А. В. Болоняев за своим рабочим столом. Фото начала 1970-х годов.
А. В. Болоняев за своим рабочим столом. Фото начала 1970-х годов.

25 февраля 2012 года известному селекционеру-плодоводу Алексею Васильевичу Болоняеву исполнилось бы сто лет, а 24 июля его верному другу, жене и соратнице Надежде Алексеевне - 103 года. Вся их плодотворная деятельность была посвящена благородному делу - развитию садоводства в суровых условиях Дальнего Востока.

 

В 1932 году после окончания факультета плодоводства Саратовского сельскохозяйственного института Алексей Васильевич приехал по направлению в Приморский край. Работал в плодовом совхозе агрономом. Вскоре он познакомился с сотрудниками Суйфуно-Уссурийской плодово-ягодной опытной станции. Она находилась недалеко от совхоза. Через два года молодой специалист занялся научно-исследовательской работой по селекции яблони и груши.

 

В 1937 году Болоняев с семьей переезжаете Хабаровск. В Дальневосточном научно-исследовательском институте сельского хозяйства в этом же году он организует отдел плодоводства. С тех пор вся его трудовая жизнь связана с Хабаровском, ставшим центром селекции плодовых и ягодных культур на Дальнем Востоке.

 

В середине 1930-х годов широкое признание получили работы великого преобразователя природы И. В. Мичурина. По всей стране, в том числе и в нашем крае, в колхозах, совхозах, на пришкольных участках велась массовая закладка садов.

 

В те годы высаживали в основном груши, получившие на Дальнем Востоке названия - «лукашовки», «шурановки».

 

Возглавляя отдел плодоводства, А. В. Болоняев понимал, что сортимент плодовых и ягодных культур бедный, его нужно улучшать и расширять за счет выведения местных зимостойких сортов с высокими товарными и вкусовыми качествами плодов. И в первую очередь надо было начинать с яблони как с самой востребованной культуры. Эта задача была не из легких. Первые садоводы-энтузиасты пытались путем завоза на Дальний Восток из центральных и западных районов России акклиматизировать культурные сорта яблони. Но в Хабаровске и даже в южных, наиболее благоприятных районах Приморского края не удалось ввести в культуру ни одного и порайонного сорта. Завезенные культурные сорта не выдерживали зимних морозов, они повреждались «солнечными ожогами» в осенний и ранне-весенний периоды. Такие суровые условия могла выдерживать только дикая сибирская яблоня с очень мелкими несъедобными плодами. Она и явилась основой для выведения местных культурных сортов.

 

При скрещивании сибирской ягодной яблони культурными сортами получались гибриды первого поколения, так называемые ранетки. На следующем этапа улучшения ранеток ученый подбирал родительские пары: повторно скрещивал ранетки с крупноплодными сортами яблони и наоборот - крупноплодные сорта с ранетками. В качестве улучшителей использовал наиболее зимостойкие среднерусские и мичуринские. Результаты гибридизации не всегда радовали ученого. Например, от скрещивания ранетки с «апортом» было получено восемь тысяч гибридных сеянцев. После первой же зимы они все погибли. В иные годы из 30 тысяч гибридных сеянцев оставалось всего десять.

 

Постоянные потери приносили много огорчений, но настойчивый характер и трудолюбие не позволяли ученому опускать руки. Молодой эрудированный селекционер обладал большим терпением,он понимал, что получить новый сорт быстро нельзя. На это требуются годы и кропотливый труд. А. В. Болоняев, анализируя свои неудачи, постоянно искал новые подходы.

 

Почти одновременно с селекцией яблони мичуринец развернул обширные исследования груши. Ставилась задача по улучшению вкусовых качеств и лежкости плодов. Гибридизация уссурийской груши с западно-европейскими сортами позволила создать аналоги, отвечающие требованиям, - «яблоковидная», «ноябрьская», «хехцирская» и другие, которые нашли наибольшее распространение в Приморском крае.

 

В последние годы жизни Алексея Васильевича специалисты под его руководством занимались селекцией груши с привлечением китайских сортов.

 

В результате получено новое поколение плодов, по вкусовым и некоторым другим качествам значительно превосходящих даже груши «лукашовки».

 

В отделе плодоводства велась большая селекционная деятельность и по ягодным культурам. Настойчиво шла к новым сортам смородины и земляники Надежда Алексеевна Фаворская - жена Алексея Васильевича Болоняева. Ей удалось создать три сорта черной смородины: «бурая дальневосточная», «длинно-кистная», «сладкоплодная»; один сорт красной смородины - «скороспелая» и два сорта земляники - «супутинская» и «ранняя коралловая».

 

За 55 лет упорного труда Алексей Васильевич создал около сорока сортов новых полукультурок с плодами средней величины. Из большого разнообразия сортов яблонь, выведенных ученым, наибольшую ценность представляют: «амурское урожайное», «абориген», «авангард», «августовское дальневосточное», «амурское красное», «надежное», «налив амурский», «любительское», «антоновка восточная», «красномясое», «ребристое», «приморское», «бикинское», «хорское», «ранет Болоняев» и другие. Его сорта яблони и груши и в настоящее время занимают достойное место у садоводов-любителей не только Хабаровского края. Например, «абориген».

 

За выдающиеся работы по созданию новых сортов яблонь в суровых условиях муссонного климата А. В. Болоняеву была присуждена Государственная премия СССР, он кандидат сельскохозяйственных наук.

 

Лучшие сорта груш, выведенные ученым: «десертная», «дочь Амура», «ароматная», «дальневосточница», «памяти Болоняева», «приморская красавица», «хабаровская», «хехцирская», «яблоковидная» и другие.

 

Алексей Васильевич является автором теории и практики селекции яблони и груши. Его книги «Плодово-ягодный сад на Дальнем Востоке» и «Плодово-ягодные культуры Дальнего Востока» (выпуска 1949, 1957 и 1961 годов) являются основными учебными пособиями для специалистов по вопросам селекции и возделывания плодово-ягодных культур в местных сложных почвенно-климатических условиях. А всего им написано более тридцати научных статей, брошюр и книг. За вклад в науку и выведение местных зимостойких сортов яблони и груши, которые украшают суровую дальневосточную землю садами, А. В. Болоняеву было присвоено звание заслуженного агронома РСФСР, он был награжден двумя орденами «Знак Почета», золотой медалью ВДНХ, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

 

Вот уже 24 года как не стало Алексея Васильевича Болоняева. Многое изменилось в стране и у нас в крае. Садоводческие совхозы, общая площадь которых составляла более 1500 гектаров садов и ягодников, разрушены. Новые сады не закладываются. Разрушена и питомниководческая база. В крае практически нет сортовых маточных садов, чтобы выращивать чистосортный посадочный материал плодовых и ягодных культур. Нет и подвойно-семенных участков для заготовки семян.

 

В крае отрасль товарного садоводства просуществовала немногим более пятидесяти лет. Думается, надо поменять отношение к обеспечению населения посадочным материалом местных районированных сортов. Сейчас еще не поздно восстановить все сорта, выведенные учеными А. В. Болоняевым, Г. Т. Казьминым. Пройдет еще пять-десять лет, и намного труднее будет восстановить их наследие. В память о дальневосточных селекционерах в Хабаровске необходимо заложить небольшой коллекционный сад, в котором можно будет брать прививочный материал для выращивания саженцев. А памятник природы краевого значения «Сад Дальневосточного научно-исследовательского института сельского хозяйства» - назвать именем А. В. Болоняева.

 

Конечно, незаслуженно имя Алексея Васильевича Болоняева до сих пор не увековечено даже мемориальной доской на доме, где он жил. Ученый-селекционер всю жизнь посвятил благородному делу, внес достойный вклад в создание надежного сортимента яблони и груши в суровых условиях. Он своим трудом обновил дальневосточную землю.

 

Раиса Василькевич, агроном-садовод,

«Приамурские ведомости», №23,05.03.12

------------

 

Феномен Алексея Болоняева

 

Многие садоводы, выращивающие яблоки и груши, на вопрос: какие они предпочитают сорта? - отвечают: Амурское урожайное, Абориген, Антоновка восточная или Дочь Амура, объединив их общим названием - «Болоняевские». Их создатель - дальневосточный селекционер плодовых культур Алексей Васильевич Болоняев, 100-летие со дня рождения которого сегодня отмечают садоводы.

 

Известно, что Болоняевым создано более 50 сортов яблони и груши, что в далеком 1952-м году он получил Сталинскую премию «за выведение новых морозостойких и урожайных сортов яблони для Урала, Сибири и Дальнего Востока», которые включены в Государственный реестр селекционных достижений СССР, награжден двумя орденами, а его книги о плодовых культурах до сих пор пользуются популярностью у садоводов-любителей.

 

На опытном участке лаборатории плодоводства Дальневосточного института сельского хозяйства Алексей Васильевич с 1936 года и до конца жизни (умер А.В. Болоняев в 1988 году) выращивал тысячи растений. Масштаб крупного НИИ! А Болоняеву зачастую приходилось рассчитывать только на свои силы.

 

Если корифеи садоводства Петр Шуранов, Артемий Лукашов скрещивали дички, то заслуга Алексея Васильевича в том, что он создавал деревья-сады на основе сибирской ягодной яблони, не имеющей себе равных по зимостойкости, переувлажнению и засухе. Прямые ее гибриды от европейских сортов, так называемые ранетки, послужили ему «матрицами». А груши явились на свет благодаря скрещиванию уссурийской груши, «лукашовок» и  «шурановок» с западными образцами. Метод отдаленной гибридизации, разработанный И.В. Мичуриным, он блестяще воплотил в жизнь. «Чувство растения» было развито у Болоняева, как ни у кого другого.

 

Трудно создать сорт даже однолетней культуры. Но создавать сорта многолетних растений и добиваться их признания значительно труднее из-за длительности процесса. До недавнего времени на выведение сорта яблони уходило до 50 лет! Благодаря подвижническим усилиям Болоняева этот период сократился до 30 лет. Но и эти годы - долгий срок.

- Сорта яблони Амурское урожайное, Абориген, Августовское дальневосточное по величине плодов не уступают крымским, - представляет болоняевское наследие заведующий лабораторией плодоводства ДальНИИСХ Олег Михайличенко. - Вкус сладких, сочных, красивых яблок оценивается на пять баллов. На пятый год посадки они могут давать урожаи до 100 центнеров с гектара!  

 

А сорт Пепин Амурский получил свое название за неповторимый вкус и удивительную способность дерева ежегодно формировать урожай и обильно плодоносить.

 

Отменно плодоносит Антоновка восточная, плоды которой хранятся в свежем виде до февраля.

 

Вспоминает дочь Болоняева Людмила:

 

- Чтобы попасть на Дальний Восток, отец после окончания института в Саратове поменялся распределением со студенткой, которая уехала на юг, а он на край земли. Жизнь была трудная, ему пришлось поднимать младших брата и сестру. Отец был влюблен в природу, он любил все, что растет на земле.  

 

Увлекался рыбалкой и охотой. Любил шахматы. Однажды друзья преподнесли ему шахматную доску, на которой была табличка с шутливой надписью: «Среди первых в науках, доколе ж, доколе, ты будешь не первым на шахматном поле!»

Сад на улице Краснодарской, которому он отдал полвека, в сущности, был его домом. Ну, где вы найдете ученого, который сам бы заливал фундамент, был в своем саду и за рабочего, и за тракториста, и за снабженца? Ни один раз поклонился каждому саженцу, удаляя появляющиеся из почек побеги подвоя, побывал около каждой гибридной формы, отмечал уровень плодоношения, делал записи в журнале о необыкновенной окраске и форме плодов, затем собирал их, фотографировал, определял массу,  описывал, дегустировал на вкус и какую-то часть сохранял для определения лежкости.

 

Приобрел на государственную премию пианино для детей, а жене - шубу. Когда ему предложили пост директора института сельского хозяйства, то он от него отказался. Разводил пчел, с которыми разговаривал, а его мед был необыкновенного вкуса и аромата… Умел распознавать таланты в учениках, принимать их и понимать. А самое главное, в нем было то, что «несовременно» по сегодняшним меркам. Высокое состояние, когда человек живет постоянным напряжением духовного в себе.  

 

Яблоневый сад Болоняева красив в любую пору, особенно в период цветения. Алексей Васильевич мечтал о том, чтобы Хабаровск и его окрестности утопали в садах. Его мечта сбылась. Его яблони и груши перешагнули в третье тысячелетие.

 

У садоводов, всех, кто помнит и любит Алексея Васильевича  Болоняева, особое предложение: давайте установим мемориальную доску в Хабаровске тому, кто всей своей жизнью доказал, что в нашем суровом краю земля может щедро одаривать радостью, не привезенной из краев благодатного тепла, а выращенной у нас.

 

Александр Савченко,

«Тихоокеанская звезда», 25.02.12

.