Транспортный рефрижератор «Профессор Меграбов» был построен в 1978 году
Транспортный рефрижератор «Профессор Меграбов» был построен в 1978 году
Во время прошедшей на минувшей неделе прямой линии Владимира Путина мог прозвучать еще один вопрос, адресованный президенту. Но не прозвучал. Что немудрено: из поступивших двух миллионов вопросов (количество, говорящее в первую очередь о полной неуправляемости в стране) в эфире прозвучала лишь малая толика.
 
Вопрос же, о котором речь пойдет ниже, поступил из китайского города Даляня; он был зарегистрирован в аппарате администрации президента и даже начал свое движение по чиновничьим кабинетам.
 
В прямую линию не попал, вероятно, по причине своей неуместности накануне официального визита Путина в Китай. Не исключено, что причина могла быть и другая: в направленном президенту письме отображалась демонстративная неэффективность отдельных структур отечественного госаппарата.
 
Транспортный рефрижератор «Профессор Меграбов» был построен в 1978 году в рамках одного из СЭВофских проектов на верфи Mathias Thesen Werft (ГДР, г. Висмар). Водоизмещение 20 тысяч тонн, дедвейт 14 тысяч, длина 155 метров - серьезный пароход. К началу описываемых событий принадлежал государству (Росимущество) и находился в оперативном управлении у Морского государственного университета имени адм. Г. И. Невельского.
 
В 2004 году на основании договора бербоут-чартера судно было передано сроком до марта 2019 года судоходной компании «Римско», располагавшей на тот момент целым риферным флотом. Логика аренды была вполне понятна: бизнес всегда эффективнее государства.
 
Судно оказалось, как говорят моряки, «не фартовое». Состояние в момент передачи было аховое, серьезные средства пришлось вложить в ремонт; да и дальнейшая эксплуатация больших денег арендатору не принесла. А в 2015 году, прибыв под выгрузку в китайский Далянь, судно оказалось арестовано в связи со спором между грузополучателем и транспортной компанией по поводу качества доставленной рыбопродукции.
 
По большому счету, такой спор для тех, кто работает в транспортной отрасли, - дело вполне обыденное, однако несколько раньше у компании «Римско» возникли определенные сложности, и она вступила в процедуру банкротства (сегодня находится под конкурсным управлением).
 
Тем не менее судебная коллизия все это время не прекращалась, периодически выходя даже на уровень МИДов двух стран; серьезную поддержку в ходе процесса компании «Римско» оказывали сотрудники Генерального консульства России в Шэньяне. Более того, «Римско» - как арендатор - продолжало исправно оплачивать собственнику стоимость аренды.
 
Однако несколько лет назад собственник (РФ) пересмотрел свою позицию относительно принадлежащего ему флота. Суда стали изыматься у различных пользователей (учебных заведений, судоходных компаний) и передаваться единому оператору, в качестве которого был избран ФГУП «Росморпорт».
 
В частности, во Владивостоке это коснулось ледоколов, которые «ушли» от Дальневосточного пароходства, и двух парусников - «Надежда» и «Паллада», - которыми перестали оперировать морские вузы.
 
В прошлом году дошла очередь и до «Профессора Меграбова»; напомним, что согласно договору бербоут-чартера срок его аренды истекал только в 2019 году.
 
Тем не менее 27 июня прошлого года в морской суд города Даляня (истец: Globle Visa Co, Limited; ответчик: ЗАО «Римско») поступило официальное письмо на бланке и за подписью генерального директора ФГУП «Росморпорт» А.В. Тарасенко - редакция располагает копией.
 
В нем говорилось: «…С согласия собственника судна (Российская Федерация) ФГУП «Росморпорт» на основании пункта 2 статьи 221 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и пунктом «е» статьи 10 бербоут-чартера письмом от 9 июня 2017 года № 1600/02 уведомило ЗАО «Римско» о расторжении бербоут-чартера с даты получения уведомления. Уведомление получено ЗАО «Римско» 9 июня 2017 года. Таким образом, ЗАО «Римско» с 9 июня 2017 года утратило право аренды судна «Профессор Меграбов» (MV Professor Megrabov)… Таким образом, ФГУП «Росморпорт» владеет судном на правах хозяйственного ведения…»
 
Далее автор письма излагает принципы международного права и просит освободить судна из-под ареста.
 
В августе прошлого года судно было освобождено из-под ареста и с тех пор продолжает все так же стоять у причала в Даляне.
 
Тут надо добавить несколько разъяснений для тех, кто не владеет морской спецификой; несмотря на то что Владивосток - морской город, у нас немало таких людей. Так вот, когда происходит смена собственника, одновременно происходит и смена экипажа; или немедленное перезаключение трудовых договоров (контрактов) с членами предыдущего экипажа, чтобы судно не оказалось брошенным на произвол судьбы. Во-вторых, место у причала стоит денег.
 
В частности, сутки стоянки и причала в Даляне, где пришвартован «Профессор Меграбов», стоят, как сообщили «Новой во Владивостоке» компетентные источники, около 2 тысяч долларов в сутки. Цена эта, конечно, не вполне адекватная, но тут уж вступают в силу законы бизнеса. А еще ведь есть агентское обслуживание, за которое тоже рано или поздно, но непременно придется платить.
 
Несложно подсчитать, что с 9 июня 2017 прошло больше года и более чем на 700 тысяч долларов «Росморпорт» (читай - государство) уже «попал». Ну, деньги, как говорится, казенные - не жалко, да и не нам их считать.
 
Куда хуже другое. С января 2017 года в Далянь зачастили представители «Росморпорта», а агентская компания - так уж странно совпало - перестала оформлять визы для сменных членов экипажа, которых пыталось отправить на судно ЗАО «Римско» на смену морякам, отработавшим контракт.
 
Но капитан, Сергей Лагунов, был оставлен (с полагающейся доверенностью) - кто-то ж должен передать дела? И тогда же, летом минувшего года, руководство Дальневосточного бассейнового филиала (ДВБФ) «Росморпорт» клятвенно обещало незамедлительно трудоустроить капитана Лагунова в свою структуру и оказывать всяческую поддержку, только чтобы он не оставил судно без контроля.
 
Более того, осенью минувшего года «Росморпорт» прислал в Далянь бригаду из десятка своих специалистов, чтобы подготовить судно к буксировке во Владивосток. Им оплатили перелет туда-обратно, два с половиной месяца эти люди проживали в гостинице (не на судне, нет), им выплачивались суточные, однако в начале декабря все работы были свернуты, удалая бригада вернулась на родину.
 
Что касается Лагунова, то с июня прошлого года от нового работодателя он не получил ни копейки. Единственное, что у него есть, - это частные средства, которые периодически переводят ему старый товарищ, с которым вместе начинали капитанами в Востокрыбхолодфлоте еще в советские времена.
 
А вот, к примеру, последний ответ, который Лагунов получил 1 июня (пару недель назад) от директора ДВБФ «Росморпорта» В. Ю. Ванюкова: «ДВБФ «Росморпорта», рассмотрев Ваше обращение от 18.05.2018 г., сообщает, что правовые основания для заключения с Вами трудового договора, а также для исчисления и выплаты Вам заработной платы за период с 09.06.2017 г. по настоящее время отсутствуют».
 
Я знаком с Сергеем Лагуновым полтора десятка лет.
 
Я знаю, что он скорее умрет на судне, чем бросит его.
 
Потому что кроме вопросов сохранности и передачи государственного имущества (а Лагунов, поверьте, настоящий патриот своей страны), а также имущества фрахтователя и иностранного субфрахтователя на общую сумму более миллиона долларов есть еще и куда более «взрывной» момент: брошенное судно - это гарантированный источник экологической катастрофы. Согласитесь, сильно будет, если на фоне наших нынешних отношений с Китаем мы подложим им, к примеру, разлив нефти на акватории даляньского порта. Причем по вине российской госструктуры.
 
Впрочем, китайцы уже тоже, похоже, очень встревожены. Буквально на днях агентская компания Dalian Harvest-year Shipping Agency Ltd. направила капитану Лагунову и судовладельцу - ФГУП «Росморпорт» (это прямая цитата из письма, собственно, так себя «Росморпорт» и позиционировал) обращение, где описывает сложившуюся ситуацию и указывает (сохраняем стилистику оригинала): «…Это полностью нарушает требования безопасности порт Далянь, не соответствует требованиям международной морской организации, а также не соответствует требованиям свидетельства о минимально безопасном составе судна. Это поведение ставит общественную безопасность Даляньского порта под угрозу! Последствия этого поведения чрезвычайно серьезны и могут быть привлечены к уголовной ответственности!..»
 
Копия этого документа, как и многих других, также имеется в распоряжении редакции «Новой во Владивостоке».
 
Вот обо всех этих перипетиях и написал капитан Лагунов президенту России Владимиру Путину. Мы не стали цитировать здесь это письмо (хотя оно у нас тоже есть), потому что оно составлено в достаточно жестких выражениях. Но знаем, что в администрации президента оно зарегистрировано и переслано для соответствующего реагирования в Минтранс РФ.
 
Что тут добавить? Что Сергей Лагунов - капитан-орденоносец, последний свой орден он получил за блестяще проведенную сложную спасательную операцию. Капитанский стаж у него - 35 лет, командовал риферами и спасателями. Бросит ли он судно? Да никогда.
 
Но сюжет разворачивается интересный. У нас часто и справедливо пишут о нерадивых судовладельцах, из-за которых суда и экипажи оказываются под арестом в иностранных портах. Теперь в разряд нерадивых попала государственная структура. Ведь, будучи еще главой «Росморпорта», А. В. Тарасенко прямо заявил, напомним, что ФГУП «…владеет судном на правах хозяйственного ведения».
 
«Новая» продолжает внимательно следить за развитием событий.
 
Андрей Островский,
«Новая газета во Владивостоке», №445, 14.06.18
ст. «Жил отважный капитан»
http://novayagazeta-vlad.ru/445/rassledovanie/zhil-otvazhnyj-kapitan.html