем придумали? А просто удобно всё валить на так называемую «бытовую коррупцию», морочить нам голову и отвлекать наше внимание от настоящего зла.

 

Очень удобно, насупив брови, вещать с телеэкрана о том, что она - «бытовая коррупция» - всю жизнь нам портит! А мы ей слабо противостоим: не доносим друг на друга, то есть совершенно лишены гражданского самосознания.

 

И вот мы уже чувствуем себя слегка виноватыми, нам уже не хочется копать глубоко, выясняя, что же такое на самом деле - коррупция!

 

Напрасно! Закон «О противодействии коррупции» вполне доступен пониманию любого взрослого человека. Для того чтобы вникнуть в его суть, не обязательно иметь юридическое образование. Достаточно один раз его прочесть, чтобы понять: коррупция - это не только взятки. Несколько статей закона посвящены конфликту интересов на государственной и муниципальной службе.

 

Именно эти разделы интересуют нас в связи с информацией, озвученной в статье «Скажи, кто твой друг...», опубликованной в прошлом номере нашего еженедельника.

 

 

Процитирую пункт 1 статьи 10 Закона «О противодействии коррупции»:

«Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.

Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства».

 

Можно ли рассматривать этот пункт применительно к ситуации, сложившейся с новым начальником управления здравоохранения правительства ЕАО господином Хмаруком?

 

Если верить выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, можно! Господин Хмарук, давая согласие занять должность начальника управления здравоохранения, являлся учредителем и генеральным директором общества с ограниченной ответственностью, основной деятельностью которого является оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, производство изделий медицинской техники, включая хирургическое.

 

Начальник управления здравоохранения региона отвечает за работу медицинских учреждений региона и, в том числе, за их обеспечение необходимым оборудованием, медицинской техникой, фармацевтическими и медицинскими товарами. Так что налицо противоречие, которое может возникнуть, а может, уже возникло, с одной стороны, между личной заинтересованностью начальника управления здравоохранения правительства области и учредителя, генерального директора ООО «МедиТес ДВ» в одном лице, с другой стороны -  законными интересами медицинских учреждений области.

 

После выхода публикации «Скажи, кто твой друг...» мы обратились за комментариями в прокуратуру области.

 

Старший помощник прокурора области Евгений Перебейнос дал очень краткий комментарий. Цитирую:

 

«Нормативные положения об ограничениях и обязанностях, а также ответственности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, указаны в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ (ст.ст. 12.1, 13.1)

К моменту опубликования вашей газетой информации прокуратурой области уже начата проверка соблюдения Федерального законодательства о противодействии коррупции. Официальный комментарий ситуации по указанной информации может быть дан после принятия окончательного решения по результатам проверки».

 

Евгений Александрович конкретно указывает на ст.12.1 и 13.1 Закона.

 

Процитирую один из пунктов ст. 12.1:

 

«6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации».

 

Увы, господин Хмарук, как я понимаю,  данные условия не выполнил. В связи с этим не понятно, почему он до сих пор занимает государственную должность.

 

Цитирую ещё один пункт статьи 12.1:

 

«5.1. Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации».

 

Господин Хмарук занимает должность начальника управления здравоохранения правительства ЕАО с августа 2012 года, то есть уже семь месяцев, и за это время никаких действий по «предотвращению или урегулированию конфликта интересов» не предпринял. Значит, согласно п.5.1 ст. 12.1 Закона «О противодействии коррупции» господин Хмарук должен быть уволен с занимаемой должности.

 

Обратимся ко второй упомянутой старшим помощником прокурора области статье - 13.1, которая называется «Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия».

 

В ней говорится, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации.., подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

 

«1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления лицом предпринимательской деятельности…».

 

Невооружённым глазом видно даже тому, кто бесконечно далёк от юриспруденции, что оснований для увольнения господина Хмарука больше, чем достаточно. Я думаю, это должны понимать те, кто принял его на работу, и начать очень быстро реагировать, потому что для них в законе тоже кое-что прописано. Например, в п.2 ст. 13. 1 говорится, что если лицу, замещающему государственную должность  субъекта Российской Федерации, стало известно о возникновении у его подчинённого личной заинтересованности, то он должен принять меры незамедлительно. Если он никаких мер не принял, то тоже должен быть уволен с занимаемой должности.

 

Кто принимал на работу господина Хмарука? Ответ на этот вопрос есть в статье «Скажи, кто твой друг…». И не надо рассказывать сказки о том, что губернатор ЕАО не знал о существующем конфликте интересов. Для того и существует целое управление государственной службы и кадровой политики в  правительстве области, чтобы губернатор знал, кого он принимает на работу.

 

Я очень надеюсь, что окончательное решение по результатам проверки, проводимой прокуратурой области, не заставит себя долго ждать. Тем более, что семимесячное руководство господина Хмарука ничего хорошего нашему  областному здравоохранению не принесло. Люди бегут не только из прикладной медицины, но и из самого управления. Просто какой-то массовый исход! Лицензирование государственной лаборатории областной больницы, которая должна делать анализы с пометкой «срочно», не проведено, хотя с 1 января лицензию выдаёт именно управление здравоохранения области. На сегодняшний день больничная лаборатория так и не начала работать. Деньги ТФОМС за анализы, причём немалые (больше двух миллионов рублей в месяц) идут в частный карман, а не государственной областной больнице, которой они нужны, как воздух,  для того, чтобы больница перестала влачить жалкое существование. В январе-феврале в аптеках отсутствовали бесплатные лекарства, инвалиды вынуждены были приобретать их за свой счёт, тратя на это мизерные пенсии.

 

Вот такое семимесячное руководство господина Хмарука, принятого на работу губернатором ЕАО вопреки Федеральному закону «О противодействии коррупции»!

 

После публикации статьи «Скажи, кто твой друг...» по городу Биробиджану пошли слухи о том, что господин Хмарук, якобы, подал заявление о предоставлении ему отпуска с последующим увольнением. Если эти слухи имеют под собой основание, то остаётся только изумляться изобретательности наших управленцев. То есть, человек спокойно уйдёт в отпуск эдак на месяц-полтора, за это время уволится из ООО «МедиТес ДВ», передаст кому-нибудь свою долю учредителя, затем вернётся и заявит, что передумал увольняться. Мол, я чист и незапятнан, могу занимать государственную должность! Так, что ли?

 

Нет, не так! Ещё раз внимательно ознакомившись с Законом «О противодействии коррупции», я пришла к выводу, что такого не может быть! За совершение коррупционного правонарушения в отпуск не отправляют. За него наказывают!

 

Если у господина губернатора возникают по этому поводу сомнения, могу ему порекомендовать внимательнее изучать антикоррупционное законодательство, иначе в какой-то момент  виртуальная «Доска позора», о которой я говорила чуть выше,  перестанет быть виртуальной.

 

Елена Голубь,

«Газета на Дом», 06.03.13

.