Андрей Климов
Андрей Климов
В начале июня сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае провели личный прием граждан в Комсомольске-на-Амуре. К сожалению, они ничем не смогли помочь в решении проблемы нарушения федеральных законов чиновниками самых высших рангов - попасть на прием к мэру Комсомольска в его часы приема.
 
Более того, молодые, если не сказать юные сотрудники аппарата убеждали, что «сейчас везде так» и что «все правильно».
 
Начните с «дворника»
 
А началась эта история, казалось бы, с мелочи. Я, как председатель общественной организации - городского общества охраны памятников истории и культуры собрался на личный прием к «обновленному» главе города Андрею Климову.
 
Однако, для этого мне пришлось зайти в другой кабинет, к советнику главы Сергею Ёршу. Там он стал убеждать, что мне совсем не нужно к главе города, а нужно сходить к его заместителям, начальникам отделов. В общем, начать с «дворника».
 
Только распечатав ст.13 из Федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» мне удалось убедить советника, что я сам вправе решать к кому мне идти на личный прием.
 
Когда я спросил у него, у советника, по каким вопросам он советует, Сергей Ёрш ответил, мол, что не по каким, а просто советник.
 
Когда же я попросил его рассказать о своих должностных обязанностях, кроме того, что вести запись на прием к главе (о записи, кстати, тоже ни слова в ФЗ-59) Ёрш ничтоже сумняшеся ответил: «служебная тайна»...
 
Еще в нашем городе есть отдельный административного регламента по рассмотрению обращений граждан и ведению личного приема, утвержденного распоряжением главы города (еще В.П. Михалёвым) от 14.04.2009 г., № 66-р. Там прописана и запись, и очередность рассмотрения обращения - у первого заместителя главы, у просто заместителей, в органах администрации.
 
Но Федеральный закон говорит просто: должно быть определено время и место приема, доведено до сведения населения и все!
 
То есть, какие бы важные дела не занимали чиновника, провести несколько часов в месяц с народом он обязан. Но в Комсомольске это происходит с трудом.
 
Руководители, похоже, легко игнорируют личный прием, оправдываясь важными делами. Не приходится удивляться, поэтому отсутствию доверия народа к власти.
 
Система административных барьеров на пути к руководителю, безусловно, была еще при экс-мэре Михалёве и успешно перешла к новому мэру, обещавшему нам Комсомольск 5-го поколения.
 
Прокурорский алфавит
 
Итак, увидев, что нарушается закон, я как честный человек обратился в прокуратуру. На что вскоре получил ответ от прокурора Комсомольска-на-Амуре - Владимира Пахомова (кстати, он тоже, как и бывший мэр Михалёв, находится при высокой власти около 20 лет).
 
Владимир Пахомов перенаправив мое обращение, куда бы вы думали? Конечно, в администрацию города. То есть заинтересованному лицу.
 
Прокурор Пахомов сделал это не абы как, а основываясь на букве закона, сославшись на ч.3 ст.8 все того же ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Но любой, кто прочитает упомянутую часть закона, увидит, что перенаправляются лишь те обращения, решение которых не входит в компетенцию того или иного органа власти, в нашем случае прокуратуры.
 
Мы то по наивности думали, что прокуратура для того и создана, чтобы следить и пресекать нарушение законов, и даже наказывать, но нет, видимо, тут мы что-то понимаем неправильно. Полагаю, что в данном случае нарушен запрет пересылать жалобы в органы или должностному лицу, решение или действие которых обжалуются.
 
«Бессмысленны и беспощадны»
 
От администрации города я, конечно же, получил ответ - «бессмысленный и беспощадный». Цитирую: «на основании ФЗ-59 в администрации утвержден соответствующий регламент», название которого я указал выше.
 
В связи с этим было написано обращение в прокуратуру Хабаровского края. Поразительно, но ответы из Хабаровска были еще более «беспощадны»: три листа «воды» и несколько слов со смыслом «оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет».
 
Казалось бы можно и успокоиться, но есть ведь еще и Генеральная прокуратура, подумалось мне… На незамедлительный вопрос пришел незамедлительный ответ: в прокуратуру Хабаровского края направляется для проверки доводов обращение Ермакова А.А., то есть мое.
 
И все это в соответствии с пунктом 3.2.Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
 
Ну что ж, читаем и эту Инструкцию… Данный пункт гласит, что если направленное в вышестоящую прокуратуру обращение не рассматривалось нижестоящей, то тогда можно и нужно перенаправить обращение в нижестоящую прокуратуру.
 
Однако, мое обращение в Хабаровской прокуратуре, как вы успели узнать, рассматривалось и даже добавлю, что не один раз. Что мы получаем? Генеральная общероссийская прокуратура, которая должна задавать тон и подавать пример трепетного отношения к закону, сама его, похоже, не соблюла. В данном случае сделал это прокурор отдела по рассмотрению обращений Корнеева М.С.
 
Ходоком к Путину?
 
Что же делать… Куда же дальше… Ходоком к Путину? Поразмыслив, я написал два обращения - представителю президента на ДВ Юрию Трутневу и уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае Юрию Березуцкому.
 
От Трутнева никакого ответа не получил, а от Березуцкого сначала получил обнадеживающий ответ о том, что обращение находится на контроле в аппарате уполномоченного, а затем получил «ксерокопию» ответа из прокуратуры Хабаровского края, однако подписанную уже Березуцким. И там все тоже «оснований для реагирования нет».
 
Узнав о приезде сотрудников аппарата уполномоченного, в Комсомольск я, безусловно, не мог не воспользоваться возможностью лично пообщаться с защитниками прав человека. Выразив свое удивление полученным ответом, услышал: «А что вы хотели? Прокуратура у нас высший надзорный орган, а мы (аппарат) не подменяем собой государственные органы». Интересно сказано - не подменяем собой…
 
Давайте отталкиваться от смысла, которого так мало в словах и действиях чиновников. Аппарат кого? Уполномоченного по правам человека. То есть, что это значит? Что данный орган и его руководитель уполномочен защищать права человека.
 
То есть если на эти права «нападают» их надо защищать. А как защищать?
 
Я, как человек привыкший мыслить логически, понимаю так - любыми доступными законными способами.
 
Приведу образный пример - вы хорошо владеете боевыми искусствами, идете по улице и видите, что группа подонков избивает человека. Человек взывает о помощи. Но вы не бросаетесь помогать ему, а спокойно произносите - извините, я не подменяю собой правоохранительные органы, все, что могу сделать - вызвать полицию.
 
О чем вся эта история?
 
О мелочах - о личном приеме граждан главой города, о прокуроре, о Генеральной прокуратуре, работающим по собственным инструкциям.
 
Действительно, зачем делать из мухи слона? Неужели сложно сходить в начале к «дворнику», потом к заместителям? Неужели сложно записаться у советника на прием? Да и сам советник наверняка выполняет важную и нужную работу. Но зачем нам тогда законы?
 
Давайте каждый «высокий» чиновник будет решать сам, как ему организовывать тот или иной процесс, разумеется, в своих интересах.
 
Но я скажу так - если закон не выполняется, он не имеет смысла. Его надо или переписать в соответствии с реалиями жизни или все-таки выполнять. Ведь от чего возникают такие вот административные регламенты? Скажу четко - от недоверия и нелюбви к собственному народу, общаться с которым лишний раз им - чиновникам - не хочется.
 
Безусловно, мы живем в странной системе управления: если есть советник, однозначно есть и бояре.
 
Владимир Михалев был ярко выраженным этой системы. С этим практически никто и никогда не спорил. Последнее слово всегда оставалось за ним. Часто решения принимались им единолично.
 
Вышколенный аппарат администрации впитал эту иерархию в костный мозг.
 
Выбранный «меньшинством населения» Комсомольска новый глава Андрей Климов на визуальное ощущение не имеет боярских замашек, скорее довольно демократичен. Но «система» уже давно «рубит топором», вырубая из него «боярина». Потому что ей, «системе», без них нельзя, она без них не сможет. Вот такие вот мелочи.
 
Это уровень нашего небольшого провинциального промышленного города. Но это уровень и всей нашей страны. Недаром юные сотрудники аппарата уполномоченного четко и ясно сказали: «так это везде так». И их это не удивляет и не пугает.
 
Патология давно стала нормой, а вот норма уже вызывает подозрения?
 
Огромная популярность телевизионных прямых эфиров с президентом страны В.В. Путиным, может только подтверждать этот факт... Люди массово задают вопросы, о чем-то просят, понимая, что только так можно разрешить какие-либо проблемы. Только у Него.
 
Все бы ничего. На самом деле мы давно так живем и давно привыкли так жить, и даже не знаем, и не умеем жить по-другому. Не только простой комсомольчанин не знает как по-другому, мэр города - не знает и не умеет.
 
Но как быть с теми немногочисленными гражданами, которые не хотят жить так?  Безусловно, есть советы обратиться еще в суд! Безусловно, можно. Но лично мне пока что собственное здоровье дороже. Не к суду я взываю, а к сердцу и разуму человеческому.
 
Антон Ермаков,
Комсомольск-на-Амуре
 
Эпилог
«Если вы сведущи и участвуете в делах государства - вы гражданин, а если не сведущи и не участвуете, то подданный».
 
Кстати
Проблемы административного регламента о приеме граждан изначально бы не было, если бы запись на прием, и прием нижестоящими руководителями - носили бы рекомендательный и добровольный характер. С этой работой элементарно справится любой секретарь руководителя, и не нужен для этого «тайный» советник.