Под занавес уходящего года, 28 декабря, на внеочередном заседании гордумы без долгих обсуждений была утверждена Стратегия развития Комсомольска-на-Амуре до 2032 года, т.е. к столетнему юбилею города.
 
Представлял указанную монографию Марат Сафиуллин - директор казанской фирмы, выигравшей тендер на разработку Стратегии. Надо отдать должное казанским учёным, они прислушивались к мнениям и замечаниям комсомольчан. Провели три публичных слушания с участием заинтересованных жителей города. Такой открытости в разработке плана развития города никогда не было в истории Комсомольска-на-Амуре.
 
Для примера, изменения в Генеральный план города, утверждённые в феврале 2016 года, принимались втайне от жителей, никакой информации об осуждении этого основополагающего документа не было, что и послужило основанием для отмены генплана в суде.
 
Краткость сестра таланта, утверждал классик, и с каждой версией Стратегия развития Комсомольска становилась все талантливей и талантливей: судите сами, в первой версии, по сообщению докладчика, было 400 страниц, затем 250, и в окончательном варианте  - 89 страниц.
 
На суд депутатам были представлены не три, как обычно, а целых четыре сценария развития, в котором помимо оптимистического сценария был еще супероптимистический. Я слушал, как заворожённый, и смотрел на графики роста заработной платы комсомольчан к 2032 году по каждому из четырех сценариев. Супероптимистический сценарий обещал, что средняя зарплата земляков к 2032 году вырастет до 112 тысяч 600 рублей! Разве я могу голосовать против этого!
 
Нарисованная благостная картинка благополучия города Юности со схемами и диаграммами напомнила мне незабвенного Леню Голубкова, который активно сотрудничал с конторой «МММ» и бодро водил указкой по графику роста благосостояния своей семьи. У другого народного избранника Дмитрия Глушкова Стратегия развития вызывала ассоциацию с городом Нью-Васюки, описанном в романе Ильфа и Петрова.
 
Многим депутатам не терпелось узнать - за счет каких мероприятий так вырастет благосостояние комсомольчан? Этот вопрос озвучил депутат Юрий Иванов. Ответ казанского ученого не вызвал уверенности в том, что планам суждено сбыться.
 
Дмитрий Глушков предъявил претензию разработчикам проекта, которую почему-то обозвал вопросом. Депутат заявил, что «стратегия развития города была написана на коленке, за пять минут», «эти картинки могли бы студенты нарисовать бесплатно».
 
Второй его действительно вопрос был обращен к заместителю главы города Наталье Офицеровой: на сколько город нуждается в утруждении Стратегии, что от неё зависит? На него ответила председатель думы Светлана Баженова, пояснив, что принятие Стратегии предусмотрено распоряжением правительства России по развитию города президентского внимания в 2016 году.
 
Мое отношение к творению казанских ученых, как это не обидно для них звучало, как к несерьезному документу. В России заведено, что ни одна программа не выполняется. Так не была выполнена программа КПСС, согласно которой советский народ в 1980 году должен был жить при коммунизме. Также не выполняются все стратегические программы развития Дальнего Востока и городов дальневосточного региона, принятые в постсоветское время.
 
Ни один разработчик, ни один орган, утвердивший план развития, не понес наказания за невыполнение стратегии. Прикладное значение для развития города имеет Генеральный план города Юности, принятый втайне от населения, и, возможно, до настоящего времени имеющий гриф «совершенно секретно».
 
Защищая разработчиков Стратегии от несправедливых нападок своих коллег, я заявил: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет. Не стоит требовать от разработчиков Стратегии каких-то прорывных идей и глобальных проектов, поскольку «ключи от счастья» находятся не здесь, не в Хабаровске, а в Москве у Путина. В нашей стране один человек решает: быть городу, или не быть, и каким быть городу. Если Путин не посчитает нужным менять систему оплаты труда на северных территориях, то все стратегии накрываются медным тазом».
 
Министры, отвечающие за развитие Дальнего Востока и города президентского внимания, живут в параллельных мирах, в Небесном Иерусалиме, и с той высоты им кажется, что жизнь в городе и регионе налаживается. В их бодрых отчетах говорится, что количество уехавших в 2016 году по сравнению с предшествующими годами сократилась в два раза.
 
Для «небожителей» я открою истину, которую знал мультяшный телегерой Кот Матроскин: для того чтобы купить что-то нужное (дом в Краснодарском крае), нужно продать что-то ненужное (квартиру в городе президентского внимания). Сотни жителей Комсомольска, навострившие лыжи в Краснодарский край, не уехали в прошлом году только из-за того, что из-за кризиса не смогли продать что-то ненужное в бывшем родном городе.
 
Мажорных настроений все происходящее в городе не вызывает. Не про нас это: «Я знаю  - город будет, я знаю, саду - цвесть…». Заканчивать приходится в минорной тональности, словами из песни «Город золотой»:
 
«Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы».