Виктор Ишаев
Виктор Ишаев
Арест каждого высокопоставленного чиновника или крупного бизнесмена российская пропаганда подает как реализацию курса президента на бескомпромиссную борьбу с коррупцией. На самом деле за арестами часто стоит совсем не это. «Проект» рассказывает, как это происходит, на примере дела против бывшего губернатора Хабаровского края и полпреда президента на Дальнем Востоке Виктора Ишаева.
 
Дело на пять миллионов
 
Утром 28 марта, арестовав в Москве Ишаева и доставив его без наручников в здание Следственного комитета, российские силовики начали самую странную операцию последнего времени. Странным было все.
 
Информация о сути претензий менялась: сначала источники информагентств говорили о расследовании злоупотреблений в лесной отрасли и оценивали ущерб в 10 млрд рублей, но уже через несколько часов Следственный комитет сообщил о хищениях средств государственной компании «Роснефть».
 
Спустя еще какое-то время в компании Игоря Сечина поспешили заявить, что сами выявили все нарушения и передали данные правоохранителям. Странной была и объявленная в итоге сумма: Ишаеву инкриминировали хищение пяти миллионов рублей. Бывший губернатор сам признался, что такая сумма - маленькая часть его доходов.
 
«Это абсурд», - заявил Ишаев.
 
Ишаев в определенном смысле не лукавит, говорит собеседник «Проекта» в Кремле: экс-губернатор, его семья и знакомые связаны со многими бизнесами на Дальнем Востоке , доходы от которых, по неформальным разговорам силовиков, могли быть колоссальными. Сумма в пять миллионов действительно выглядит формально.
 
разу после появления информации о задержании Ишаева, другой источник, близкий к Кремлю, сообщил корреспонденту «Проекта», что, по его информации, задачи немедленно посадить Ишаева вообще нет, есть лишь задача его «унизить» самим фактом уголовного дела. Так и произошло: вечером суд постановил отправить экс-губернатора под домашний арест, хотя так бывает далеко не всегда - задержанного за два дня до того экс-министра «открытого правительства» Михаила Абызова поместили в СИЗО.
 
Все дело в том, что причины ареста не имеют отношения к коррупции, они - сугубо политические и связаны с избирательной кампанией, которая проходила в Хабаровском крае в прошлом году.
 
Под защитой Путина
 
Преемник Ишаева на посту губернатора Хабаровского края Вячеслав Шпорт чем-то понравился Владимиру Путину. Из-за этого даже возникла больше похожая на анекдот легенда о том, что он привлек главу государства своей немецкой фамилией, и развлекал президента, общаясь с ним по-немецки.
 
Собеседник «Проекта», близкий к Кремлю, рассказывает, что услышал эту шуточную историю после того, как в прошлом году чиновники получили от руководства страны задачу «спасать Шпорта».
 
Шпорт, как и еще три губернатора, на последних выборах осенью 2018 года не смог одержать победу в первом туре местных выборов. К некоторым его коллегам федеральный центр быстро потерял интерес, но не к нему. По заданию руководства страны спасать Шпорта приехали все возможные игроки - чиновники внутриполитического блока Кремля Сергея Кириенко, сотрудники полпредства президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, а также многочисленные местные и московские политтехнологи.
 
Чиновники энергично взялись за дело, особенно Трутнев. Он провел очень серьезный разговор с оппонентом Шпорта на выборах - представителем ЛДПР Сергеем Фургалом. Результат не заставил себя ждать. «Я никогда не гонюсь и не гнался за звездочками на погонах», - неожиданно заявил Фургал в промежутке между двумя турами и объявил, что принял предложение Шпорта стать его первым заместителем. Это согласие стало результатом длительной работы: Трутнев беседовал с Фургалом, а чиновники внутриполитического блока Кремля - с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским, которому Кремль обещал губернаторское кресло в другом регионе для одного из его соратников.
 
Однако спустя всего несколько часов что-то изменилось: Фургал вдруг перестроил риторику и объявил, что намерен продолжить борьбу. Кремль этот провал, «мягко говоря, разозлил», вспоминает человек, близкий к президентской администрации.
 
В этот момент руководство страны и силовики получили донесение от ответственных за спасение Шпорта людей - переизбранию Шпорта мешает Ишаев. Говоря объективно, им нужно было найти виновного, чтобы объяснить собственный провал, и такой человек нашелся, считается собеседник, близкий к Кремлю.
 
Как поссорились два губернатора
 
Ишаев занимал пост губернатора Хабаровского края 18 лет, и еще в 2007 году СМИ писали, что он помешал Шпорту переизбраться в Госдуму. Впрочем, когда в 2009 году Ишаев перешел в полпреды президента, а Шпорт стал губернатором, чиновники так или иначе были вынуждены взаимодействовать.
 
По версии федерального чиновника, поначалу у них были хорошие отношения, но позже они поссорились из-за «разногласий финансового характера». На выборах 2013 года Ишаев предпринял попытку помешать поддержанному Путиным Шпорту переизбраться  и за это поплатился - был уволен с поста полпреда. С тех пор пор отставной чиновник активно противодействовал своему преемнику. Не стали исключением и эти выборы.
 
Источники «Проекта» приводят три версии того, как именно на этих выборах Ишаев не дал чиновникам реализовать задачу президента спасти Шпорта перед вторым туром.
 
Первая версия. После удачных переговоров Трутнева с Фургалом Ишаев неожиданно встретился с элдэпээровцем и убедил его отказаться от компромисса с Кремлем. Фургал и так с трудом повелся на уговоры чиновников, а после убедительных слов и обещаний поддержки от Ишаева быстро решил вновь бороться за пост.
 
Вторая версия, которая, правда, не противоречит первой. В команде Фургала появился интересный человек - бывший охранник и водитель Ишаева и его доверенное лицо - Владимир Хлапов (кроме него в штабе с того времени появились и другие близкие Ишаеву люди). Тогда стало окончательно ясно - бывший полпред помогает кадрами и, возможно, финансами представителю оппозиции, вспоминает человек, работавший в штабе Шпорта. Когда Фургал в итоге одержал победу над Шпортом, Хлапов даже стал вице-губернатором. После ареста Ишаева СМИ сообщали о том, что правоохранители проводили обыски и у Хлапова.
 
Третья версия, из которой следует, что роль Ишаева в поражении Шпорта была еще большей. Полпредство планировало «подкорректировать» результаты выборов в пользу Шпорта, утверждает высокопоставленный собеседник «Проекта», знакомый с ходом избирательной кампании. В ночь выборов все было готово, но Ишаев через своих людей узнал о планах чиновников и решил предать их огласке. Узнав об этом, в полпредстве отказались от своих намерений и дали Фургалу победить. Фактически, Ишаев сорвал все планы, резюмирует собеседник.
 
Третью версию не подтверждает ни один другой источник «Проекта». В ночь выборов от Шпорта уже многие отвернулись - некоторые его заместители в своих кабинетах открывали шампанское, откровенно празднуя победу, рассказывает знакомый экс-губернатора. Поэтому, по его словам, как-то повлиять на результаты выборов в тот момент было невозможно. Фургал победил с разгромным результатом, набрав почти 70%, такие цифры невозможно скорректировать.
 
Окончательное решение краевого вопроса
 
Доклады о роли Ишаева в кампании Шпорта поступали в Кремль еще осенью, однако никакой реакции не было. Тогда казалось, что Ишаеву все простили, но теперь понятно, что это не так - против него полгода готовили дело, узнав, что он помешал реализовать указ президента.
 
Но Ишаев умудрился еще и усугубить ситуацию. Как рассказывает «Проекту» собеседник, близкий к Кремлю, в президентской администрации получили информацию, что Ишаев решил помогать оппозиции своими ресурсами на выборах в законодательное собрание региона, которые намечены на этот год. Такие намерения стали очень неприятной новостью - проиграв кресло губернатора, власть рассчитывала в этом году взять контроль над парламентом. Возможно, эта информация решила судьбу Ишаева.
 
Адвокат Ишаева Павел Зайцев не ответил на звонки корреспондента «Проекта». Шпорт пообещал ответить на вопросы позже.
 
Михаил Рубин,
Проект, 25.4.19
https://www.proekt.media/narrative/viktor-ishaev/