С тех пор, как матросы лейтенанта Николая Бошняка открыли на неприветливом скалистом побережье удобную бухту, названную Императорской гаванью, появившееся здесь русское поселение имело в первую очередь, военное предназначение. И не случайно: в удобной глубоководной бухте, по свидетельству специалистов, может поместиться морской флот всего мира.

 

В пятидесятые годы прошлого века появилась перспектива смены «специализации», здесь началось сооружение «гражданского» судостроительного завода. Но очередной изгиб политики времен Хрущева привел к тому, что металлические фермы производственных корпусов, как металлолом, увезены в Японию, а фундаменты так и не возведенных жилых кварталов скрыли таежные заросли.

 

В восьмидесятых годах к проекту вернулись: на берегах бухты развернулось грандиозное строительство – заводских цехов, объектов социально-бытовой сферы, жилых кварталов. Небольшому городку была уготована славная судьба – центра судостроения с населением в 300 тысяч человек. Но распад страны перечеркнул и эти планы.

 

В годы «безвременья» название города снова звучало. Сначала на митингах сторонников воссоздания Дальневосточной Республики, возведших Советскую Гавань, в силу ее географического положения,  ранг столицы своего виртуального государственного образования. А затем, уже в рыночные времена, название несостоявшейся столицы громко прозвучало на всю страну, когда в схватке за полномочия сошлись два уровня муниципальной власти – районной и городской. В августе-сентябре 2006 года, когда  в Хабаровском крае, из-за загрязнения Амура химическими отходами, случилась эпидемия серозно-вирусного менингита, вспышка заболевания случилась и в Советской Гавани, где амурскую воду не пьют.

 

C. Луговской
C. Луговской

Причина, наверное, была в другом: районный глава единоросс Сергей Луговской и его товарищ по партии городской голова Юрий Григорьев никак не могли поделить имущество ЖКХ. «Временно-бесхозные» коммунальщики, просидев несколько месяцев без зарплаты, объявили бессрочную забастовку с требованием «дать им хозяина». Пока «бары» дрались, у жителей города и района «чубы трещали»: дворы, улицы, детские площадки превратились в несанкционированные свалки. По свалкам бродили коровы и другие животные, а по подвалам, подъездам и даже квартирам разгуливали крысы. Почти год шел раздел библиотек, из-за споров задержалась реконструкция дворца спорта, было отложено возведение нового стадиона.

 

Перетягивание каната – пример оказался заразительным – перешло на поселковый уровень: при разделе полномочий, имущества и контроля над расходованием финансов в конфликт с единороссовским районным начальством втянулся глава поселка Заветы Ильича единоросс Леонид Бердник. Дело дошло до того, что два уровня муниципальной власти стали разговаривать друг с другом через обращения в местных газетах. В результате поселок  остался без бюджета, а многоквартирные дома – без отопления. Исполнительную власть муниципальных поселений поддержали местные Советы, возглавляемые тоже представителями партии власти.

 

И только  депутаты районного Собрания, благодаря позиции своего председателя Собрания, первого секретаря районного отделения КПРФ Владислава Бутенко сохранили в этой сложной обстановке «трезвую» голову. Депутатам, в отличие от чиновников исполнительной власти, удалось найти «общий язык»: председатель городского Совета Сергей Гречко и поселкового Совета Валерий Кулик (оба единороссы), набравшись опыта и осознав, что хлеб народного избранника нелегок, вступили в диалог со своими старшими коллегами. И - критически стали оценивать действия своих «градоначальников».

 

Предложение народных избранников о возврате к советской модели территориального деления,  когда все поселения составляли одну административную единицу, получило поддержку и горожан, и жителей разбросанных по берегам бухты пяти поселков. Вот только новоявленным главам-«князькам» такой поворот явно не пришелся по душе. И конфликт, перейдя в стадию подковерных интриг, продолжал тлеть, время от времени озаряя всполохами таежные берега.

 

Вот только на период нынешней предвыборной кампании два центра муниципальной власти: районной и городской, заключили между собой некий, как говорят, договор о ненападении, предварительно келейно распределив между собой «хлебные» места и властные полномочия.

 

Нынешний глава района Сергей Луговской скорее всего скомпрометировал себя не только неспособностью руководить хозяйством, но и «удержать в узде» чиновников своей же администрации. За время «руления» им допущено порядка тридцати нарушений трудового законодательства. Возмещение судебных компенсаций незаконно уволенных чиновников составило порядка 300 000 руб. – не из кармана главы района, а из дотационного районного бюджета. Из которого, и без этих сумм, ежегодно расходуется на содержание чиновничьего аппарата более 30 миллионов рублей. По несколько раз – после восстановления в должности судом – снова  увольняли главного врача районной больницы, отличника здравоохранения РФ Юрия Егоренко и начальника управления культуры и искусств Владимира Маращука. Последний был даже вынужден, чтоб защитить себя от нападок, выставить кандидатуру на должность главы района.

 

На должность главы района выставили свои кандидатуры три соперника: и «первый единоросс побережья» Дарий Тюрин, и бизнесмен Юрий Бухряков, чья строительная компания, выросшая из структур «Спецстроя», является ведущей на побережье, и как писалось выше - начальник управления культуры и искусств администрации района Владимир Моращук. Вот только немало тех совгаванцев, кто сомневается в умении процветающих предпринимателей, поправить дела в хозяйстве района. Потому что оказываются они в плену у бюрократического чиновничьего аппарата, тенета которого разорвать не в состоянии. «По зубам» такая задача только представителю иной силы.

 

Сила такая на побережье бухты Советская Гавань – есть, она  уже давно, с времен перестройки, оказывает влияние на расстановку кадров в районной и городской администрациях, на распределение денежных потоков. Возглавляет ее бывший спортсмен, а ныне бизнесмен в авторитете Александр Сосновский. Во всех коридорах местной власти фраза «и Александр Иванович тоже так считает» оказывает чудесное действие на всех без исключения чиновников. Не случайным в этой связи является и карьера лидера районных «медведей»: Дарий Тюрин начинал с охранника у Александра Сосновского. Но, видать, хорошо справлялся с поручениями и пошел в рост. Но своих товарищей Дарий Викторович не забывает, ведет за собой «группу поддержки»: кандидатами в депутаты районного собрания  зарегистрированы местные «спортсмены»-законники. Правда, совсем недавно они числились среди чуть ли не беспредельщиков, с иных даже судимости не успели снять.

 

Если все пойдет по сценарию партии власти, вернее, власти авторитетов, то у нового главы района будет мощная поддержка в районном Собрании. Не все из ныне действующих депутатов-единороссов получили официальную поддержку однопартийцев. Тем, кто сотрудничал с председателем Собрания, коммунистом Владиславом Бутенко, в «медвежьем» доверии говорят отказано. Это в представлении единороссов – большой и непростительный грех. Хотя, не в обиду будь сказано Владиславу Николаевичу, его стремление сохранить мир с исполнительной властью, мир, который, как известно, даже плохой – лучше войны, в глазах совгаванцев нередко считалось соглашательством. Какого же взаимодействия хочет кандидат «Единой России» Дарий Тюрин и стоящая за ним сила? Полного подчинения представительного органа власти, сведение его роли к канцелярии по утверждению нормативных актов. А ведь главным принципом демократии, как известно, является верховенство законодательной властью над властью исполнительной. Но на такие «мелочи» люди из «медвежьего» стана внимания не обращают.

 

Как сказал первый секретарь районного отделения КПРФ Владислав Бутенко, задача коммунистов в нынешней избирательной кампании – не только усилить свое влияние в исполнительной и представительной власти, но и сохранить на политическом небосклоне совгаванской бухты «худой мир, который все же лучше доброй ссоры». Организация выдвинула 11 членов партии и сторонников в районное Собрание (всего на выборы идет 20 кандидатов), двух – в городской Совет депутатов (всего также 20 кандидатов), одного – в Совет депутатов поселка Майский (всего17 кандидатов, из них 1 – от ЛДПР, 8 – от «Единой России»).

 

Четыре претендента – на должность мэра Советской Гавани, главный из них действующий городской голова, бывший прапорщик Юрий Григорьев, а также юрист Павел Боровский, городской депутат Никита Фастовец и безработный Александр Айткулов. За мэрское кресло, вернее, за возможность влиять на денежные потоки, стоит побороться. Уникальное географическое положение города повлияло на расположение здесь крупного транспортного узла. Железнодорожная ветка имеет выход на БАМ и Транссиб, аэропорт с взлетно-посадочной полосой в 3 000 м. может принимать самолеты любых классов, а морской рыбный и торговый порт, протяженностью причалов в 3 200 м. и глубиной свыше 10 м., имеют  выход на страны АТР. Дальнейшее развитие портовой, береговой, автомобильной, авиационной и железнодорожной инфраструктуры позволит увеличить грузоперевозки с нынешних 2 миллионов тонн до 10 млн. т. в 2015 году – леса, магниевого и железнорудного концентрата. Все это потребует роста объемов услуг стивидорских компаний – транспортно-экспедиционных, брокерских, по декларировании и агентированию внешнеторговых грузов.

 

На должность главы города от КПРФ выдвинут беспартийный Александр Айткулов. В сложившейся ситуации он возможно и сможет, при поддержке своих союзников-коммунистов, не допустить рецидива «двоевластия», начала новых «боевых действий» с районной администрацией за кусок бюджетного пирога, а также сократить расходы на чиновничий аппарат. У городской власти есть дела поважнее выяснения отношений с районной – обеспечение жителей теплом, электричеством, газом, водой, благоустройство улиц, домов и дворовых территорий.

 

Александр Айткулов имеет опыт управленческой работы – в должности генерального директора фирмы. А находить общий язык с людьми научился он еще в бытность секретаря парткома Совгаванской базы океанического рыболовства. Его хорошо знают земляки старшего и среднего поколения, а донести программу кандидата до людей более молодых – задача активистов КПРФ. Тем более сейчас, когда перед молодежью замаячила перспектива безработицы, крушения надежд на получение образования, улучшения жилищных условий, создания семьи. Сдвиг влево в сознании совгаванцев произошел не только и не столько из-за агитационных мероприятий. Разочарованию в деяниях партии власти и ее местных представителей способствовала реальная действительность: банкротство Северного судоремонтного завода, деградация судоремонтной фирмы «Якорь», исчезновение швейной фабрики, призванной некогда сократить женскую безработицу, развал строительного треста – всего того, что некогда составляло благополучие жителей побережья бухты.

 

Потому, наверное, в составе кандидатов от КПРФ идут беспартийные. Например, действующий депутат, председатель бюджетной комиссии районного Собрания Галина Меньшова. Как бывшему начальнику планово-экономического отдела Северного СРЗ, ей есть с чем сравнить нынешнюю действительность, у нее была возможность примкнуть к партии власти, но… видно Галина Николаевна руководствуется не только принципами личного благополучия. Коммунисты и их сторонники ведут агитационную кампанию чисто, просто и доходчиво разъясняют свою позицию по волнующим земляков вопросам. И если в составе районного Собрания депутатов будет сохранено, а тем более увеличено, их влияние, то депутаты от КПРФ возможно и смогут наладить действенный и жесткий контроль за расходованием бюджетных средств.

 

Тогда уж точно – будет дан ответ на вопрос – куда девались деньги, предназначенные на строительство нового стадиона? Средства на его сооружение были уже запланированы в бюджете краевом, но сумма в местной казне, необходимая для  начала работ, исчезла бесследно. Чтобы администрация не обходила стороной представительный орган, депутаты займутся и созданием нормативно-правовой базы для деятельности исполнительных органов, дабы исключить возможность повторения бесконечных судебных процессов. Ведь если бы в недрах мэрии были разработаны, а на Собрании депутатов утверждены служебные обязанности чиновников, не нужно было бы обращаться в прокуратуру и в мировой суд для решения, в общем-то, несложных проблем.

 

Ныне жители Советско-Гаванского района оказались в трудном положении. В избирательном участке они получат по четыре бюллетеня. Горожанам нужно будет избирать глав – района и города – и депутатов – сразу двух представительных органов. Непросто сделать им правильный выбор, тем более, что большинство из них помнят, как выходили на митинги и требовали отставки Григорьева, бывшего тогда главой района. Трудно определить, кто из них есть кто? Потому что представители промышленно-финансовых групп, борющихся за контроль над портово-экономической зоной, не говорят открыто, что представляют они, скажем, финансовые круги Приморья, или московские деловые круги, или местных авторитетов. Нужно во всех хитросплетениях разобраться. И, во всяком случае, не допустить, чтобы бывшие некие беспредельщики, которые, как утверждают сведущие люди, уже открывают ногой дверь в кабинет главы города, могли завладеть и кабинетом главы района, взять под контроль представительные органы.

 

Тогда Советская Гавань может действительно стать «столицей» дальневосточного криминала, а на украшающем районный герб судне, распустившем красные паруса на фоне солнца, можно будет вывешивать «веселого Роджера».

 

Алексей Хорошилов,

г. Советская Гавань.