Это тот самый Мессинский пролив, через который построена ЛЭП
Это тот самый Мессинский пролив, через который построена ЛЭП
Перспективным направлением развития возобновляемых источников энергии на Дальнем Востоке является освоение энергии приливов. Однако такое направление для Сахалина Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, - не предусматривает. Что же тогда будет строиться в области в рамках новой энергетической инфраструктуры?
 
Так, на юге острова планируются к реализации два крупных проекта - Сахалинская ГРЭС-2 (государственная районная электростанция, производящая только электрическую энергию) и реконструкция Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 с 2017 года. Но зачем нам новая электростанция?
 
Энергоисточники
 
В Сахалинской области функционирует 22 энергоузла с децентрализованным энергоснабжением, в том числе 11 энергоузлов на Курильских островах. Наиболее известными узлами для сахалинцев стали узлы в селах Пильво и Первомайское Смирныховского муниципалитета благодаря скандальным историям, связанным с нехваткой дизельного топлива для них.
 
Для минимизации отрицательного влияния отсутствия бесперебойного электроснабжения таких сел, обеспечивающихся электроэнергией от локальных энергоисточников, и в целях повышения надежности энергоснабжения и замещения выбывающих мощностей, в будущем в соответствии со Стратегий будет построена Сахалинская ГРЭС-2.
 
Практически, затеваемое строительство ГРЭС-2 будет работать только на обеспечение населения островной области. Но зачем нам столько электроэнергии? Состояние промышленного потенциала Сахалина находится на нуле, не считая, конечно, завода по сжижению природного газа (СПГ) в Пригородном.
 
Вспомним недавнюю историю, когда действительно не хватало электроэнергии, например, на южно-сахалинских предприятиях. Партийные чиновники вместе с энергетиками и руководителями предприятий утверждали так называемые лимиты на энергопотребление. Работая в те незапамятные времена, зам.главного инженера ПО «Металлист», вместе с другими руководителями объединения, вынуждены были при постоянной нехватке электроэнергии на предприятиях бороться за выполнение плановых показателей. Это была своеобразная «битва за урожай».
 
Сегодня, когда вся промышленность Сахалина рухнула, а единственно, повторюсь, значимое в части налогов предприятие области - завод по сжижению природного газа (СПГ) - обеспечивает всю работу технологического оборудования собственной произведенной электроэнергией, никакой битвы за каждый произведенный киловатт электроэнергии между предприятиями, ввиду их отсутствия, не происходит. Битва только одна - регулярная подача электроэнергии для нужд населения. И в этой битве два противника, с одной стороны - производители электроэнергии, с другой - население.
 
И будущая промышленность Сахалина, о которой постоянно говорит губернатор Хорошавин, и которого постоянно поддерживал полпред Ишаев, бесславно почивший в политической бозе, иллюзорна.
 
Откройте, уважаемый читатель, оную Стратегию, и вы убедитесь, что обещанные Ишаевым и Хорошавиным НПЗ, завод СПГ, газохимический комплекс и все проекты, якобы предназначенные для реализации на Сахалине, будут строиться не у нас - а в Приморье и Хабаровском крае.
 
Даже если состоится хоть бы один из названных выше проектов на Сахалине, то он будет реализован с учетом собственного производства электроэнергии, как это было осуществлено на заводе СПГ в Пригородном.
 
ЛЭП через пролив
 
Вот, наконец-то, мы и приблизились к кульминационному моменту нашего повествования, ради которого и было затеяно написание этой статьи.
 
Как экономист и как бывший преподаватель экономических дисциплин, долго занимался исследованием архиважного вопроса - обеспечения электроэнергией островной области. И важная предварительная точка в этих исследованиях была поставлена тогда, когда на много часов, причем в летнее время, Сахалин погрузился в зловещую тьму. Дошло до того, что поистине героическими усилиями энергетиков Южно-Сахалинской ТЭЦ была запущена в эксплуатацию ГРЭС-1 в Вахрушево.
 
Тогда мной было высказано предложение о строительстве ЛЭП для снабжения электроэнергией Сахалина через пролив Лаперуза и подключением этой ЛЭП к единой объединенной энергосистеме Востока.
 
Известно, что энергосистемы расположенные на территории Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области и Приморского края, а также Южно-Якутский энергорайон и энергосистемы Республики Саха (Якутия) входят в «РАО Энергетические Системы Востока».
 
Реализация этого проекта за счет финансовых средств, предназначенных для строительства на Сахалине ГРЭС-2, принесла бы огромную экономию этих средств, что в конечном итоге повлияло бы на развитие промышленного потенциала Дальнего Востока и приблизило бы реализацию некоторых не столь масштабных предполагаем в будущем сахалинских проектов.
 
И самое главное. В случае реализации международного проекта строительства Углегорского энергетического комплекса появилась бы возможность наиболее полно использовать уголь второй очереди Солнцевского месторождения для производства электроэнергии для Сахалина и Японии, а также и для северо-востока Хабаровского края путем передачи ее через пролив посредством построенной ЛЭП и подключением ее к единой энергосистеме Востока.
 
А если гипотетически представить себе будущее строительство тоннельно-мостового перехода через Татарский пролив и строительство железных дорог в обе стороны от перехода, то электроэнергия, переданная через ЛЭП, будет безальтернативна, поскольку предварительный проект строительства тоннельно-мостового перехода предусматривает строительство локальных энергообъектов для обеспечения самого строительства перехода.
 
Мировые примеры
 
Скептики могут по незнанию возразить о невозможности строительства линий электропередачи через водные преграды. На что можно возразить, если изучить ту же информацию из интернета. Примеров передачи электроэнергии через водную поверхность предостаточно, например, передача электроэнергии через тот же Сиваш в районе Крымского полуострова. Есть и более значительные примеры, уважаемый читатель, если поискать в интернете.
 
Еще один пример - это законченное строительство в 1957 году линии электропередачи через Мессинский пролив - пролив в Европе между восточным берегом Сицилии и южным берегом Калабрии - итальянской провинции. Ширина в самом узком месте пролива - 3,1 км, около города Мессина - около 5,1 км. Планируется построить через этот пролив и подвесной мост.
 
Кстати, самый длинный в мире подвесной мост «Акаши Кайкио» был построен в 1998 году в Японии. Изначально длина моста равнялась 3975,75 метра, однако после землетрясения мост удлинился на один метр.
 
Другие варианты
 
Если в мире сооружаются такие объекты, как мосты, то не будет проблем со строительством ЛЭП и через Татарский пролив. Ну, а на крайний случай передача электроэнергии может быть осуществлен с помощью подводного кабеля. Ведь передача электроэнергии через энергомост «Сахалин-Хоккайдо» предполагается по разработанному в Японии кабелю. Кстати, известно из достоверных источников, что вопрос передачи электроэнергии, произведенной на Сахалине в будущем для Японии, был обозначен еще в начале 70-х годов прошлого столетия.
 
Что примечательного, при малых глубинах в районе мыса Погиби не понадобится строительство высоких линий опор ЛЭП, поскольку исключается прохождение судов с большим водоизмещением и расстояние между опорами в районе фарватера будет значительно меньше, чем Мессинский пролив.
 
В заключение необходимо отметить, что должен существовать и вариант изменения Стратегии с четкой выверенностью на далекую перспективу в вопросе строительства крупномасштабных проектов с большим энергопотреблением. При их отсутствии - энергообеспеченность должна осуществляться путем строительства локальных источников электроэнергии, но уже с применением инновационных нанотехнологий, которых на сегодняшний день в мире предостаточно. В этом случае и вредная нагрузка на окружающую среду будет минимизирована
 
Борис Сухинин,
Южно-Сахалинск
 
Справка
На территории Дальнего Востока и Байкальского региона расположены 13,5% энергетических мощностей России. Генерирующие мощности распределены по территории региона неравномерно. Выделяется Иркутская область, на которую приходится 44% суммарной установленной мощности электростанций Дальнего Востока и Байкальского региона. Доля остальных регионов в общем объеме генерирующих мощностей Дальнего Востока и Байкальского региона значительно ниже и не превышает 9%.
 
Энергосистемы, расположенные на территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края, входят в состав объединенной энергосистемы Сибири, которая работает в первой синхронной зоне единой энергетической системы России. Энергосистемы, расположенные на территории Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области и Приморского края, а также Южно-Якутский энергорайон и энергосистемы Республики Саха (Якутия) образуют объединенную энергосистему Востока, которая не объединена на параллельную работу с единой энергетической системой России.
 
Камчатская, Магаданская, Чукотская и Сахалинская энергосистемы, а также Западный и Центральный энергорайоны Якутской энергосистемы работают изолированно. Чукотская и сахалинская энергосистемы также включают ряд энергорайонов, работающих изолированно друг от друга.
 
Кстати
Изолированные энергосистемы имеют свои особенности. Наряду с высокой стоимостью топлива, которое во многих случаях является привозным, например, мазут для Камчатских ТЭЦ, уголь для Магаданской ТЭЦ, дизельное топливо для дизельных электростанций в районах децентрализованного энергоснабжения.
 
В изолированных энергосистемах существует необходимость содержания повышенного резерва мощности для обеспечения необходимого уровня надежности энергоснабжения, что является одной из причин более высокой стоимости электроэнергии для потребителей. С другой стороны, вывод любого из генерирующих источников может привести к возникновению дефицита мощности.
 
В частности, риск возникновения дефицита мощности существует в Центральном энергорайоне Сахалинской энергосистемы ввиду необходимости вывода из эксплуатации выработавшего парковый ресурс оборудования Сахалинской ГРЭС.
 
Значительной проблемой является наличие обширных децентрализованных зон с энергоисточниками, введенными в 60 - 80-х годах прошлого века, локализованными в каждом отдельном населенном пункте.