Юрий Сыромятников у памятника экипажу шхуны «Крейсерок», пострадавшего от рук вандалов
Юрий Сыромятников у памятника экипажу шхуны «Крейсерок», пострадавшего от рук вандалов

 
Похоже, центральной улицей Владивостока у нас теперь стал так называемый гостевой маршрут, по которому высокие гости города добираются от обновленного аэропорта до урбанизируемого Русского. И на этом-то маршруте только что проложенные дороги то осыпаются, как в случае с трассой Седанка - Патрокл, то бессильно проседают, как днями на Окатовой. Что касается негостевых (можно бы сказать - «хозяйских», но точнее будет - «бесхозяйственных») маршрутов, то на них все еще хуже. Даже если речь идет о Светланской - вроде бы главной улице. Более того, об исторической части Светланской, где расположены военно-морские памятники - забытые и, похоже, никому не нужные.
 
В районе остановки «Университет» к Светланской вплотную примыкает сад Морского собрания (сквер Матросского клуба) - когда-то популярное место отдыха горожан. Теперь сад больше напоминает заброшенный пустырь. Бетонные ограждения рассыпаются, деревья в непогоду падают. В самом Матросском клубе матросского уже ничего не осталось, здание выглядит мрачным и полумертвым. Памятники, расположенные в саду, страдают от вандалов и времени. Хотя они числятся за городом, городским властям до них дела почему-то нет. А может, чиновники попросту здесь не бывают, будучи всецело заняты гостевыми дорогами и какими-то своими, более важными делами?
 
Рассказывает Юрий Сыромятников, экскурсовод расположенного по соседству Военно-исторического музея ТОФ:
 
- Здесь в мае 1897 года был открыт памятник экипажу шхуны «Крейсерок». Она погибла в 1889 году в проливе Лаперуза, конвоируя американскую браконьерскую шхуну. Все не занятые по службе офицеры на открытии памятника должны были стоять в строю - и среди прочих стояли старший штурман ледокола «Надежный» Петр Шмидт и мичман с «Рюрика» Александр Колчак… Потом здесь стоял бюст Ленина, но в 60-х памятник экипажу восстановили. Это символическая братская могила моряков. В прошлом году вместе с казаками нам удалось восстановить на памятнике доску, покрасить, но вот месяца полтора назад «металлисты» ночью сшибли ядро со столбика ограждения, сделанного из орудийного ствола. Утащить не смогли, но для восстановления ограждения нужны сварочные работы. О произошедшем знает административно-территориальное управление Ленинского района, знает управление культуры Владивостока, но говорят - «земля не наша»… Здесь идет передача земли от Тихоокеанского флота к городу. В каком состоянии этот бюрократический процесс - непонятно, но сами памятники всегда были городскими, хотя стояли на флотской земле. Тем временем приближается День Победы, за ним - День Военно-морского флота…
 
Неподалеку стоит другой памятник - морякам-катерникам.
 
Памятник катерникам разваливается сам собой
Памятник катерникам разваливается сам собой
- Сначала этот памятник поставили в районе бухты Улисс, где базировались гвардейские торпедные катера. Потом, когда соединения расформировали, памятник по согласованию с администрацией города перенесли сюда - и забыли. Владивостокский климат всем нам хорошо известен. Плитка крошится, памятник потихоньку разваливается, - показывает Юрий Сыромятников.
 
Юрий Николаевич по мере сил присматривает за заброшенным садом Морского собрания и памятниками, хотя это не входит в его обязанности как экскурсовода музея ТОФ. Привлекает по возможности «шефов» - казаков, военных моряков - для уборки мусора, покраски… Все это делается на голом энтузиазме. А вот те, кто должен следить за этими памятниками по должности, почему-то о них не вспоминают.
 
Казалось бы, Светланская - центральная улица исторического Владивостока. В последнее время в городе появилось несколько новых скверов, и это хорошо, но до сада Морского собрания, который мог бы стать изюминкой морского города, никому нет дела. Хотя место просто дышит историей: рядом - только что открытая набережная Цесаревича, военно-исторический музей ТОФ (в этом здании - Светланская, 66 - в свое время жили такие легендарные личности, как руководитель Приморья Николай Пегов, командующий ТОФ Николай Кузнецов и другие флотоводцы), памятники Невельскому и морякам торгового флота… Но даже старый постамент от сдвинутого в сторону из-за строительства моста памятника морякам торгового флота до сих пор торчит нелепым зиккуратом неведомой религии, а в заброшенном саду Морского собрания памятники разваливаются самостоятельно и страдают от атак «металлистов». Мы уже не говорим о качестве дорожного покрытия на той же Светланской, напоминающей сегодня фронтовую дорогу, только что подвергшуюся авианалету.
 
Вспоминается недавняя история с погасшим Вечным огнем на Корабельной набережной: шел процесс передачи мемориала «Боевая слава ТОФ» от флота к городу, в результате чего обе стороны самым позорным образом от памятника открестились и огонь гореть перестал. После вмешательства вице-премьера Шувалова крайним назначили (и уволили) главного инженера «Приморского газа», который уж никак не мог быть виноватым в затянувшихся разборках между доблестными флотоводцами и не менее доблестными градоначальниками.
 
И в то же самое время та же самая городская власть демонстрирует похвальный патриотизм: решает установить во Владивостоке памятник Катюше из песни. Новые памятники - это хорошо. Но, может быть, о старых тоже следует помнить?
 
Или вот, из последних пресс-релизов администрации Владивостока: «Молодежь приведет в порядок места захоронений ветеранов и участников Великой Отечественной войны на Лесном кладбище во Владивостоке» - это о проходящей в городе гражданско-патриотической акции «Гордость». Благое дело, кто спорит, но почему-то об одних помнят, а о других забыли.
 
На днях мэр Владивостока Игорь Пушкарев заявил в радиоэфире, что его семья в День Победы присоединится к акции «Бессмертный полк».
 
Бывают бессмертные полки, а бывают забытые.
* * *
 
ПОД ТЕКСТ
Посетивший на днях Владивосток лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин подверг резкой критике деятельность администрации Игоря Пушкарева.

 
- У меня с собой айпад, я все фотографирую, чтобы меня не обвиняли в домыслах. Мы поехали на улицу Громова, там рядом проходит улица Куйбышева, которая представляет собой помойку. Ездить по ней невозможно без риска как минимум для автомобиля, а то и для водителя с пассажирами - раздолбанная дорога. Единственная альтернатива - двор дома № 12 на Громова, где идет постоянный поток машин, - поделился Митрохин с журналистами. - Этот ад продолжается уже несколько лет, за эти дороги отвечает мэрия, люди туда пишут, но все бесполезно, на все это господину Пушкареву наплевать. Он более внимательно относится к бесконечному перекладыванию бордюров, которые разваливаются через несколько месяцев, вместо того чтобы сделать проезд по Куйбышева.
 
Другой проблемный адрес, который также посетил Митрохин во Владивостоке, - ул. Ладыгина, 11:
 
- Там другая ситуация, тоже красноречивая с точки зрения анализа политики мэрии. Была придомовая территория, на которой планировалось создать спортивную площадку. Сейчас там стоит забор: этот участок господин Пушкарев отдал в аренду какой-то коммерческой структуре. У людей просто взяли и хапнули их территорию! Забор к тому же стоит на тротуаре, людям приходится ходить по проезжей части, а справа - мусор, который не убирается…
 
Сергей Митрохин пообещал привлечь к этим проблемам внимание властей Владивостока, а также правоохранительных органов. Для начала он написал послание мэру Владивостока на том самом заборе. Заметив на пресс-конференции, что в Москве незаконные заборы лично срезал болгаркой. Но во Владивосток болгарку не привез, поэтому ладыгинский забор пока цел.
 
Кузьмичев Егор,
«Новая газета во Владивостоке», №185,01.05.13
http://novayagazeta-vlad.ru/185/Obshchestvo/Bessmertniyzabitiypolk