Не секрет, что Дальний Восток – регион проблемный. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что с начала 1990-х годов регион покинуло около двух миллионов человек. То есть каждый пятый житель. Конечно, в последние годы темпы оттока населения снизились, но вовсе не из-за заметного повышения уровня жизни. По мнению специалистов, миграционный фактор по России в целом просто исчерпал себя – люди не видят перспектив для реализации своих приоритетов и социальных установок в случае перемены места жительства.  

     Однако люди не только покидают Дальний Восток. Находятся такие, которые приезжают сюда на постоянное место жительства. Как правило, это узбеки или таджики. Несколько менее популярен регион у кавказцев (азербайджанцев, дагестанцев, чеченцев) и у китайцев. А вот русские ехать вообще не хотят. Не привлекает их перспектива получать такую же зарплату, как в среднем по России, а за услуги ЖКХ, к примеру, платить в два-три раза больше.  

     Но не будем говорить о тех проблемах, с которыми каждый житель региона сталкивается ежедневно. Рассмотрим проблему, которая ещё только намечается. Бомбу замедленного действия. Речь пойдёт об исламизации Дальнего Востока.

    

Новый полпред

  

     На качественно новый уровень процесс вышел в ноябре 2005 года, в связи с назначением на должность полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиля Шамильевича Исхакова. Татарина, в прошлом уже проявившего себя как активного исламиста. Но не будем подробно останавливаться на личности нового полпреда. Отметим лишь, что ранее он занимал должность мэра Казани и к Дальнему Востоку никакого отношения не имел. О причинах такого выбора остаётся только догадываться, но очевидно, что с проблемами русского населения региона они не связаны. Искать причины назначения следует в отношениях федерального центра с руководством Татарстана, а также в планах по взаимодействию с ближневосточными исламскими государствами.  

     В этом свете примечателен следующий факт. Камиль Исхаков начал свою международную деятельность на посту полпреда с поездки в священный для мусульман город Мекку на саммит Организации Исламская конференция (ОИК) в качестве главы российской делегации. Напомним, что ОИК является крупнейшей исламской организацией, а Россия с июня 2005 года имеет в ней статус наблюдателя. О необходимости вступления РФ в ОИК заговорил в 2003 году Владимир Путин, мотивируя это тем, что «20 миллионов российских мусульман вправе чувствовать себя частью исламского мира». Также много говорилось о важности такого шага для дальнейшего строительства так называемого многополярного мира.  

     Кстати, именно участием в саммите объясняется дата смены полпредов в округе. Ведь никаких объективных предпосылок ни на Дальнем Востоке, ни в Татарстане для этого не было. Кадровая перестановка стала полной неожиданностью как для Исхакова, так и для предыдущего полномочного представителя президента в ДФО Константина Пуликовского.  

     Поэтому неудивительно, что Приморский край новый полпред впервые посетил лишь через месяц после визита в Мекку. При этом наиболее заметным итогом визита во Владивосток стало решение вопроса с выделением земли под строительство мечети. Вопроса, который местные мусульмане не могли решить ещё с 90-х годов прошлого века. По слухам, Исхаков просто заявил мэру Владивостока Владимиру Николаеву, что если тот не выделит землю под строительство мечети  в самое ближайшее время, то в кресле мэра долго не засидится. Причём место необходимо было выделить не где попало, а в оживлённом районе города. Мнение русских жителей района, выступающих против такого соседства, было проигнорировано.

  

  Строительство мечетей

  

     Оценивая первые итоги работы Исхакова на посту полпреда, можно утверждать, что массовое строительство мечетей – наиболее успешное направление его деятельности. Если на момент занятия им должности в Дальневосточном федеральном округе действовала всего одна мечеть – в Якутске, то сейчас ситуация следующая.

    

Приморский край

  

     В октябре 2006 года было завершено строительство мечети в Находке. Начато оно было ещё в 2004 году, но основная часть работ была выполнена в прошлом году при поддержке полпреда.  

     Весной 2007 года планируется начать строительство мечетей в Уссурийске и Владивостоке.  

     С датой начала строительства мечети в Артёме определённости ещё нет, но известно, что вопрос уже решается.

    

Хабаровский край

  

     В Хабаровске строительство мечети уже начато. Любопытно, что мечеть появится в воинской части № 33864 на месте старого медпункта. Занимаются строительством солдаты под руководством командира части полковника Амиршо Нурова, таджика по национальности. Завершить строительство планируется уже к лету этого года. Кстати, часть отличается ещё и тем, что значительное количество призываемых солдат родом с Северного Кавказа, из Бурятии и Тувы. Половина из них имеет судимость. Однако этой мечетью дело не ограничится. Камиль Исхаков требует возведения ещё одной, огромной (на 2000 мест), предназначенной для всех мусульман города. Хабаровские мусульмане уже давно добиваются выделения земельного участка под строительство, но ранее власти отвечали категорическим отказом.  

     В Комсомольске-на-Амуре строительство должно было начаться прошлым летом. Проект рассчитан на два года.

  

   Камчатская область

  

     Осенью 2006 года глава администрации Петровавловска-Камчатского Владислав Скворцов высказался в поддержку строительства мечети, предложив мусульманам самим выбрать один из двух земельных участков для строительства. Примечательно, что в 1998 году власти уже выделяли землю под строительство мечети, но в силу финансовых трудностей планы осуществить не удалось. Однако на этот раз таких проблем не будет. Заместитель губернатора области Наталья Пархоменко, выступая с заявлением по этому вопросу, отметила, что строительство мечети форсируется полпредом, который уже «очень много сделал для мусульманской общины региона». Помимо Исхакова, строительство мечети поддерживает принц Саудовской Аравии Сальман Бен Абдель Азиз Аль Сауд. Так что деньги найдутся.

    

Амурская область

  

     В Благовещенске мусульмане давно хотят построить мечеть. Начиная с 2001 года они несколько раз обращались к властям города с просьбой выделить землю под строительство. Но те участки, которые просили мусульмане, им под разными предлогами не давали. Впоследствии там появились автозаправочная станция, стоянка для машин, гаражи и офис одной благовещенской фирмы. Некоторые подвижки начались после визита в город в 2005 году чеченского имама Хамзата Одаева, члена Высшего духовного совета мусульман России. Более существенную поддержку проект получил в ходе визита Исхакова в город в феврале 2006 года. Однако дата начала строительства ещё неизвестна.

    

Сахалинская область

  

     Южно-Сахалинск выбран для строительства Исламского духовного центра - комплекса зданий, который, по замыслу инициаторов, способен превратиться в центр мусульманской религии всего Дальневосточного федерального округа. По официальной версии, назначение центра - препятствование распространению идей ваххабизма. Примечательно, что группа горожан недавно направила в СМИ сообщение, в котором выразила несогласие с планами строительства. Но можно не сомневаться, что их мнение будет проигнорировано и строительство начнётся в мае-июне этого года.

  

   Магаданская область

  

     Несмотря на то, что полпред неоднократно говорил о необходимости строительства в Магадане мечети и мусульманской воскресной школы, о ходе реализации этой идеи достоверной информации нет. Но с учётом того, что татаро-башкирское землячество уже получило шикарные аппартаменты на первом этаже вновь отремонтированной пятиэтажки и процветает за казенный счет, можно предположить, что мечеть просто находится на стадии проектирования. И что трудностей с реализацией проекта у мусульман не возникнет.

    

Якутия

  

     Строительство первой на Дальнем Востоке мечети – в Якутске – началось ещё в 1995 году. Однако открытие мечети произошло незадолго до назначения Исхакова на должность полпреда – в сентябре 2005 года. Таким образом, работы заняли 10 лет.  

     В городе Нерюнгри мусульмане приступили к строительству соборной мечети летом 2006 года. Завершение строительства планируется через 5 лет.  

     Помимо этого, планируется построить мечеть в «алмазной столице» - городе Мирном. Впервые местные мусульмане выступили с такой инициативой в 2004 году, однако власти города занялись решением вопроса только в 2006 году.  

     Также в прессе сообщалось о планах строительства мечети в Алдане, но подробности не разглашались.

    

Есть ли у Исхакова другие успехи?

  

     Как мы видим, в деле возведения мечетей Камиль Шамильевич преуспел. Однако легко догадаться, что формально основные функции полномочного представителя президента РФ  заключаются в другом. А именно, полпред должен заниматься кадровой политикой и вопросами национальной безопасности.  

     Какую кадровую политику проводит Исхаков – известно хорошо. Предпочтение отдаётся этническим татарам либо просто выходцам из Татарстана. Из последних примеров можно назвать назначение Алексея Чугунова главным федеральным инспектором по Камчатской области в январе 2007 года. Ранее Чугунов занимал должность главы администрации Ново-Савиновского района Казани. Однако бывают и исключения из правила. В частности, в сентябре прошлого года федеральным инспектором по Приморскому краю был назначен Сергей Ломаев – близкий к бывшему губернатору  Евгению Наздратенко человек, имеющий репутацию откровенного уголовника. По слухам, решающим аргументом в пользу столь неоднозначного кандидата стала взятка в один миллион долларов.  

     Что касается вопросов национальной безопасности в целом, то автор полностью согласен с выводами, сделанными на последнем заседании Совета безопасности РФ, посвящённом Дальнему Востоку. Заседание состоялось в декабре 2006 года, т.е. спустя год после назначения Исхакова. На нём президент Путин заявил, что ситуация в регионе представляет из себя «угрозу национальной безопасности». Как мы видим, здесь успехи полномочного представителя значительно скромнее тех, которых удалось достичь в деле массового строительства мечетей.

    

Что в перспективе

  

     Однако помимо формальных обязанностей, у полпреда есть особое задание от Владимира Путина. Процитируем самого Камиля Шамильевича: «Президент очень хочет, чтобы Дальневосточный регион стал более притягательным для людей, чтобы все, кто там живет, почувствовали себя лучше, чем сейчас, чтобы захотелось туда ехать и другим».  

     С учётом изложенного выше, достаточно очевидно, кому стало жить лучше и кто захочет сюда приехать. Лучше стало жить мусульманам и приехать захотят мусульмане, причём не из Татарстана, а из центральноазиатских республик и с Кавказа.  

     Любопытно, что изначально Исхаков планировал организовать переселение на Дальний Восток 18 миллионов человек. В том числе из Китая, как будто уже проживающих здесь сотен тысяч китайцев дальневосточникам мало. Однако планы быстро изменились с учётом существующих реалий и полпред официально заговорил о 40 тысячах переселенцев – «бывших соотечественников из стран СНГ». Но если добавить к этому широкий поток нелегалов, а также учесть высокий уровень рождаемости у этнических мусульман, то становится очевидным, что реальное их число будет расти значительно быстрее.  

     Уже сейчас в регионе живёт большое количество мусульман. Хотя, конечно, точных цифр не знает никто. Рассмотрим ситуацию на примере Приморского края. Согласно данным переписи 2002 года, в крае проживает около 25 тысяч этнических мусульман – татар, азербайджанцев, чеченцев, таджиков и др. По информации пресс-службы администрации края, численность мусульман составляет около 100 тысяч человек. А если верить словам имама Абдуллы, то и вовсе 200 тысяч получается, т.е. каждый десятый житель края.  

     Всего же в Дальневосточном федеральном округе проживает около 400-500 тысяч мусульман. Уже через 10 лет их количество должно увеличиться в два раза, а количество русских – сократиться до 4 миллионов человек. А через 20-30 лет русские вообще окажутся в меньшинстве, что неизбежно приведёт к росту межнациональной напряжённости, поэтапной реализации Косовского сценария, геноциду и кровопролитной гражданской войне на Дальнем Востоке. И вряд ли будут вспоминать добрым словом Камиля Шамильевича, Владимира Владимировича и саммит ОИК, участие в котором имело такое «важное значение для построения многополярного мира».  

 

Дальневосточное отделение «Северного Братства».