Участники ансамблей «Сиун» и «Тасима»
Участники ансамблей «Сиун» и «Тасима»
«Тасима - наследники солнца». Так называется документальный фильм Степана Порто из Комсомольска-на-Амуре, снятый в 2014 году.
 
Теплая и невероятно красивая кинолента погружает зрителя в жизнь старинного нанайского села Ачан, что в Хабаровском крае, жители которого бережно сохраняют наследие своих предков. Уже несколько веков на берегах великой реки Амур и священного озера Болонь из поколения в поколение передают они сокровенные тайны искусств и ремесел, язык и духовный опыт, пластику танцев и мелодичность напевов.
 
Небольшая деревушка Ачан словно затерялась в густых лесах. «Далеко посреди тайги на реке Амур из тумана рождается новый день. Это край, где так много священных мест, что и воздух, и шелест деревьев полны заклинаний шаманов. Здесь из этой воды и земли прорастала тысячелетиями удивительная культура народа нани, пронизанная почтением и благодарностью к природе» - начало фильма погружает зрителя в неспешный рассказ о жизни удивительных людей, продолжателей старинного рода «Ходжер» - основоположников села Ачан, разбивших на этом месте свои первые стойбища.
 
Спрятавшись от большого мира, они живут в полном слиянии и гармонии с природой. Как неторопливо течет Амур, так же размеренно протекает жизнь сельских жителей, и так же плавно идет повествование фильма. Сменяют друг друга удивительной красоты пейзажи - молчаливо качаются на ветру ветви шиповника, взмывает в небо цапля, блестит и переливается на солнце вода, усыпанная тысячью маленьких нанайских «сиун» - солнышек. Под переливчатую птичью трель слышится протяжный и нежный напев на национальном языке. А, быть может, это и есть голос самой природы?
 
«Здесь уже более полувека светит, как солнце, народный ансамбль «Сиун», в его лучах зреет новое поколение «Тасима», - сообщается в фильме. «Сиун» в переводе с нанайского - «солнце», «тасима» означает «лепешечка». Руководит двумя солнечными вокально-танцевальными коллективами взрослых и детей с 1982 года Нина Гейкер, лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России».
 
Картина перемещает нас к главным героям повествования - детям. Символично, как двое мальчишек сидят на могучем сером камне - один в одежде простой, обычной, другой облачен в прекрасный национальный костюм. Так в селе Ачан уживаются и не мешают друг другу современность и вековые традиции.
 
А вот участники ансамбля «Тасима» в нетерпеливом ожидании начала занятий. В дверном проеме деревянного дома - Центра национальной культуры «Силэмсэ» - показывается балетмейстер ансамбля Вера Киле - она машет ребятам, с улыбкой приглашая их на урок. Когда-то она сама была одной из первых участниц «Тасимы».
 
«Раз, два, три, четыре…», - преподаватель отбивает ритм на деревянном бубне и показывает плавные движения танца. Яркий свет из окна, а на его фоне - темные силуэты танцующих детей - здесь разворачивается сказочное представление, в нем даже взмах руки несет таинственный смысл. То изгоняют злого духа, то кружат в нежном хороводе, то вышагивают и курлычат по-журавлиному. Каждый танец - это игра, мистический ритуал или шаманский обряд, завораживающий своей непостижимостью. Так «в маленьком домике Центра национальной культуры рождаются те композиции, чью самобытную красоту отмечали в восьми странах мира».
 
- Нравится тут, особенно младшей группе, - говорит Вера Киле. - Они все лето занимались бы и занимались… В основном репетицию провожу в игровой форме, чтобы детей втягивать. И игры происходят в национальном виде.
 
В теплое время года репетиции, как правило, проходят на уличной сцене в центре села или просто на полянах. Яркие наряды, веселые и жизнерадостные лица взрослых и детей, а на них все так же смотрит изображенный над сценой легендарный дракон Куймур - символ рода «Ходжер».
 
- В 1958 году Валентина Сергеевна Киле собрала своих подруг, друзей и выступила с концертной программой перед рыбаками. Так образовался наш ансамбль, - говорит Нина Гейкер.
 
Когда-то была солисткой ансамбля «Сиун» и ее мама, Надежда Тарасовна Киле. В каждой семье из поколения в поколение здесь передается любовь к нанайской культуре.
 
- Все пели, все танцевали, - рассказывает Полина Ходжер, главный консультант двух ансамблей. - Кто украдкой в бубен стучит. Нельзя было, конечно, этим заниматься.
 
Нельзя было в советские годы говорить на нанайском языке. Как результат - сегодня лишь треть молодежи в селе знает родной язык.
 
Лидия Алексеевна Киле - не только одна из первых участниц ансамбля «Сиун» и его хореограф, но и потомственная сказительница, хранительница исчезающего нанайского языка, которым владеет в совершенстве и который преподает в школе. Вот зритель перемещается в уютную комнату, где Лидия Алексеевна в неизменном национальном костюме рассказывает юному поколению нанайские народные сказки и легенды, которые когда-то ей передала ее бабушка. Доброе лицо сказительницы в лучиках морщин, приятные слуху напевные интонации - каждое такое выступление, словно маленький спектакль, от которого веет спокойствием и теплом. Лидия Алексеевна верит, что «новое поколение сможет справиться с актуальной угрозой невосполнимой утраты родного богатого древнего языка».
 
Работа в национально-культурном центре «Силэмсэ» включает в себя и такие виды народного творчества, как национальная вышивка, изделия из бересты и рыбьей кожи.
 
- Вот такой простенький узорчик, птичка поймала рыбку на воде. Хотела передать сказку, как птичка землю сделала, как они ныряли в воду и доставали оттуда землю. Все, больше ничего не могу сказать, я не любитель разговаривать, - скромно объясняет сюжет великолепного узорчатого панно Татьяна Киле, одна из немногих живущих на Амуре мастеров, которые сохранили древний метод создания национальных орнаментов. Это ее руками были созданы лучшие костюмы для ансамблей «Тасима» и «Сиун». Без предварительных эскизов она легко превращает белый лист бумаги в ажурный узор, а сухую и грубую рыбью кожу в тонкую и нежную ткань, готовую для вышивки. А сюжеты, по ее собственному признанию, приходят к ней во сне.
 
Соблюдая старинную технологию своих предков, подопечные Раисы Ходжер, участницы коллектива «Сиун», изготавливают традиционные виды изделий из лозы и бересты. Под ее руководством юные мастерицы научились, например, создавать берестяные тарелки.
 
- Можно кашу положить, рыбку, - рассказывает их наставница. - Старики, когда ходили на охоту, рыбалку, делали из бересты такую посуду. Экологически чистая посуда.
 
А вот и сами рыбаки - Толя Киле, участник ансамбля «Тасима», и его дедушка Юрий Павлович Ходжер, старейший в родовой общине «Ходжер». «У Анатолия сегодня богатый улов, и Юрий Павлович уверен, что с такими преемниками у древнего рода есть будущее».
 
В картине «Тасима» цитируется документальный фильм «В гнезде птенца обереги», снятый Раисой Верназаровой, которая посетила Ачан в 1989 году. Ей удалось запечатлеть последних носителей древнего шаманизма, а также непревзойденного мастера нанайского творчества, писателя и поэта, выдающегося учителя Понгсу Киле, примеру которого до сих пор следуют ансамбли и имя которого с гордостью носит сельская школа.
 
- Вся наша жизнь - ансамбль, - говорит Полина Ходжер. - Мы продолжатели своих родителей. Мама наша пела, мы пели, танцевали, сейчас наши дети, внуки танцуют и поют.
 
Включены в фильм и кадры старой кинопленки, которые зритель посмотрит вместе с самими героями фильма. На них - солисты «Тасимы» и «Сиуна» много лет назад, молодые, задорные, бойкие. Ничуть от них не отстает и подрастающее поколение, с удовольствием сохраняющее вековые традиции родной нанайской культуры.
 
Анастасия Куршева,
«Биробиджанер Штерн», 29.06.16
http://www.gazetaeao.ru/tasima-nasledniki-solntsa/
 
Архив: