8 апреля 2012 года, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя
8 апреля 2012 года, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя

Русская Православная Церковь, совершая миссию проповеди Евангелия, демонстрирует активную позицию по многим злободневным вопросам и деятельно участвует в разрешении актуальных социальных проблем. Помощь тысячам людей во время пожаров 2010 года, сбор средств и вещей для малообеспеченных категорий граждан, разноплановая работа с детьми и молодежью, приход многих сотен тысяч людей к Поясу Пресвятой Богородицы показали способность Церкви объединять миллионы людей в молитве, добрых делах, заботе о будущем народа. Но это, к сожалению, не у всех вызывает радость и приятие.

 

Антицерковные силы опасаются усиления Православия в стране, их пугает возрождение национального самосознания и массовой народной инициативы. Такие люди немногочисленны, но некоторые из них обладают влиянием и готовы использовать свои финансовые, информационные и административные ресурсы для дискредитации иерархов и клириков, для порождения расколов и отторжения людей от храмов.

 

К этим силам присоединяются те, кто продвигает ложные ценности агрессивного либерализма, ибо Церковь непреклонна в своей позиции неприятия таких антихристианских явлений, как признание однополых союзов, свобода выражения всех желаний, неудержимое потребительство, пропаганда вседозволенности и блуда. Кроме того, нападки на Церковь выгодны тем, чьи меркантильные интересы ущемляются программой возведения новых храмов в густонаселенных районах Москвы и иных крупных городов.

 

Противостояние Церкви и антихристианских сил становится всё более очевидным и острым. Особенно заметными атаки стали в предвыборный и поствыборный период, что свидетельствует об их политической подоплеке, в том числе антироссийской. Подключаются различные средства, разворачивается планомерная и системная дискредитационная работа. Клириков вовлекают в провокации; архипастыри и священство находятся в фокусе пристального внимания недовольных, которые ищут малейшую зацепку, для того чтобы всё извратить, создав грязный информационный повод.

 

За последнее время произошла череда актов вандализма и осквернения храмов, начавшаяся 21 февраля с кощунства в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В этот день группа лиц богохульствует на амвоне в непосредственной близости от святого алтаря, частиц Ризы Господа нашего Иисуса Христа и Ризы Пресвятой Богородицы, мощей великих святых. 6 марта в соборе святого праведного Прокопия в Великом Устюге мужчина топором наносит удары по 30 иконам, представляющим большую духовную, историческую и художественную ценность; 18 марта храм преподобного Сергия Радонежского города Мозыря оскверняется хульными надписями и глумлением над изображением Честного Животворящего Креста; 20 марта в Покровский кафедральный собор Невинномысска врывается мужчина с охотничьим ножом, крушит иконы, втыкает нож в поклонный крест, избивает священника, ломает Царские врата и оскверняет алтарь Господень. В этом же контексте осуществляется клеветническая информационная атака на Предстоятеля Церкви. Всё это - слагаемые одной кампании против Православия и Русской Православной Церкви.

 

31 марта 2012 года в Краснодаре состоялся митинг в поддержку возрождения духовно-нравственных ценностей.
31 марта 2012 года в Краснодаре состоялся митинг в поддержку возрождения духовно-нравственных ценностей.

 

Не следует исключать новых громких обвинений и заявлений со стороны врагов веры. Опасность используемой против Церкви тактики состоит в том, что, в соответствии с правилами манипуляции общественным мнением, ложь соседствует с реальными фактами, умалчивается то, что невыгодно, делаются циничные заявления, вызывающие гнев, страх, зависть, негодование, злобу. В ход идут все приемы черной риторики: умалчивание части фактов, изменение смысла происходящего, прямое введение в заблуждение аудитории, обман.

 

В этих условиях всем нам важно сохранять единомыслие, не поддаваться на ложь и провокации, учиться воспринимать критически сомнительную информацию о Церкви, не спешить с реакцией, с публичными и частными заявлениями. В то же время противостояние Церкви со стороны ее недругов необходимо учитывать в каждодневной церковной деятельности.

 

Все, что происходит сегодня, не ново. Мы помним, как в начале ХХ века на веру Христову, на Святую Церковь, на наши храмы и святыни так же, с теми же лозунгами восставали богоборцы. Находились тогда и предатели-обновленцы, которые готовы были отдать на поругание имя Божие, святые иконы и храмы, обречь на узы и гибель Первоиерарха, архипастырей, пастырей, монашествующих, мирян. Но тогда наш народ сказал свое слово. В 1918 году верующие люди отстояли от закрытия и поругания Александро-Невскую Лавру, атакованную воинствующими безбожниками. Священнослужители и миряне встали на защиту и других храмов. Многие из них засвидетельствовали верность Христу и Его Церкви, пав от рук богоборцев.

 

Точно так же сегодня мы должны защитить то, что дано нам Богом, то, что дорого нашим сердцам. И пусть верующих людей не смущают слова призывающих согласиться с грехом и беззаконием, простить тех, кто не просит прощения и заявляет, что не нуждается в нем. Будем помнить, что отсутствие покаяния способно утвердить грешника в сознании собственной «правоты» и подтолкнуть к повторению греховных деяний.

 

Всех иерархов, пастырей и мирян призываем 22 апреля, в день воспоминания уверения апостола Фомы, вновь явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени. Такие молебен и стояние призываем совершить при каждом кафедральном соборе епархий Русской Церкви. Во граде же Москве они будут совершены перед Храмом Христа Спасителя, перед иконами и крестом, пострадавшими от злоумышленников и безумцев.

 

В дни Великого поста мы обращаем ко всем, кто нас слышит, призыв к покаянию и изменению жизни. Именно покаяние открывает двери прощения. Господь и Церковь готовы с радостью принять любого кающегося грешника. Тем, кто скорбит и унывает в связи с произошедшими событиями, напоминаем слова Самого Господа Иисуса: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

 

Уверены, что из нынешних испытаний, как и в ХХ веке, наша Церковь выйдет более сильной. Ни новые трудные времена, ни «немощные дерзости» не разделят и не ослабят нас, ибо мы преодолеем их с молитвой и с упованием на всесильную помощь Божию, зная, что всякое зло и всякая неправда уже побеждены силой Креста и Воскресения Христова.

 

Принято по итогам состоявшегося 3 апреля 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

 

Русская Православная Церковь (РПЦ),

Patriarchia.ru, 03.04.12

http://www.patriarchia.ru/db/text/2135736.html

---------------

 

В Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла проходит очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви

 

3 апреля 2012 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя началось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 3 апреля 2012 года
Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 3 апреля 2012 года

 

Во вступительном слове Предстоятель представил повестку дня и поделился своими размышлениями о стратегии взаимодействия Русской Православной Церкви со средствами массовой информации.

 

«Самое главное, что Церковь должна передавать людям, - это весть о спасении, - сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. - Слово Церкви даже в условиях конфликта должно нести примиряющую силу, оно никак не должно ассоциироваться в сознании людей с агрессивностью, с жесткостью, никак не может порывать с главной миссией Церкви - нести свидетельство о мире Христовом».

 

Участники заседания обсудят ход исполнения решений Высшего Церковного Совета и отчеты о работе Синодальных учреждений за 2011 год, рассмотрят актуальные вопросы присутствия Церкви в информационном пространстве, а также утвердят тему XXI Международных Рождественских чтений 2013 года.

 

В заседании принимают участие члены Совета:

 

- управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий;

- председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион;

- председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент;

- председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий;

- председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн;

- председатель Учебного комитета при Священном Синоде архиепископ Верейский Евгений;

- председатель Синодального отдела по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност;

- руководитель Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии архиепископ Егорьевский Марк;

- руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий;

- председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон;

- председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл;

- председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон;

- председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов;

- ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов);

- председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин;

- председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, 03.04.12

http://www.patriarchia.ru/db/text/2133260.html

---------------

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 3 апреля 2012 года

 

3 апреля 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель обратился к собравшимся со вступительным словом.

 

Патриарх Кирилл. Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 3 апреля 2012 года
Патриарх Кирилл. Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 3 апреля 2012 года

Приветствую всех участников Высшего Церковного Совета

 

Я хотел бы сегодня предложить вам на обсуждение вопросы информационной деятельности Русской Православной Церкви, то, что можно назвать стратегией и логикой нашего взаимодействия со средствами массовой информации.

 

Присутствие Церкви в медийном пространстве - это большая проблема, которая имеет отношение не только к жизни Церкви, но и к жизни страны, к жизни современного человека. Эта тема становится все более и более актуальной, и я думаю, что каждый из здесь присутствующих понимает, что это так. Особую важность она приобретает именно в наши дни, когда информация имеет очень большое значение для формирования общественного мнения. Информация влияет на сознание людей чаще, чем тот или иной факт. Именно то, как факты подаются, как они интерпретируются, какими эмоциями они сопровождаются, и оказывает влияние на сознание людей, на их психику, на их понимание проблем.

 

Думаю, нам важно понять, что составляет сердцевину того послания, с которым Церковь обращается к людям, к обществу, к миру. Сердцевина этого послания не может не соотноситься с главным посланием Церкви - с вестью о спасении. Все иное вторично, третично. Самое главное, что Церковь должна передавать людям, - это весть о спасении, о таком устроении человеческой личности и человеческих отношений, которое и формирует полноту бытия - то, что мы называем спасением.

 

Оценивая информационный поток, исходящий от Церкви, я, откровенно говоря, не всегда замечаю эту сердцевину. В конце концов, понятно: каждый, кто представляет ту или иную информацию о Церкви, вовлекается в некие перипетии, на него влияют разного рода факторы - политические, эмоциональные, культурные, и иногда вторичное становится первичным, а первичное исчезает. Сегодня Церковь чаще всего реагирует на конфликтные ситуации. Глубоко убежден в том, что слово Церкви даже в условиях конфликта должно нести примиряющую силу, оно никак не должно ассоциироваться в сознании людей с агрессивностью, с жесткостью, никак не может порывать с главной миссией Церкви - нести свидетельство о мире Христовом.

 

Общество сегодня очень нуждается в положительной информации, в хороших новостях, которые происходят, в том числе, в церковной сфере. К сожалению, сама логика подачи информационного материала строится от противного, и вы, конечно, с этим хорошо знакомы. Даже на самых уважаемых центральных каналах, уже в заголовках новостей, идет вначале самое страшное, самое негативное - вне зависимости от того, имеет ли этот негатив отношение к жизни всего народа. Это может быть частный случай, это может быть еще не проверенная до конца информация, относительно которой существуют разные мнения, но именно она подается чаще всего как самая горячая новость и несет в себе огромной силы отрицательный эмоциональный заряд. А люди, восприняв этот заряд, уже и последующие новости смотрят в полувзвинченном состоянии, с негативным априори отношением ко всему, что они увидят на экране.

 

Это пример того, как Церкви не надо поступать. Мы с вами не можем повлиять на средства массовой информации - у них своя логика, и за этой логикой стоят коммерческие интересы: чаще всего платят именно за то, что возбуждает негативные чувства, страх. Однако подобный подход, практикуемый современными средствами массовой информации, ни в коем случае не должен переноситься в Церковь. Мы должны ясно осознать, что слово Церкви - это слово примирения.

 

Я уже сказал, что очень важно наполнять информационное пространство позитивными материалами о том, что происходит в жизни нашей Церкви, в жизни нашего народа на стыке церковно-государственных, церковно-общественных отношений. А ведь таких материалов очень много. Когда мы на прошлом заседании слушали планы работы наших Синодальных учреждений, у меня возникла простая мысль: если эти планы будут осуществляться, - а я надеюсь, что они будут осуществляться, - то ведь этот огромный массив положительного материала, способного формировать светлый, спокойный взгляд людей на окружающий мир.

 

Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, чувство такта, культуру подачи материала, ведь и положительные материалы можно превратить в самую скучную и неубедительную жвачку. А если еще добавить морализаторство, в самом классическом смысле этого слова, то считайте, что материал погублен - он не повлияет на людей, он не создаст настроения, которое действительно помогло бы людям справляться с трудностями современной жизни, а в духовном плане открывало бы их сердце Богу.

 

Мы все сегодня являемся свидетелями мощной антицерковной риторики, к сожалению, совпавшей по времени с Великим постом. Мы слышим много нападок на Церковь, начиная с небезызвестного случая в Храме Христа Спасителя. Затем последовали ужасающие осквернения трех храмов - все это было сконцентрировано по времени, в течение недели или десяти дней. После этого, как вы знаете, и моя скромная персона подверглась информационным атакам. Поэтому речь идет о том, что мы имеем дело с некоей информационной стратегией, направленной против Церкви.

 

Полагаю, что наше противостояние всем этим нападкам должно быть христианским. Мы не должны уподобляться тем, кто лжет, клевещет, исходит злобой; мы не должны отвечать аналогично, иначе теряется уникальность нашего послания, обращенного к миру, в том числе, и через средства массовой информации.

 

С другой стороны, мы ни в коем случае не должны терять духовного зрения, духовного видения, или не понимать того, что происходит, принимая за чистую монету тот поток лжи и клеветы, который сегодня обрушивается на Церковь. Мы должны продумывать разумные ответы - такие ответы, за которые нам никогда не было бы стыдно. Ответы, которые не уподобляли бы нас клеветникам, лжецам, хулителями имени Божиего, а ясно свидетельствовали о нашей спокойной, твердой, вдумчивой христианской позиции и непреклонной принципиальности.

 

Никто не должен путать способность христианина использовать должный язык, вступая в полемику с теми или иными противниками, с оценкой силы или слабости человека, защищающего Церковь. Именно поэтому мы должны быть духовно сильными, интеллектуально подготовленными, особенно к открытым дебатам, и помнить, что очень часто по тому, что и как мы говорим, не просто судят о Церкви, но и используют слабые моменты наших выступлений для того, чтобы еще и еще раз ударить по делу, которому мы служим.

 

Хотел бы еще раз сказать, что ничего нового не происходит, особенно для людей старшего поколения. Может быть, молодежь воспринимает происходящее как некое новшество, но ведь люди старшего возраста все это помнят. Мы через все это проходили. Мы помним атеистические статьи, в которых правда смешивалась с ложью, в которых хулилось имя Божие, а духовенство оскорбляли так, что многие порой удивлялись, почему же после всего сказанного священнослужителей до сих пор в тюрьму не сажают? Все это было совсем недавно; и то, что сегодня эта тенденция продолжается, свидетельствует о том, что для Церкви нет спокойных времен и те, кто проповедует Христа, всегда будут подвергаться нападкам.

 

Конечно, наличие широкого информационного канала в Интернете сегодня усугубляет ситуацию. Но, с другой стороны, в этом есть и некий для нас вызов, который должен придать новые силы и новые импульсы нашему миссионерскому служению, в том числе в медийном пространстве.

 

Мы проходим через время Святого Великого поста, и я хотел бы еще и еще раз призвать всех вкладывать свои размышления - даже о самом грустном, неприятном, ранящем - именно в этот контекст великопостной жизни. Тогда силой благодати Божией мы укрепляем самих себя, оттачиваем свой ум, достигаем большей ясности в выражении своих мыслей и, верю, обретаем способность избегать ошибок, которые могут нанести вред Божиему делу.

 

В завершение я хотел бы сердечно поблагодарить всех тех, кто сегодня встал на защиту Церкви, ее святынь, на защиту доброго имени священнослужителей. Таких людей очень много. Может быть, не всегда они превалируют в интернет-пространстве, но именно на таких людях, которые не остались равнодушными, мы и должны сегодня строить наше взаимодействие со средствами массовой информации. Меня до глубины души трогает честность, мужественность позиции тех, кто достойно отстаивает интересы Русской Православной Церкви в это нелегкое время. Вот почему я хотел бы, чтобы сегодня главной темой у нас была тема нашей информационной стратегии.

 

Пресс-служба Патриарха Московской и всея Руси, 03.04.12

http://www.patriarchia.ru/db/text/2135410.html

.
 
см. также интересные ссылки:
http://rusfront2012.livejournal.com/6023.html "Новый виток борьбы с Православием"
http://conssrev.livejournal.com/15424.html "Утка c «квартирой Патриарха» - месть за реакцию РПЦ на выходку Pussy Riot"
http://www.segodnia.ru/content/107400 "Месть за реакцию РПЦ на выходку Pussy Riot"
http://rosinfonet.ru/politics/19456/ "Месть врага рода человеческого"
http://www.youtube.com/watch?v=uQwx8Bl5Egs "Гей-прайд требует снести Храм ХС. Свободу Pussy Riot?"