В минувшую субботу в Хабаровске скромно прошли похороны главы краевого управления федерального казначейства Елены Ганушкиной. Ее трагическую кончину окутали тайнами за семью печатями и самыми невероятными, противоречащими здравому смыслу версиями.

 

Что на сегодня знают хабаровчане о трагедии? Лишь то, что сообщили силовики на собранной наспех импровизированной пресс-конференции. Трудно припомнить столь оперативную попытку поделиться с журналистами — сама по себе это первая странность. Правда, рассказали нам немного.

 

В четверг рано утром госпожа Ганушкина приехала на стройплощадку к новому зданию управления по пер. Казарменному (что сразу за роддомом №2), где только начинаются отделочные работы. На стройку ее привез шофер на служебном автомобиле. Она поднялась наверх и... упала с крыши семиэтажки. Ее тело обнаружили строители, которые фактически проживают на данном объекте и находятся там постоянно.

 

Один из жителей близлежащего барака видел из окна, как с крыши падал человек. Он и сообщил об этом рабочим. Долгое время не могли вызвать «скорую помощь» - на объекте трудятся узбеки, которые не говорят по-русски. Случилась трагедия около 8.00. Приехавшие медики констатировали смерть г-жи Ганушкиной. Опознали ее по служебному удостоверению. Вот, пожалуй, и все.

 

Как рассказали в следственном отделе по Индустриальному району Хабаровска СКП РФ, в четверг утром Елена Ганушкина, перед тем как ехать на работу, прибыла с инспекцией на строительную площадку достраивающего здания краевого управления. «Хозяйка стройки», как ее тут прозвали рабочие, частенько приезжала на стройобъект и дотошно интересовалась всеми нюансами. В этот день она собиралась побеседовать со строителями и проверить все работы. По некоторым данным, подрядчик не успевал по срокам, и Ганушкина намеревалась поторопить строителей.

 

На стройку ее привез шофер на служебном автомобиле. Остался ли водитель ждать начальницу или уехал – не известно. Его свидетельских показаний журналистам не оглашали.

 

Довольно странным показалось и то, что в день трагедии единственный телеканал (Первое краевое телевидение - ИТА «Губерния»), вещающий на весь Хабаровский край, не сказал о нем ни слова. Деньги на телекомпанию выделялись и из бюджета края, ее сигнал идет вплоть до далекого севера — до поселков Иня, Арка, где всего две программы, а газеты приходят с опозданием в месяц. Допускаем, что и сейчас не все в крае слышали о смерти главного казначея.

 

Внезапная гибель Елены Ганушкиной поначалу выглядит нелепой. Это впечатление растет по мере ознакомления с деталями и версиями. Когда они стали сыпаться и от журналистов, и от следователей СКП в день ее смерти, показалось, что истины еще не прозвучало, а правоохранительные органы сделали все, чтобы напустить туману и окончательно всех запутать.

 

Между тем, уже само появление подобных версий и то немногое, что известно о значимости роли погибшей, рождает ощущение какой-то зловещей целесообразности в гибели госпожи Ганушкиной.

 

Итак, выскажем все версии. Выстроим их по мере появления.

 

Первая странная версия

 

Пока официально в СКП сообщают лишь о том, что проводят доследственную проверку, по результатам которой будет принято решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. Между тем, в УВД по Хабаровскому краю нам рассказали, что одной из основных версий является самоубийство.

 

Эта версия прозвучала самой первой от оперативников, которые побывали на месте происшествия. Как нам рассказали, г-жа Ганушкина приехала на строительный объект в 7.40, поднялась по лестнице на верхний этаж, вышла на крышу, нашла самую высокую точку на здании. Затем выбрала низшую точку на земле — спуск в подвал, поднялась по приставной лестнице на парапет (его высота достигает от 1,5 до 2 м) и якобы кинулась вниз. На крыше здания следователи потом обнаружили куртку.

 

Упала она с 20-метровой высоты на две продольные рельсы.

 

Однако мотивы такого самоубийства никто не понимает. Произошло ли оно на бытовой почве или на профессиональной? В следственных органах отвергли последнюю версию, так как ни по каким эпизодам уголовных дел глава казначейства ни в каком качестве не привлекалась. Ее даже не опрашивали по скоропостижно закрытому делу краевого министра Александра Кацубы. Напомним, сейчас идет проверка версии отмывки высокопоставленными чиновниками бюджетных средств. А ведь Елена Ганушкина до 1995 года была заместителем Кацубы.

 

«Проработав почти два десятилетия, пройдя трудовой путь от инспектора штатного отдела до заместителя руководителя краевого финансового управления, в 1994 году мне пришлось осваивать новую государственную службу – работу в органах управления федерального казначейства по Хабаровскому краю. Переход на новую службу состоялся у меня не в один день, некоторое время мне приходилось совмещать работу в крайфинуправлении и в казначействе», - писала в автобиографическом материале г-жа Ганушкина.

 

Кроме того, в книге «История развития казначейства в Хабаровском крае» под общей редакцией Елены Ганушкиной (Хабаровск, «Частная коллекция», 2009. – 192 с., тир. 500 экз.), в статье «Звездочки нашей команды», сама Елена Александровна пишет очень оптимистично: «Вообще я не умею вспоминать прошлое. Я его уже прожила и прочувствовала, а впереди столько перспектив! И каких!.. Поэтому рядом работает молодежь».

 

И еще цитата: «Хотелось бы рассказать о нашем ближайшем будущем... Мы строим для УФК по Хабаровскому краю свое, отдельное здание, это для нас радостное и важное событие. Новоселье мы будем отмечать всей нашей большой «звездной» семьей». Вы находите в этих строках свидетельства угнетенного состояния духа?

 

За день до трагедии, как нам рассказали рабочие стройки, Елена Ганушкина побывала на объекте. Выглядела и вела себя она, как обычно, была общительна, улыбалась.

 

Еще странный момент. Если человек задумал покончить с собой, станет он поднимать спозаранку своего шофера и просить подбросить к месту?

 

Вторая странная версия

 

Гибель по неосторожности. Эту версию высказал по телевидению (ДВТРК) уже вечером того дня замруководителя следственного отдела СУ СКП Индустриального района Илья Царьков. По его словам, Елена Ганушкина поднялась в здание закрыть окно, не удержалась и упала вниз.

 

Но разве куртку ее нашли не на крыше?

 

Третья странная версия

 

Следователи не исключают, что женщину могли с крыши сбросить. По информации источников в правоохранительных органах, рассматриваются две подверсии убийства – на бытовой почве и в связи с профессиональной деятельностью. У этой версии меньше всего видимых причин. Официально — нет вообще.

 

Хотя, невероятной она не выглядит. Как рассказали очевидцы (кто оказался в первую минуту на месте трагедии и имел медицинское образование), крови вокруг было мало для случаев подобных травм. Далее, на теле уже были заметны трупные пятна, а это значит, что с момента смерти могло пройти от 5 до 6 часов. Кроме того, на руке у женщины стрелки часов показывали 2 часа 30 минут...

 

Если отбросить мысль о том, что г-жа Ганушкина могла поехать на работу с неисправными часами, все эти детали, о достоверности коих, впрочем, нам судить сложно, указывают на то, что с крыши скинули уже мертвое тело — с целью инсценировки самоубийства, например.

 

Но в этом случае рождаются вопросы: кого же тогда привез утром на стройку водитель? Мертвое тело везти к месту, где постоянно находится много возможных свидетелей, опасно.

 

Труднее с мотивами. О характере работы казначея судить сложно, но очевидно, что она пересекалась с интересами множества влиятельных людей. Взять хотя бы такой момент. В прошлом году готовился некий «конкурс банкиров». Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю дали новые полномочия - выбирать банки для своих отдельных банковских операций. До той поры казначейство было завязано в основном на учреждения Центрального банка и Сбербанка, но вот получило возможность работать и с коммерческими. Елена Ганушкина предлагала банкирам загодя начинать готовиться к конкурсам.

 

В нынешнем году эта система заработала. Первые ее результаты пока не афишировались. Возможность влиять на результат конкурса, давать некие обещания, не выполнять их, отказывать — все это вполне могло послужить причиной убийства или доведения до самоубийства путем угрозы жизням родственников.

 

Семья Елены Ганушкиной — нарождающаяся банкирская династия — вполне могла послужить мишенью. Ее супруг, Сергей Ганушкин, является не только гендиректором телевизионного ООО «СЭТ», но и (с 2008 г.) входит в совет директоров «Далькомбанка». А сыну Дмитрию, утверждают источники, родители и вовсе «купили» Красноярский филиал «Урса-банка» (с 7 августа 2009 года стал частью МДМ-Банка).

 

Четвёртая странная версия

 

Эта - самая неправдоподобная. Есть мнение, что г-жа Ганушкина попала под действие программы защиты свидетелей. Ведь не случайно первые сообщения пестрели фразами: «Женщину опознали по служебному удостоверению». Если вместо нее с крыши скинули, к примеру, труп неопознанной женщины...

 

Тогда все почти сходится: и то, что г-жу Ганушкину привез водитель, и трупные пятна на теле, и попавшее всем на глаза удостоверение, которое женщины обычно носят в сумочках (а ведь даже куртка ее осталась на крыше), и похороны в закрытом гробу. Почему инсценировка сделана небрежно? Чтобы было видно, что это именно инсценировка — чтобы люди, против которых она могла бы дать показания, это поняли и стали допускать ошибки.

 

В пользу этой диковатой версии (да не обидятся на нас ее родственники) говорит то, что Елена Ганушкина — одна из немногих в крае, которую следователям и впрямь стоило уговаривать на это. Ведь она контролировала мутные финансовые потоки в Хабаровском крае более 15 лет.

 

Вряд ли мы скоро узнаем, какая из странных версий приближается к истине. Потому что, как это ни странно, на данный момент не дают никаких комментариев ни коллеги Елены Ганушкиной, ни руководство Хабаровского края.

 

Константин Пронякин,

Ирина Харитонова

«Хабаровский Экспресс», № 45.

 

Справка

 

Ганушкина занимала должность руководителя Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю с 23 января 1995 года. Экономист по образованию, она 19 лет работала в финансовом управлении администрации Хабаровского края, а в 1994 году перешла в казначейство, которое возглавила через год. В 1999 году Ганушкина удостоилась звания «Заслуженный экономист РФ», также ей был присвоен классный чин государственный советник Российской Федерации II класса. Замужем, есть взрослый сын и внук.