Эта история тянется уже давно – несколько лет – и насчитывает не одно разбирательство, расследование и проверку. И не было бы в ней особого интереса для хабаровчан, если бы не ее герои – бывшие начальник Центра по противодействию экстремизму (центра «Э») ГУ МВД РФ по ДФО Александр Горбунов и хабаровский лидер партии «Курсом правды и единения» (КПЕ) Алексей Касьяненко.

 

Они встречались в залах суда уже не раз: впервые это произошло после того, как 3 марта 2010 года подчиненные Горбунова, сотрудники центра «Э», провели осмотр в офисе хабаровского отделения движения КПЕ, которое на тот момент находилось в стадии регистрации в качестве политической партии.

 

Как сообщил Горбунов в недавнем исковом заявлении, «один из подчиненных мне сотрудников отдела согласно должностной инструкции 02 марта 2010 г. представил мне результаты ОРД в отношении гр. Касьяненко А.Ю., являющегося на тот период одним из руководителей Хабаровского отделения партии «Курсом правды и единения», распространяющих литературу, в которой, по заключению лингвостилистического исследования, предоставленного нам специалистами, содержались призывы к разжиганию межнациональной вражды».

 

Литературой, послужившей поводом для проверок со стороны правоохранительных органов, оказалась книга «Смута на Руси: зарождение, течение, преодоление», в которой полицейские усмотрели признаки антисемитизма.

 

Текст книги анализировала лингвоэксперт Елена Крадожен-Мазурова, доцент Дальневосточной академии госслужбы и филологического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета, а также член Гильдии лингвистов-экспертов.

 

Вот к какому выводу пришла Крадожен-Мазурова: «Проведѐнное исследование позволило обнаружить в текстах публикации, представленных для анализа, элементы пропаганды неполноценности граждан по признаку их национальной и религиозной принадлежности. В частности, это отражено в ряде слов, словосочетаний и фраз...»

 

А вот какую версию событий изложил Касьяненко в своей статье «Герои нашего времени», опубликованной в феврале 2011 года в печатном издании «Край». Корреспонденту «Приамурки» он заявил, что все заявления в опубликованной им статье подтверждены полученными им документами.

 

«...В сентябре 2009 года центром «Э» ГУ МВД по ДФО заводится оперативное дело № 0111 с условным названием «Прима» по разработке «активных членов межрегионального экстремистского движения «КПЕ... В декабре 2009 года к нам в офис под видом «патриотически настроенных граждан» под контролем «борцов с экстремизмом» приходили провокаторы... Книга «Смута на Руси: зарождение, течение, преодоление», 30 декабря 2009 года направляется заместителем начальника центра «Э» Егоровым А.С. для проведения «лингвостилистического исследования» преподавателю ДВАГС Е.М. Крадожен-Мазуровой. Вышеназванный «специалист» выдернула из 228 страниц текста книги 3-4 абзаца и, используя какие-то специальные словари, провела по ним заказное «исследование»... 15 и 26 января 2010 года оперуполномоченным Ращупкиным велась скрытая видеозапись встреч активистов «КПЕ» в офисе», - написал Касьяненко в своей статье.

 

Он также упоминает документ центра «Э», в котором сообщается, что КПЕ пропагандирует «радикальные идеи "Концепции общественной безопасности"».

 

Затем состоялся осмотр хабаровского офиса КПЕ. Касьяненко охарактеризовал событие следующим образом: «Они пришли к нам в офис, перевернули все вверх дном, все, что хотели, забрали оттуда». А вот что о нем сообщил Горбунов: «Проводя дальнейшую проверку по данному материалу, мной было принято решение провести осмотр места происшествия (где распространялась литература )в офисе партии «КПЕ» и опросить ее членов. 03.03 2010г...данное мероприятие группой оперативных сотрудников Центра «Э» под моим руководством было проведено».

 

Книги были изъяты, однако уголовное дело против членов регионального отделения КПЕ заведено так и не было в результате постановления следователя А.Н Джанмирзаева 14 мая 2010 года. Литература была возвращена в феврале 2011 года.

 

А затем последовала серия судебных разбирательств. Касьяненко пытался обжаловать действия представителей центра «Э» в прокуратуре, суде Центрального района, краевом суде, обращался даже в Следственный комитет с заявлением о преступлении, однако везде получал отказ. В интервью корреспонденту «Приамурки» он заявил, что «дело всяческим образом пытались похоронить. Просто затягивали срок».

 

Потом он и опубликовал статью на несколько полос в издании регионального «Движения содействия развития гражданской инициативы», которым сам и руководит. По словам Касьяненко, в результате материала представители правоохранительных органов инициировали проверку по статье 282 УК РФ « на предмет призывов к ненависти и вражде (по отношению) к сотрудникам МВД». По имеющейся у Касьяненко информации, Следственный Комитет в возбуждении уголовного дела им отказал.

 

Однако история на этом не завершилась. 18 апреля 2012 года Горбунов направил исковое заявление в Центральный районный суд г. Хабаровска «о возмещении морального вреда, вызванного действиями ответчика». В этом заявлении Горбунов написал, что судебные заседания и доследственные проверки, последовавшие за обыском КПЕ, стали наносить ущерб его деловой репутации, а статья «Герои нашего времени» «оскорбляет и унижает достоинство, профессиональную репутацию и честь сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. речь в указанном издании идет непосредственно и обо мне, что сводит к минимуму положительный образ людей, защищающих граждан от преступников. Данный факт мне также доставляет нравственные страдания».

 

Как сообщил Горбунов, у него есть три государственные награды, среди которых – орден «Мужества», а также 11 ведомственных медалей. По его словам, весной 2011 года его кандидатуру представили к награждению премией «Честь и доблесть» в номинации «За героизм и мужество». Награждение должно было состояться в июле, однако в это время его вызвали в суд в качестве подсудимого. В ожидании судебного решения награждение было приостановлено, написал Горбунов в своем исковом заявлении.

 

В декабре 2011 года Горбунова сократили, однако, по его словам, увольнение никак не относилось к делу КПЕ.

 

«Все знают же, что шла реформа, что 22% сократили. У меня достаточная выслуга, я в звании полковника уволился, хорошая пенсия, причем тут это. Если бы это было связано с деятельностью КПЕ, наверное, оно произошло бы раньше?.. Где-то, может быть в августе с прошлого года?» - рассказал он в интервью корреспонденту «Приамурки».

 

С Касьяненко Горбунов пытался взыскать 20 тысяч рублей для оплаты путевки в Кульдур на лечение. В медицинском заключении на момент его увольнения отмечены проблемы с давлением, которые, по словам бывшего главы центра «Э» УМВД РФ по ДФО, могли быть связаны с делом КПЕ.

 

Про КПЕ и центр «Э»

 

«Курсом правды и единения» - теперь уже официально зарегистрированная партия с весьма сложной социально-религиозной идеологией, за основу которой она берет «концепцию общественной безопасности» (КОБ). Судя по программе КПЕ, опубликованной на сайте партии, КОБ «носит целостный характер и объемлет все стороны жизни современного общества», включая в себя, среди прочего, «анализ мировоззренческих систем» и «сравнительный анализ священных писаний» – религиозных книг различных направлений.

 

Официально в своей программе партия пишет, что «в области межнациональных отношений КПЕ будет делать всё для искоренения межнациональной розни, разжигаемой несправедливой концептуальной властью глобализаторов, ликвидации всякого угнетения народов России, осуществлять твёрдое, разумное и нравственное управление миграционными процессами».

 

Однако об антисемитских нотах в распространяемых партией книгах слышно не только в Хабаровске.

 

В Новосибирске в начале 2011 года было возбуждено уголовное дело в отношении Владимира Скачкова и Тимофея Стадника, распространявших брошюру «Время: начинаю про Сталина рассказ» и книгу К.П. Петрова «Тайны управления человечеством».

 

В последней новосибирские лингвоэксперты нашли множество антисемитских высказываний. На странице КПЕ в социальной сети «ВКонтакте» и на форуме сайта КПЕ идет обсуждение данных дел, а также сбор средств и подписей для обращения в Минюст и Генпрокуратуру.

 

Так называемый центр «Э» – главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России) – образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о создании Службы по противодействию экстремизму системы МВД России от 6 сентября 2008 года № 1316. Одной из главных задач, как обозначено на сайте управления, является «противодействие экстремистской деятельности и терроризму».

 

Однако, по мнению некоторых активистов общественных движений, центр «Э» превратился в своего рода «политическую полицию» и занимается преследованием неугодных властям групп. В последнее время на фоне массовых протестов в России в СМИ появились сообщения об обысках и звонках с приглашениями «на беседы» громких оппозиционеров.

 

А хабаровские оппозиционеры обвиняют сотрудников местного центра по борьбе с экстремизмом в «искусственном возрождении национализма в Хабаровском крае с целью имитации борьбы с ним» после разгона акции протеста 6 мая. В то время хабаровские полицейские прокомментировали обыски и задержания организаторов протеста тем, что один из участников, националист Михаил Жуков, призывал к насилию и беспорядкам на своей страничке «ВКонтакте».

 

Позднее Жуков сделал заявление о том, что сам являлся завербованным сотрудником центра «Э» ГУ МВД РФ по ДФО. Правоохранительные органы эту информацию не подтвердили.

 

В интервью «Приамурке» во время перерыва в судебном заседании Касьяненко отметил, что в его случае «имитаторы борьбы с экстремизмом не постеснялись присвоить себе полномочия федерального суда и без малейших на то оснований объявили нас «экстремистами». Ну а раз есть «экстремисты», значит с ними нужно «бороться», начались «оперативно-розыскные мероприятия».

 

А по мнению Горбунова, «для того, чтобы что-то совершать неправомерное, нужна какая-то выгода. Какая выгода в обосновании того, что центр «Э» неправильно работает или каких-то целей достигает? Какая выгода у него может быть от «насаживания» своих мыслей по поводу разжигания национальной розни? Насколько я знаю, до сих пор осталось критерием - чем меньше преступлений подобного рода, тем лучше наша работа».

 

Суд удовлетворил иск Горбунова (о нанесени морального вреда) частично – Касьяненко обязали выплатить пять тысяч рублей.

 

Ева Бронсон,

«АмурПресс», 25.06.12

http://www.priamurka.ru/index.php/component/content/article/42-top-novosti/1085-kpe-protiv-czentra-ler-istoriya-odnogo-dela.html

.