По случаю впервые отмечаемого в России и ЕАО дня российского парламентаризма председатель Законодательного Собрания ЕАО Анатолий Тихомиров провел пресс-конференцию. Среди прочего он высказал такую мысль, что парламентаризм в России сформирован не до конца, потому что «по-прежнему медленно решаются задачи по дальнейшему разделению властей». Фраза сформулирована хоть и с чиновничьей осмотрительностью, но в принципе верно.
 
Дело в том, что главный принцип парламентаризма - подконтрольность и подотчетность исполнительной власти перед законодательной, в современной России не реализован. Это обстоятельство прекрасно осознают представители власти, вынужденные, в силу известных причин, облекать свои мысли в туманные фразы.
 
Вместе с тем, как руководитель областного парламента, Анатолий Тихомиров не может не знать политической истории России и, в частности, того факта, что вопрос о реализации основного парламентского принципа был поставлен как раз в безвременно скончавшейся первой Государственной думе.
 
...13 мая 1906 г. на заседании палаты, после прочтения правительственной декларации премьером И.Л. Горемыкиным, на трибуну Государственной думы буквально вскочил депутат-кадет В.Д. Набоков. Он гневно обличал бюрократическое правительство, закончив свою речь известной фразой: «Власть исполнительная да покорится власти законодательной».
 
С тех пор прошло почти 107 лет, но основной принцип парламентаризма так и остался пламенным призывом кадетского оратора-перводумца.
 
Выходит, что за целый век российская политическая система не приблизилась к парламентаризму и на йоту. Разница лишь в том, что век назад призывы парламентариев облекались в изящные формулировки ученых правоведов, а сегодня в удобоваримые чиновничьи формулы.
 
Исторический день
 
Вспомним, апрель 1906 г. В Российской империи уже более года продолжается первая русская революция, в дальнейшем названная В.И. Лениным «генеральной репетицией Октября». Еще не залечены раны Кровавого воскресенья, свежи воспоминания о восстаниях на броненосце «Кн. Потемкин-Таврический» и крейсере «Очаков». Позади Всероссийская октябрьская политическая стачка и жестко подавленное московское вооруженное восстание. Революция выдыхается, отступает с боями. Но на смену обескровленному пролетариату приходит многомиллионное российское крестьянство. Размах крестьянских выступлений поражает: практически вся центральная Россия оказывается на чрезвычайном положении. В этих условиях проходит избирательная кампания в первую Государственную думу.
 
День 27 апреля 1906 г., по воспоминаниям современников, в столице империи выдался на редкость солнечным и теплым. Празднично иллюминированный Санкт-Петербург готовился встретить народных избранников. Торжественное открытие первой в истории России Государственной думы началось с высочайшего приема в Георгиевском зале Зимнего дворца. С высоты своего престола царь Николай II обратился к народным представителям с тронной речью, в которой назвал депутатов «лучшими людьми земли русской». Но ни царские слова, ни блеск императорского дворца не подействовали на депутатов. Наоборот, ослепительная роскошь, расшитые золотом мундиры царских сановников, кружева и бриллианты знатных дам, снобизм императорского двора, произвели на народных представителей малоприятное впечатление. А крестьянские косоворотки, дешевые фраки провинциальных интеллигентов, серые рясы приходских священников явно не вписывались в интерьер Зимнего дворца. По мнению, царского министра финансов В.Н. Коковцова, в Георгиевском зале лицом к лицу встретились две России: Россия аристократическая и Россия простонародная.
 
Смущение, возникшее на царском приеме, было сглажено впечатлениями уличных сцен. Прибывших к Таврическому дворцу депутатов буквально на руках вносили в здание парламента. Казалось, что приветствовать народных избранников вышел весь Петербург. Но это было не так. Питерские рабочие, последовавшие призыву большевиков и других революционных партий, оставались 27 апреля на производстве. Однако заводские гудки Выборгской стороны и других пролетарских окраин в этот день практически не были слышны в центре столицы, где толпы людей приветствовали народных представителей.
 
Нельзя отрицать, что день 27 апреля 1906 г. оказался для современников историческим. Большинство людей верило в мирное парламентское решение назревших в России вековых проблем. Но очень скоро эйфория пропала, ибо стало понятно, что Дума не способна дать крестьянам землю, добиться политической амнистии, поставить под парламентский контроль царскую администрацию. Шло время, а депутаты могли только забалтывать государственные вопросы. Произошедший 13 мая конфликт между Думой и правительством И.Л. Горемыкина лишь усиливался и достиг апогея после думского разъяснения по аграрному вопросу в конце июня 1906 г. Фактически позиция палаты по вопросу о земле стала для нее роковой. 8 июля был подписан царский указ о роспуске Государственной думы. Таким образом, первый в истории России орган народного представительства просуществовал всего лишь 72 дня.
 
Что празднуем?
 
Когда наши власти принимали официальное решение о дне парламентаризма, мне было непонятно, что они собираются праздновать 27 апреля. Ведь очевидно, что первый дореволюционный опыт отечественного парламентаризма был весьма неудачным. Первая Дума была распущена через 72 дня, вторая - через 102. Затем после переворота 3 июня 1907 г. путем жестких ограничений в избирательном законодательстве правительству П.А. Столыпина удалось, наконец, собрать послушную буржуазно-помещичью третью Думу, которая проработала весь срок своих полномочий с 1907 по 1912 гг.
 
Четвертая Дума, избранная по такому же закону оказалась менее лояльной. Образовавшийся в ней т.н. Прогрессивный блок атаковал правительство не в самое подходящее время Первой мировой войны. В результате, буквально за несколько дней до Февральской революции, Дума была распущена. Однако это не помешало Временному комитету членов Думы возглавить революцию, которая привела к падению самодержавия. Примечателен даже тот факт, что принимать отречение царя отправился в Ставку никто иной, как депутат-монархист В.В. Шульгин.
 
Четвертая Государственная дума умирала медленно, несмотря на то, что некоторые ее члены неплохо засветились в дни Февраля. Увы, но массовое сознание тогда было приковано к другому фетишу парламентаризма и демократии - к Всероссийскому Учредительному Собранию. Поэтому в связи с началом выборов в конституанту Временной правительство распустило последнее охвостье четвертой Думы.
 
«Хозяин земли русской» - Всероссийское Учредительной Собрание, беспрецедентно избранное на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, собралось уже после Октябрьской революции. Большевистско-левоэсеровский Совнарком установил дату его открытия - 5 января 1918 г. Но, увы, и здесь история жестко обошлась с органом народного представительства. «Учредилка» была распушена на следующий день декретом Советского правительства. При этом не потребовалось даже разгонять «хозяина земли русской» силой оружия. Достаточно было знаменитой фразы матроса Железняка «караул устал», чтобы изнуренные продолжительным заседанием депутаты прекратили работу. Далее, охвостье Учредительного собрания, более известное как Комуч, бесследно сгинуло в огне Гражданской войны.
 
За семь десятилетий Советской власти в нашей стране мало задумывались об абстрактных принципах парламентаризма. Лишь в мае 1989 г., на закате перестройки собрался Съезд народных депутатов, более похожий на всесоюзное политическое шоу в онлайн режиме, нежели на парламент. А российский парламент, возникший в 1990 г., помог России стать «суверенной и независимой». Именно с тех пор мы отмечаем еще одну сомнительную дату - 12 июня. Из первого парламента «суверенной» России вышел наш первый «демократический» президент Б.Н. Ельцин. Но история опять зло пошутила над российским парламентаризмом. Именно «президент-демократ» приказал расстрелять из танков Верховный Совет Российской Федерации, вступивший с ним в конфликт. Трагедия октября 1993 г. до сих пор в памяти многих людей.
 
Однако, начиная с декабря 1993 г. мы имеем уже шесть Государственных дум с послушным Кремлю большинством, а потому ни разу не распущенных. Но с таким багажом стыдно праздновать день парламентаризма. Более того, вековой исторический опыт России говорит о том, что судьба парламентаризма и демократии у нас была печальна. Всякий раз, как народное представительство пыталось поставить под контроль исполнительную администрацию (в этом и заключается суть парламентаризма), его постигала незавидная участь. Думается, что российская история за сто лет так и не предоставила повода отмечать день парламентаризма.
 
Владимир Сахаровский,
магистрант РГПУ им А.И. Герцена.
Фото Владимира Иващенко.