Прогнозы «The Moscow Post» о «плачевном состоянии» компании «Мечел» начали подтверждаться. Журналистам стало известно, что руководство компании приняло решение перенести запуск угольного терминала в порту Ванино на два года. Так же проблемы наблюдаются и при разработке Эльгинского месторождения. Похоже, что всему виной экономический кризис. Об этом сообщает корреспондент The Moscow Post.

 

По всей видимости, компании «Мечел» все сложнее и сложнее поддерживать положительное мнение о своей материальной обеспеченности. О возможном банкротстве этой структуры The Moscow Post ранее писала в статьях ««Мечел» расплачивается за старые «грехи»? » и «Миражи «Мечела»». В этих публикациях говорилось об том, что «Мечел» создает перед своими партнерами лишь иллюзию внешнего благополучия.

 

Но под влиянием кризиса подобную «иллюзию» поддерживать все труднее и труднее. Проблемы «Мечела», к примеру, выдает тот факт, что компания приняла решение перенести запуск угольного терминала в порту Ванино на два года. Теперь терминал начнет свою работу лишь в 2014 г. Конечно, его проектирование будет завершено лишь в 2011 г., а на полную мощность, рассчитанную на 25 млн. т., терминал не сможет выйти раньше 2020 г. По предварительным оценкам, «Мечел» собирается инвестировать в этот проект 12 млрд руб.

 

А ведь еще буквально пару лет назад «Мечел» говорил о начале строительства терминала уже в 2009 году. Однако, в итоге, этого так и не произошло. Так же были сказаны «красивые слова», что запуск первой очереди, рассчитанной на 15 млн. т., произойдет в 2012 г. Сомнительно, что теперь это сможет осуществиться.

 

Разумеется, и речи идти не может о запуске на полную мощность терминала в 2015 году, как предполагалось ранее.Весьма странным выглядит тот факт, что о факте самой задержки директор департамента развития портовой инфраструктуры УК «Мечел» Армир Кульман журналистам охотно рассказал, однако, о ее причинах СМИ от официальных источников узнать так и не смогли. Источники в «Мечеле», которые могли бы раскрыть «завесу тайны», почему-то продолжают хранить молчание.

 

Казалось бы, что срыв (т.е. задержка) строительства терминала в Ванино должна была отрицательно сказаться на экспорте угля с Эльгинского месторождения в Якутии, запасы которого оцениваются в 2,2 млрд. т. коксующихся углей. Ранее планировалось, что добыча на этом месторождении должна начаться уже в ноябре этого года. Однако, в последнее время появились слухи о том, что при разработке Эльгинского месторождения тоже возникли «какие-то затруднения».

 

Согласно плану, в год на этом месторождении планируется добывать до 25 млн. т. Но как же «Мечел» будет вывозить сырье с Эльги? Ведь строительство железнодорожной ветки до БАМа тоже «заглохло». Источники в компании уверяют журналистов, что запуск этой железнодорожной ветки перенесен с сентября 2010 г. на декабрь 2011 г.

 

По всей видимости, «Мечелу» не останется ничего, как вывозить уголь автотранспортом. Будем надеяться, что хоть на машины-то у некогда «великого и могучего» «Мечела» денег хватит…

 

Разумеется, что истинными проблемами «Мечела» является финансовый кризис. Об этой версией нехотя говорят СМИ те немногочисленные источники, которым доверяет «секреты фирмы» руководство компании.

 

Именно финансовые проблемы «Мечела» объясняют «молчание» привычных ньюсмейкеров.

 

Хотя, пожалуй, что очевидное скрыть невозможно. Ведь по данным US GAAP выручка «Мечела» снизилась за 2009 год на целых 42% до $5,75 млрд. А вот чистая прибыль и вовсе упала в 15 раз до $73,7 млн. По данным EBITDA, она сократилась вдвое - до $998 млн. Рентабельность «Мечела» снизилась с 20,6% (за прошлый год) до 17% .

 

Разумеется, «Мечел» попытался создать «иллюзию» роста прибыли за 2009 год. Однако, как выяснилось этот «рост» был подсчитан сотрудниками компании с учетом $494,2 млн дохода от переоценки активов Bluestone. Именно из-за этой пресловутой переоценки EBITDA горнодобывающего сегмента в IV квартале превышала выручку ($644 млн против $458 млн оборота). Однако, с учетом переоценки активов Bluestone можно говорить о том, что реальный убыток порядка «Мечела», который составил $360 млн., был просто скрыт от глаз финансовых аналитиков и потенциальных инвесторов.

 

Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Как и то, что консенсус-прогноз Reuters для «Мечела» составлял около $248 млн убытка по итогам 2009 г., но его «реальный убыток» в $360 млн. даже обогнал мнение экспертов.

 

Ну не могут пиарщики «Мечела» обмануть дотошных журналистов и экономистов… Стараются, но не могут…

 

Почему-то тут сразу же вспоминается гнев премьер-министра РФ Владимира Путина, когда тот узнал о занижении экспортных цен на уголь руководством этой компании

 

Речь идет об обещании премьер-министра Владимира Путина «выслать доктора» отсутствовавшему на одном из заседаний металлургов якобы по болезни главе компании «Мечел» Игорю Зюзину в июле 2008 года, после чего котировки акций компании на следующих же торгах потеряли 30%, а капитализация всего российского фондового рынка — порядка 1,3—1,4 трлн. руб. После критики Путина был громкий скандал, падение акций, штрафы и т.д.

 

И вот теперь «Мечелу» становится почти невозможно скрыть истинное положение дел в компании. Так, что сколько еще отечественная угольная отрасль будет продолжать жить «миражами» «Мечела» - неизвестно…

 

Анатолий Сергеевский,

«The Moscow Post», 24.06.10

http://www.moscow-post.ru/economics/001277362653601/