Магаданский музыкальный и драматический театр
Магаданский музыкальный и драматический театр

Как показывает практика, любой российский театр каждые десять лет обязательно сотрясает от всевозможных скандалов, интриг и прочих «подводных течений». Даже в таком изолированном, казалось бы, от остального мира Магаданском театре, не выезжавшем за пределы области на гастроли вот уже 11 долгих лет.

 

Ну не может творческий, по выражению Брехта «террариум единомышленников» жить спокойно и размеренно! Это и хорошо. Но страсти, кипевшие в нашем храме Мельпомены как раз более десяти лет назад, предрекал еще ныне покойный бывший завлит театра писатель Александр Бирюков, вернее, не страсти, а творческую смерть театра. Тогда в местной прессе появились статьи в защиту под названиями «Поминки: сытный стол…» тогдашнего завлита театра Д. Ледовского и моя «А помирать нам рановато…». И эта статья будет тоже в защиту театра, но рассмотрена проблема будет более подробно, с учетом того, что посещая 15 лет все сдачи и премьеры, я видела его в развитии. Сейчас же наблюдаю, на мой взгляд, его деградацию. Достаточно вспомнить отличный бенефис Марии Леоновой 2010 года и странный полусамодеятельный вечер «Нам-70» 2011-го, где наших артистов мы так и не увидели. Наболело!

 

Я долго и терпеливо ждала, целых четыре года: когда же в нашем театре наведут порядок? И вот, увидела в середине сентября по областному телеканалу интервью с нынешним директором театра А.С. Бондаренко, и терпение мое, что называется, лопнуло. Причем, интервью перед началом нового театрального сезона директор театра дал сразу нескольким местным телеканалам, и информация, данная в них, разнилась. Остановимся на первом интервью в «Рабочем полдне». Для этого мы будем давать прямую речь директора и в скобках комментировать ее реальными фактами.

 

А.С. Бондаренко
А.С. Бондаренко

Итак, на экране телевизора мы видим А. С. Бондаренко, который на первый вопрос корреспондента «ну давайте по порядку, с вешалки начнем», ответил: «Вешалка отремонтирована, ждет посетителей. Все у на с в порядке». (Напомним, что «вешалка», то есть гардероб, была отремонтирована еще до прихода А.Бондаренко в театр, при тогдашнем его директоре Владимире Барляеве. О чем вообще речь?).

 

- В 2011 году для нас пришло время обращаться к более серьезным материалам и к более серьезным организациям, для того, чтобы узнать, кто мы, и как себя чувствует наш театр вообще в сфере театральной деятельности, - продолжает директор. Начали мы с того, что с тали приглашать профессиональных критиков. К нам уже приезжали критики. (Почти в конце сезона в театр приехала единственный за 4 года театральный критик, доцент Института искусства и культуры, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Тихоновец, которая просмотрела несколько спектаклей в драме и оперетте. Почему-то нигде в СМИ не прозвучало ее мнение об увиденном! Неужели все так плохо? К слову, я присутствовала на нескольких встречах с критиком и артистами, она провела очень грамотный разбор «полетов», указав главным режиссерам на отставание нашего театра от других, даже провинциальных на несколько ступенек).

 

- После этого мы стали подавать наши материалы на всевозможные фестивали театральные. В афишу мы не прошли ни в одну, только потому, что транспортная схема у нас очень далека. Но! Стали приглашать от нашего театра на фестивали наблюдателей, теперь мы даже стали входить уже в жюри фестивалей некоторые из нас, и также Ваш покорный слуга, в том числе. (Интересно, в жюри каких фестивалей уже побывали магаданские артисты?! И только ли из-за «транспортной схемы» мы не попали ни в одну афишу, то есть нас попросту везде «прокатили»?). Я являюсь гостем почти во всех фестивалях, которые проводятся у нас в стране. Очень интересно, на нас стали обращать внимание. Мы стали говорить, что ребята, мы очень далеки, и так, как у нас нет возможности к вам приезжать, мы их к себе приглашаем. (Да, вы очень далеки от театра, г-н Бондаренко!).

 

На сегодняшний день нам прислано около 80 спектаклей для отбора. Это мы готовимся к Всероссийской творческой театральной лаборатории, которая будет проходить на базе Магаданского театра. Это будет под эгидой министерства и лаборатории, которую возглавляет Олег Лоевский. Он занимается именно современным театром. Он привезет с собой группу режиссеров, которые будут здесь проводить репетиции, а мы будем смотреть на режиссеров и предлагать им что-то. (При этих словах хочется горько заплакать! Зайдите на мертвый сайт театра (http://mmdt.ru/news.php), на котором ничего не обсуждается, в рубрику «вакансии», и вы увидите, что в обеих труппах Магаданского театра катастрофическая нехватка артистов оперетты, драмы, балета. Нет завлита, главного дирижера, нет художественного руководителя театрами, нет опытных главных режиссеров театра, от чего страдает его репертуарная политика. И это в то время, когда по всей стране назначают худруков. Сейчас функции художественного руководства театром возложены на А. С. Бондаренко, не имеющего специального театрального образования, равно, как и просто высшего. Никто не отменял и Приказа Минздравсоцразвития от 30 марта 2011 г. №251н, где запрещено руководить театром без высшего театрального образования).

 

http://mmdt.ru/page.php?3
http://mmdt.ru/page.php?3

 

К слову, впервые за 70 лет своего существования в театре вплоть до августа-2012 не знали, когда и чем открывать новый сезон! Хотя, при планомерном и грамотном руководстве этот вопрос никогда не должен возникать. Слава Богу, с началом уже определились. Оно намечено на 2 ноября. И впервые же за 70 лет откроется театр не премьерой, как обычно, а ремиксом концерта «Оперетта? Оперетта… Оперетта!», но называться он будет «По страницам любимых оперетт». Суть от этого не меняется. А вот традиционная зимняя сказка пока под вопросом – что будут ставить - неизвестно! Значит, и губернаторская елка - тоже…

 

Далее ведущий задает вопрос: «Будет ли у нас какой-нибудь магаданский театральный фестиваль?». Ответ директора: «А вот мы и начнем с лаборатории. Это и будет фестиваль. Ведь что такое лаборатория? Это приезжают 5-6 режиссеров во главе с завлабораторией, приезжают критики и ежедневно репетируют спектакли. В пятницу-субботу идут показы этих спектаклей. Это такой мини-фестиваль.

 

- А по срокам эта лаборатория на какой период растягивается? – не унимается корреспондент телеканала.

 

- За семь дней мы должны отрепетировать как минимум четыре спектакля и за два дня их показать зрителям. Так в стране делается, эта схема уже отработана. (Напомним, что лаборатория может выехать в Магадан, только если труппы полностью укомплектованы артистами, то есть для начала руководитель изучит штатное расписание…). Далее директор рассуждает о репертуаре театра:

 

- Это может быть или современный спектакль, или классика. Этот фестиваль мы, может быть, приурочим к 150-летию со дня рождения Станиславского. Сейчас идут переговоры с профессором ВГИКа Райковым, который просматривает нашу труппу и предложит нам спектакль. (Странно, что не идут переговоры с самим Станиславским! Один спектакль о поручике Ржевском уже «приурочили» к 200-летию войны 1812 года, заявив его как МИРОВУЮ премьеру, которая нашла отклик в местной печати, и, судя по нему и отзывам зрителей, с треском «провалилась»!).

 

- 17 октября, - продолжает Бондаренко, - к нам возвращается Станислав Добровольский на постановку спектакля «Все начинается с любви» Оскара Фельцмана в музыкальном театре. (Имя режиссера – Вячеслав). На днях я буду в Москве, мы будем встречаться с Фельцманом. Параллельно мы будем ставить новогодний спектакль на музыку Пахмутовой. Ставить его будет Анна Потапова, выпускница 15-й школы города Магадана. К нам приехала сейчас молодой режиссер Анастасия Каменева из Челябинской академии, она тоже из Магадана. (Это просто без комментариев!). Сейчас во Владивостоке мы обучаем четырех человек – будущих актеров Магаданского театра. (Насколько мне известно, во Владивостоке из нашего театра обучается только два человека. Что же касается репертуара, то он за последние годы почти не обновлялся. Сегодня в драме осталось четыре спектакля из положенных 12, в оперетте - семь).

 

- Как с пополнением кадров? – снова интересуется ведущий передачи.

 

- Проблема у нас сегодня маленькая в основном с драматическим театром. Там люди есть взрослые, они имеют право, к сожалению, на болезни. Там плохая ситуация. Там недобор процентов 30 до полного состава. В музыкальном театре у нас норма – там 80 процентов укомплектовано, это даже выше нормы. Поэтому все внимание будет обращено на драматический театр. (Напомню, что летом из театра уволились два молодых актера – приехавший в 2010 году Илья Глебов, и выпускник РАТИ любимец публики, отслуживший в нашем театре более 10 лет, Александр Тарасюк. Самому молодому артисту в драме – 36 лет, дальше сразу идут 50-летние, а затем, те, кому за 60 и более. Двое из них в этом году перенесли инфаркты. В оперетте остался один артист в амплуа «герой», тоже за 50 лет, нет молодых героинь, субреток, простаков. В балете – всего один солист-мужчина, с солистками тоже проблема…. В прессе не раз поднимался вопрос о кадровом кризисе в Магаданском театре. Воз и ныне там). Хотя, вот что рассказал А. С. Бондаренко в интервью:

 

- Раньше у нас негде было разместить приезжих артистов, дать им жилье. (Прямо как у почтальона Печкина: «Я раньше почему такой злой был – потому что у меня велосипеда не было!». Я лично была на собрании труппы три года назад, где мэр Владимир Печеный просил дирекцию театра обращаться в мэрию по вопросам жилья для артистов). Сегодня, благодаря администрации области, нам выделено в центре города 18 хороших полноценных комнат, уже выделены деньги для ремонта (прозвучало ключевое слово «деньги»!) и закупки оборудования, меблирования. Люди репетируют с 11 до 11 часов, потому что работы много, у нас приехало восемь новых солистов... (В общем, как в «Калине красной»: «Люди буквально падают от напряжения, и вынуждены вставлять себе золотые зубы!». Сейчас артисты маются без работы, а режиссеры вынуждены восстанавливать старые спектакли. На самом деле в хор пришло три человека, и приехал один новый солист в оперетту - тенор из Красноярского театра. Надолго ли? К примеру, солист Оренбургского театра Азамат Нугуманов, увидев ситуацию в театре, отработал здесь один сезон и уехал). А по другому телеканалу А. Бондаренко заявил: «Мы в состоянии пригласить 15-18 актеров».

 

Я смотрела это интервью, а перед глазами вставали старые фотографии из театрального музея в фойе второго этажа, знакомые с детства, повернешь за угол, а там справа на стене фотогалерея – сегодняшние родные лица наших актеров, запечатленные профессиональными фотографами.. Сейчас вместо этих реликвий стоит зеленая барная стойка под малахит… И вспомнилась фраза из хорошего спектакля Михаила Никитина: «С собой ничего брать не надо! На ковчеге есть буфет!».

 

Совершенно очевидно, что остро назрел вопрос о смене директора театра с нетеатральным образованием, о появлении художественного руководства, о разработке четкой концепции развития нашего театра, его репертуарной и кадровой политике. Необходимо объявлять конкурс на замещение этой должности или должности худрука. Возможно, даже Всероссийский. Хотя, уверена, найдутся профессионалы и здесь.

 

На фоне всего этого, интервью нынешнего директора напоминает, на мой взгляд, пир во время чумы. Особенно, если послушать его последнюю фразу: «И мы ликуем!». Ну как тут не вспомнить Огурцова из «Карнавальной ночи»?

 

Наталья Алексеева,

«Аргументы и факты-Магадан», № 39 от 27 сентября - 3 октября, 2012 г.

 

P.S.

Через пару дней после интервью директор улетел в отпуск в Кисловодск и «ликует» теперь там. И это - за месяц до открытия сезона…

-----------

 

Поднять престиж театра

 

Наша публикация о кризисе в Магаданском музыкальном и драматическом театре получила горячие отклики магаданцев. Было много звонков и от самих артистов, трезво оценивающих сегодняшнее положение вещей в храме Мельпомены.

 

Приведем несколько высказываний людей, которым наш театр не безразличен.

 

Все были просто счастливы!

 

В свое время мне пришлось обратиться в театр к директору А. С. Бондаренко по поводу аренды зала.

 

А еще раньше у нас с ним состоялась беседа - я предлагала директору возможность комплектования театра хорошими актерскими кадрами, так как он заявил, что очень не хватает артистов оперетты, потому что в музыкальном театре мало певчих голосов. Так как я работаю с фондом «Таланты мира», я ему пообещала, что проведу переговоры с дирекцией этого фонда. Беседа с руководителями прошла на высшем уровне, обсуждение было подробным, и они готовы были предоставить нашему театру кадры высокого уровня. Например, заключать контракты на год, тогда бы специалисты менялись, и театр от этого только выигрывал бы.

 

Да и нашим артистам было бы интересно с ними работать. Для них это сегодня очень важно, потому что не всегда им дают занятость или ведущие партии в спектаклях. Если вспомнить драму, например, то всем запомнилось, когда народная артистка СССР Людмила Касаткина играла вместе с нашими магаданскими артистами в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Все были просто счастливы! То же можно делать и в музыкальном театре, тем более, что предоставлялась такая возможность! Для молодежи это богатая практика.

 

Удивительная аренда

 

И вот когда я проводила концерт трех теноров, снова отправилась к директору театра А. С. Бондаренко, для того, чтобы снять зал в аренду, так как театральный зал как раз создан для таких мастеров и обладает хорошей акустикой. Он сказал мне, что независимые специалисты-экономисты подсчитали - аренда зала в театре обойдется мне …в 250 тысяч рублей! Меня эта сумма просто ошеломила!

 

Позже я узнала, что другим организациям он вообще предлагал снять зал за 300 тысяч рублей! Из чего же складывается такая дикая сумма? Нигде в Магадане такой платы за аренду нет.

 

Для сравнения, зал МЦК стоит около 50 тысяч (где, к слову и световое оформление, и звук гораздо современнее, чем в театре), в Молодежном центре - тоже около 50 тысяч. (К слову, за время директорства А. С. Бондаренко, зал неоднократно сдавался в аренду за 250-300 тысяч рублей предприятиям-юбилярам. Например, свои юбилей там отмечали Сбербанк и энергетики в конце прошлого года, летом - 20-летие областной Арбитражный суд. Летом же этого года, как редакции рассказал директор Магаданского механического завода Мурат Галоев, за аренду зала театра для проведения 75-летия завода, с него скромно попросили 300 тысяч рублей. Такую сумму он тоже посчитал необъективно завышенной, и отказался. Вместо такой гигантской траты денег М. Галоев взял, да отремонтировал старый актовый зал завода, да еще и деньги сэкономил - Авт.)

 

Но я точно знаю, что во Владивостоке есть специальный большой концертный зал Морского пароходства «FESCO» на 1100 человек (для сравнения в нашем театре - 495 мест - Авт.), оснащенный новейшим музыкальным оборудованием, где проводятся концерты Лепса, Вайкуле, Киркорова и других. Мы слишком далеки от таких современных залов, мы вообще не можем привезти сюда ни одного певца, имя которого на слуху, потому что у нас нет нужного им оборудования. Так вот аренда этого зала вместе со свето- и звукооборудованием стоит 210 тысяч рублей.

 

Поэтому реальная стоимость аренды Магаданского театра - 50-60 тысяч рублей. Даже зал филармонии во Владивостоке на 600 мест стоит 60 тысяч. Так вот представьте себе, если платить аренду в 300 тысяч рублей, то сколько будет стоит одно зрительское место! Ведь из аренды тоже складывается цена билета. Я хочу, чтобы А. С. Бондаренко ответил мне на открытый вопрос: из чего сложилась такая стоимость аренды зала в нашем театре? И почему вышестоящее руководство это допускает? Ведь театр сегодня не слышно и не видно. Я имею ввиду, что таким образом, то есть сдачей зала в аренду по вменяемым расценкам, театр мог бы самостоятельно зарабатывать, а магаданцы имели бы больше возможности встречи с известными артистами.

 

Чтобы люди не забыли, как открываются двери в наш театр. Можно было делать и совместные концерты с нашими артистами, спектакли. Пусть на главные роли приедут медийные артисты, и мы поднимем престиж этого театра. Можно было работать с молодежью, с детьми, растить своих актеров. Я работала в этом направлении и повторяю, готова помочь нашему театру с кадрами. Мне больно за него, что он медленно затухает. Его с таким трудом вытащили в лихие годы из нищеты! Не было костюмов, ремонта. Его отремонтировали, переделали фойе на первом этаже, обновили шторы, входные двери, зал, административное крыло и гримерки. Но, к сожалению, теперь у нас другой «караул».

 

У нас кадровый голод, отсутствие специалистов. И об этом говорят не только зрители. Об этом говорят сами артисты. И все хотят там перемен!

 

Но при нынешнем руководстве таких перемен не будет. Неужели некого туда поставить? Я думаю, если некого, то надо бросить клич и пригласить людей с «материка», как мы приглашаем врачей, учителей, так же и работников культуры уже пора приглашать. И люди поедут. И режиссеров можно пригласить. Только надо хорошо приглашать. Создать хорошие условия. Очень больно и жаль, что с театром у нас сегодня такие проблемы. Мы сохранили его в трудные времена. И сегодня, когда в регионе более благоприятная обстановка, у нас театр затухает. Почему такое невнимание к театру?

 

Нелли Марченко,

директор фирмы по организации гастролей артистов в Магадане

* * *

 

Привлекать зрителя в театр!

 

Я всегда за правое дело, и с удовольствием выскажу свое мнение о нашем театре. В репертуаре нужно ретро, безусловно. Без этого тоже нельзя. У нас такой театр - единственный в России, я его очень люблю, и раньше очень часто ходила туда. Даже с Уптара приезжала в театр. А сегодня… Скорее всего режиссеру самому нравится какой-то спектакль, и он считает его актуальным, и будет ставить его во что бы то ни стало. Но он не прислушивается к артистам, которые больше общаются со зрителем, чем он, и точно знают, что люди на такие спектакли не пойдут. Люди перестали ходить в наш театр. Где находят такие неинтересные произведения для постановки? Я даже не знаю. Они серые, безликие. А ведь у нас хорошие артисты, и они теряются на фоне материала, который предлагает им режиссер. Поэтому начать нужно с чего?

 

Допустим, пришли люди в театр, вместе с контрамаркой раздать им анкеты - ваше мнение и пожелание, чтобы вы хотели увидеть на подмостках нашего театра?

 

Люди напишут, потому что в Магадане - это единственное культурное место такого высокого профессионального уровня. И поставили бы ящичек, куда зрители опускали бы эти анкеты. Да даже по магазинам можно такие ящички расставить. Надо привлекать зрителя в театр. Выпускать необычные билеты, программки, флаеры с анонсами… Стало неинтересно.

 

Я застала те времена, когда на сцене блистали Барляев, Бурцев, Бекасов, Быков с Девятериковой, Седлецкая. По нескольку раз мы смотрели замечательную «Летучую мышь», любимейший мой спектакль «Баядеру», «Граф Люксембург», а после «Ханумы» у меня всегда были припухшие ладошки от бурных аплодисментов! А сейчас спросите у меня: что идет сегодня в театре? И я начинаю вспоминать, когда же я была последний раз в театре?

 

Убеждена, что нужно приглашать режиссеров с «материка». Да, они много запрашивают, да, они выдвигают на своем уровне запросы, но все это можно урегулировать, потому что, в конце концов, не они для нас, а мы для них существуем, мы, зрители. Если нас не будет, им не перед кем будет выступать.

 

Эльмира Карпенко, театрал

* * *

 

Поднять престиж театра

 

Я прочитала в «ВгМ» про наш театр. Когда-то он так гремел! Люди уезжали на «материк» и скучали по нему! Были великолепные «Ханума», «Прибайкальская кадриль», другие спектакли. Узнала, что кроме концерта нечем было открыть театральный сезон. Никогда такого не было. Всегда новый театральный сезон открывался премьерой нового спектакля. Также узнала, что драму покинули два молодых перспективных артиста.

 

Я очень люблю свой театр! 8 лет отработала в нем распространителем, и знаю, как народ с удовольствием ходил в него. У меня активно посещали театр 1-я, 4-я, 13-я, 27-я, 29-я школы. Приезжали даже с 56 км! Очень обидно, что он потерял свое лицо. И это длится уже не первый год. Читаешь репертуар театра, и видишь - новые спектакли идут в основном в малом зале. Ведь это же страшно!

 

Такой большой театр, единственный на весь город - и вдруг малый зал, рассчитанный на 15 человек. Это значит, что театр себя изжил. Лет 15 назад я приобрела книгу о нашем театре. Там написано, что каждый сезон давалось по пять премьер в драме, и столько же в оперетте. И такие шли спектакли, за билетами очередь была на улице! А сегодняшний репертуар неинтересен. Я считаю, что наш театр оказался сегодня в таком цейтноте исключительно потому, что «рыба гниет с головы». Театром руководит человек, несведущий в искусстве, и поэтому этот театр у нас умирает. Очень хорошо, что в газете подняли разговор о театре, о смене руководства.

 

Нужно приглашать сюда актеров, режиссеров чтобы поднять его престиж. (Кроме приглашения молодых специалистов с «материка», существует и такой путь решения вопроса, как подготовка артистов в Магадане. Либо на базе Магаданского областного колледжа искусств, либо на базе студии при театре с последующим трудоустройством. Но пока они дорастут до необходимого уровня, пройдет немало времени, а кадры театру нужны сейчас – Авт). Нужен детский репертуар, ведь зрителя театр воспитывает с юных лет. Он потом всю жизнь будет благодарен театру, пронесет его в сердце через всю жизнь!

 

Галина Терентьева, распространитель билетов

* * *

 

Прибавить в профессионализме

 

События в политике, экономике, науке, искусстве показывают - если нет профессионала, то нет и процесса, и нет результата. Профессионал - вот ключ к любому успеху. Наш театр должен прибавить в профессионализме, прежде всего тем, что он должен поднять уровень руководства, увеличить количество актеров. Думаю, что нужно увеличивать и ассигнования, причем заняться театром всему городу. Такое катастрофическое уменьшение трупп театра должно бить колоколом в сердце всем, кто отвечает за судьбу города и региона в целом. Я зритель нашего театра с 60 летним стажем, и застала его звездные годы. Именно Магаданскому театру я обязана тем, что приехав в 18 лет в Москву на учебу, я была готова воспринимать классику и инновации российской сцены.

 

Это, действительно уникальное художественное объединение, и нужно быть либо Иваном, не помнящим родства, не любящим этот город, либо не понимающим роли искусства, чтобы сейчас так спокойно и равнодушно пройти мимо темы театра. Нужны кадровые преобразования, новые художественные идеи, дополнительные ресурсы, не обычные, а удвоенные-утроенные. Потому что, если мы в этом нынешнем состоянии, почти на полу-плаву продержимся еще год, у нас просто не будет театра. Губернский город, не имеющий своего театра, должен перейти в разряд уездных, а, может быть, еще ниже. Понимаете, не иметь театра в городе также неприлично, как прийти на светский раут без брюк. Это касается не только театра.

 

Градостроение затрагивает не только укладку асфальта и кирпичей, но и строительство культурного пространства. Еще много лет назад мы говорили о том, что нет в городе полноценной картинной галереи, нет своего здания у филармонии, нет возможности поставить полномасштабный спектакль из-за кадровой бедности, нет попечительского предпринимательского совета при театре.

 

Больше сказать - несколько лет назад народному артисту РФ Владимиру Барляеву, а затем и народной артистке РФ Ольге Седлецкой было отказано в присвоении звания «Почетный гражданин Магадана». Неужели они не заслужили? Получается, что у нас ни разу ни один актер не был почетным гражданином города. Нонсенс и в том, что прекрасным актерам Валентине Мартыновой, Валерию Бунякину, Аркадию Касацкому до сих пор не присвоено звание заслуженных, а Николаю Бекасову и Алексею Яновскому - народных артистов. Мне кажется, что эта ситуация тоже оскорбительна для театра.

 

Елена Гоголева, профессор СВГУ, филолог.

 

Страницу подготовила

корреспондент газеты «Вести города М»

Наталья Алексеева

.
«Вести города М», № 41 за 11-17 октября, 2012 г.