Монумент полководцу в Уссурийске. Фото Виталия Анькова, РИА Новости
Монумент полководцу в Уссурийске. Фото Виталия Анькова, РИА Новости
В Москве, на Суворовской площади, рядом с Театром Советской армии стоит памятник полководцу XVIII века Александру Суворову. Памятник поставили еще в 1982 году. Его размеры внушительны: высота без учета постамента — более четырех метров. Правая нога полководца выставлена вперед, в руке — подзорная труба. Слева — ножны, в которые заправлена длинная сабля. На сапогах полководца — шпоры. Взгляд Суворова направлен на людей, которые топчутся у постамента. Кажется, что он смотрит на жителей и гостей Москвы с высоты своего величия.
 
Автором московского памятника Суворову является Олег Комов — советский и российский скульптор, народный художник и член Академии художеств СССР. Его сын Илья занимается живописью, он член-корреспондент Российской академии художеств.
 
Несколько месяцев назад Комов-младший обнаружил, что памятник, очень похожий на работу его отца, установили в Уссурийске. Фотографии монумента показали его ученики, а позже Илья выяснил, что по заказу Минобороны в июне 2018 года памятник поставили на территории местного суворовского училища, а фотографию впоследствии удалили.
 
Сын советского скульптора изумился и стал искать дальше. И обнаружил, что очень похожие «клоны» «московского Суворова» воздвигнуты в Мытищах и в Рождествене-Суворове.
 
Комов называет их «незаконными подделками низкого качества». Семью скульптора возмутило и то, что ни на одном из памятников, в том числе на уссурийском, не указано, что оригинал - это работа Олега Комова. Автор «уссурийского Суворова» Владимир Сержантов-Шульц плагиатом свою работу признавать категорически отказывается и, восклицает Илья, «ведет себя очень нагло».
 
«Новая» разыскала Владимира Сержантова-Шульца и выяснила, что тот действительно считает свою работу авторским произведением. Он просит учитывать детали: на сапогах «его» Суворова нет шпор, что, по мнению скульптора, подчеркивает близость полководца к каждому российскому воину, его готовность разделить все тяготы простых солдат. Одежда, которая, по словам Сержантова-Шульца, создавалась им после консультаций с профессиональными историками, тоже не похожа на одеяние «московского Суворова». Она, отмечает скульптор, воспроизводилась с учетом рекомендаций специалистов и, как считает Сержантов-Шульц, отражает стиль той эпохи. При создании лица Суворова скульптор, по собственным словам, опирался в первую очередь на посмертную маску, а не на московскую версию памятника. Еще на его Суворове много медалей — так автор хотел подчеркнуть многочисленные заслуги генералиссимуса перед Россией и другими народами Европы. И вообще: сам полководец смотрит вдаль, а не на подходящих к нему людей, что, по мнению автора скульптуры, должно было подчеркнуть его масштабность и мировую значимость.
 
- Действительно, он (Олег Комов. — М.Е.) величайший художник, очень хороший скульптор, — говорит Сержантов-Шульц. — Конечно, ситуация такая получилась, что они (семья Комовых. — М.Е.) считают, что я их сильно оскорбил. Я перед ними извиняюсь и делаю это в том числе через вашу газету.
 
Скульптор Сержантов-Шульц подчеркивает, что в любой момент готов установить табличку на уссурийском памятнике, согласовав ее текст с родственниками Комова, если это необходимо для того, чтобы сгладить конфликт. Сержантов-Шульц даже обращался к председателю Союза художников России Алексею Ковальчуку и просил разрешить установить табличку (копия обращения есть в распоряжении «Новой») с согласованным с родственниками советского скульптора текстом.
 
Но Илья Комов извинения в таком виде от Шульца не принимает. По его мнению, «уссурийский Суворов» является копией, плагиатом «московского».
 
Более того, он вместе с Алексеем и Ниной Комовыми уже подали в Савеловский суд Москвы иск к управлению Минобороны по увековечению памяти защитников Отечества, к Сержантову-Шульцу и к суворовскому училищу в Уссурийске. В нем они требуют демонтировать памятник, а также выплатить им денежную компенсацию. В отношении других памятников, которые, по мнению Ильи Комова, являются копиями работы его отца и были установлены без разрешения, он тоже намерен разбираться. Сержантов-Шульц при этом указывает, что в 2002 году вдовой Олега Комова уже подавался иск к Центробанку более чем на 20 млн рублей из-за, по ее мнению, нарушения авторских прав покойного мужа.
 
Помимо иска, Комовы выразили свое возмущение в официальной претензии к Министерству обороны.
 
Полученный ответ из Управления по увековечению памяти защитников Отечества их не устроил. «Полагалось, что вид будущего памятника будет схожим повсеместно применяемому, к примеру, установленному в г. Мытищи Московской области. Экспертиза на предмет нарушения авторских прав не входит в нашу компетенцию», — сказано в ответе (есть в распоряжении «Новой»).
 
Скульптор Сержантов-Шульц подчеркивает, что выполнял работу на безвозмездной основе, об этом говорится и в письме от управления Минобороны к Центру искусств Сержантова-Шульца (есть в распоряжении «Новой»), в котором изложена просьба сделать памятник для уссурийского суворовского училища. Раз памятник делался на безвозмездной основе, то и умысла создать плагиат быть вроде как не может, — рассуждают ответчики. Комов же утверждает обратное — что умысел создать точную копию «московского Суворова» у Сержантова-Шульца все же был.
 
Скандал напрямую коснулся и профессиональной общественности. В январе этого года была созвана творческая комиссия по скульптуре ВТОО Союза художников России. Комов подчеркивает, что факт плагиата профессионалы признали, а Сержантову-Шульцу рекомендовали «принести свои извинения коллегам, а также в СМИ или соцсетях» и установить табличку на памятнике с текстом «по произведению О.К. Комова», а в случае отказа — исключить из союза. Отреагировал и Московский союз художников. На общем собрании скульптурной секции МОСХ на широком экране были продемонстрированы фотографии обоих памятников Суворову. Большинство участников пришли к выводу, что памятники схожи. На съезде рекомендовали разбираться с конфликтом в суде, а что дальше — пусть решает правление.
 
Мария Ефимова, "Новая газета", https://novayagazeta.livejournal.com/10560390.html