«Год назад в газете «Тихоокеанская звезда» была опубликована  статья председателя Комсомольского-на-Амуре отделения  Российского общества «Мемориал» М. Кузьминой  «Ну, почему мы не китайцы!» о проблемах, возникших при установке в Комсомольске-на-Амуре памятного знака  жертвам политических репрессий.

 

В 1990 году «Мемориал» установил временный памятный знак (закладной камень). Властями города было принято решение об установке постоянного памятного знака в 1992 году. Не дождавшись, пока власти выполнят свое решение, «Мемориал» взялся за установку постоянного памятного знака.

 

В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий, который отмечается 30 октября, мы  помещаем  новую статью М. Кузьминой в продолжение затронутой ранее темы.

 

«Нагадили - и в кусты…»

 

В. Михалев
В. Михалев

Наша публикация в «ТОЗе» вызвала определенную реакцию. Хабаровский «Мемориал», например,  возмущенный  тем, что  мы,  устанавливая памятный знак общегородского значения, должны  заплатить за аренду земли, на которой будет  он установлен, обратился к председателю комитета по социальной защите краевой думы депутату Е.Г. Сидюркину.  А тот попросил главу города В.П. Михалева  разъяснить ситуацию вокруг памятного знака.

 

В ответе  главы  города  были  перечислены  все этапы, которые должен проходить каждый, кто  собирается что-либо построить (см. ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ)  с оптимистической концовкой:

 

«Администрация города во всех этапах проявляла заинтересованность и готовность к сотрудничеству…»

 

Тогда почему эту «готовность и заинтересованность»  пришлось выбивать из администрации при помощи городской  прокуратуры и губернатора края?

 

Проблемы, поднятые в статье, не решены.  Поскольку строительство памятного знака перешло на второй год, нам  надо было снова брать разрешение на него на аренду землю под  памятный знак. Просьба наша о безвозмездной аренде была проигнорирована: мы заплатили еще раз. Сейчас строительство переходит на третий год…

 

Перспективы дальнейшего строительства у нас не радостные. В этом году  сделали только основание (фундамент) памятного знака. За те годы, пока мы оформляли разрешительные документы, в финансовой сфере произошли сдвиги не в лучшую сторону для предпринимателей, в том числе, и для нашего инвестора. Тех средств,  на которые ранее предполагалось построить весь  памятный знак, теперь хватит только на  пилоны. Колокол и контррельеф, скорее всего, будут ждать нового инвестора.

 

Но о главной реакции нашей администрации на эту статью умолчать  просто нельзя, потому что  это событие -  беспрецедентное.

 

29 октября  2010 года  в «Тихоокеанской звезде» был опубликован материал «Ну почему мы не китайцы!»

 

На другой день, 30 октября, который является Днем памяти жертв политических репрессий, придя к памятному знаку к 12 часам, члены правления «Мемориала» (и я в том числе) увидели группы растерянных людей. Около памятного знака уже стояла корзина с цветами. Не было ни представителей администрации, ни СМИ, ни милиции.

 

Оказывается, что за день до этого события реабилитированным и пострадавшим от репрессий лицам звонили  и от имени администрации города приглашали придти на торжественный митинг  памяти жертв репрессий   в 11 часов.  Это при том, что в  течение девятнадцати лет время церемонии у памятного знака оставалось неизменным – 12  часов.

 

В результате нескольких месяцев переписки выяснилось, что обзванивание   производили сотрудники  филиала Комитета по социальной защите населения, который сейчас является краевым подразделением  и к администрации города отношения не имеет. Обзванивали  в свое рабочее время по просьбе управляющей делами администрации города  Л.В. Датской. Из   1200 реабилитированных и пострадавших от репрессий лиц, состоящих  на учете, обзвонили 350.  На вопрос, по какому принципу обзванивали, мы ответа так и не получили.

 

На заседании правления  отделения «Мемориала»  этот выпад администрации  был назван плевком  в души тех, кого отсекли от торжественной церемонии.  Среди тех, кто пришел к 12 часам, были, например,  люди, специально приехавшие из  пос.  Солнечный.

 

В письме к главе города В.П. Михалеву мы спросили о причинах переноса времени церемонии и просили назвать  инициаторов  и организаторов этого явления.

 

Глава города ответил:

 

«…на  Ваше обращение в адрес главы города сообщаю следующее:

 

30 октября 2010 года в 11.00 часов  на Мемориале жертв    политических репрессий состоялась торжественная церемония  возложения цветов к памятному знаку.

 

День памяти  жертв  политических репрессий в муниципальном  образовании городском округе «Город Комсомольск-на-Амуре» проведено  в соответствии с планом  мероприятий, согласованным с КГУ «Центром социальной  поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре…»

 

Ответа нет.   Нагадили и – в кусты.  На повторный запрос  вообще ответа не пришло.

И что же там  в  плане мероприятий?

 

Ранее,  тех мероприятий, которые проводились всегда, было достаточно.  Это  Минута молчания  (которую администрация и СМИ  упорно называют «торжественным митингом»), возложение цветов, зажжение свечей.  Раздача  печатной продукции,  выпускаемой  Российским обществом  «Мемориал» и его  городским отделением.  Со стороны администрации отвечал за День памяти отдел   соцзащиты (который сейчас переведен в структуру края). В  прошлом  году, если я правильно поняла, ответственность возложили на  управляющую делами.

 

Памятный знак жертвам репрессий (временный) после побелки — в анфас...
Памятный знак жертвам репрессий (временный) после побелки — в анфас...

...и профиль.
...и профиль.

Теперь же в  перечне мероприятий оказался  стандартный набор для «красных дней календаря»: книжные выставки, уроки памяти, тематические  пятиминутки, городской кубок осени по футболу  и кубок города по плаванию, посвященные  Дню памяти жертв репрессий  (если и проводились, то для кого и где озвучены их результаты?). Организаторам все равно – День ли это Физкультурника или День памяти жертв репрессий.  Не хватало  коронного номера нашей администрации  – шествия по городу в память…

 

Единственный пункт, который показался уместным - «Провести благоустройство мест захоронения жертв политических репрессий»   Речь идет о могилах  реабилитированных на действующем кладбище «Старт».

 

Узнав о таком пункте, один из родственников  реабилитированных обратился к заместителю главы Ю.В. Есипову с просьбой  назвать, чьи могилы были благоустроены,  в надежде, что могила его родственника попала в этот список.  Тот ответил, что в соответствии  с планом мероприятий  «…Производится уборка и благоустройство мест захоронения жертв политических репрессий на почетном квартале  кладбища  в мкр. Старт. В 2010 году работы там были выполнены на сумму 42 тыс. руб.»

 

Тогда мы в свою очередь спросили Юрия Владимировича, а какое отношение имеют жертвы политических репрессий к  «почетному кварталу», где хоронят чиновников администрации. И попросили назвать конкретно хотя бы несколько благоустроенных могил реабилитированных за последние годы.

 

В ответе Ю.В. Есипова «почетный квартал» уже не упоминался. Что касается благоустройства, то «могилы должны содержаться лицами, ответственными за места захоронения, т.е. теми лицами, на чье имя выдается удостоверение о захоронении» (то есть, родственниками).  Но родственники  содержат  могилы и без планов мероприятий администрации.

 

Кроме  того, мы обнаружили, что   наш памятный знак  аккуратно побелен с лицевой стороны (граница побелки проходит по  боковым сторонам камня). Скорее всего, это сделали коммунальные службы по  распоряжению  администрации.

 

Смысл  памятного знака в его цветовом решении – «Черный камень на красной земле». Это - природный камень темного цвета, добытый заключенными комсомольских лагерей в каменных карьерах. Покрашенный и побеленный камень – уже не символ (милиция отказала нам  в поисках   виновников).

 

Короче говоря, власти Комсомольска основательно «присосались», и морально, и физически,  к памятному знаку, установленному  общественной организацией, как к своей собственности, вместо того, чтобы выполнить принятое  решение по установке постоянного памятного знака  жертвам политических репрессий.

 

В условиях всеобщей коммерциализации не пора ли нам брать плату с администрации за использование  нашего памятного знака?

 

М.Кузьмина,

председатель Комсомольского-на-Амуре отделения российского «Мемориала».

----------------

 

Ну почему мы не китайцы!..

 

В мае в Хабаровске проходил 14-й дальневосточный фестиваль «Зодчество-2010», на который архитектурно-проектная фирма «Рапид» представила в числе других проект «Монумент жертвам политических репрессий в г. Комсомольске-на-Амуре».

 

Проект получил диплом в номинации «Дизайн интерьеров и городской среды». Как на деле реализуется этот проект?

 

Временный памятный знак жертвам политических репрессий был установлен в г. Комсомольске 21 октября 1990 года общественной организацией «Мемориал», то есть нами.

 

Горисполкомом же было принято решение № 238 от 16.10.90 г. о том, что постоянный памятный знак власти города установят к 12 июня 1992 года.

 

В 1997 году «Мемориал», который так и не дождался исполнения администрацией своего постановления, получил предложение от одного из предпринимателей, отец которого был репрессирован, о финансировании установки памятного знака за счет средств его предприятия. Мы начали оформление документов, но дефолт 1998 года помешал осуществлению этого предложения.

 

Годы шли, а администрация города, судя по всему, и не собиралась выполнять свое постановление.

 

В 2007 году «Мемориал» снова получил предложение от того же предпринимателя, вставшего на ноги, установить памятный знак на свои средства.

 

В январе 2008 года (обратите внимание на дату!) мы приступили к оформлению документации. Архитектурно-планировочная фирма «Рапид» (руководитель В.Н. Редколис) безвозмездно выполнила проект памятного знака. Место было определено там же, где стоит временный памятный знак, - в сквере около здания народного суда.

 

Полтора года мы вели переписку с администрацией по вопросу этого места и разрешения на проектирование.

 

В конце апреля 2009 года все материалы по проектированию были согласованы. Проект памятного знака опубликован на обложке книги «Свет и тени «Мемориала», вышедшей к 20-летию нашей организации.

 

Потом начался второй период - получение разрешения на строительство.

 

Как сообщил нам в июне 2009 года зам. главы администрации города (теперь уже бывший) Ю.П. Роженцев, АПУ (архитектурно-планировочное управление) обратилось в отдел культуры администрации города с предложением оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в сквере Дома правосудия с тем, чтобы делегировать это право «Мемориалу». То есть вопрос перешел в стадию решения в недрах администрации и застрял там.

 

Скорее всего, отдел культуры отбивался от участия в установке памятного знака.

 

В октябре 2009 года мы обратились к прокурору города В.Е. Пахомову с заявлением о нарушении законодательства администрацией нашего города, выражающемся в том, что мы четыре месяца не получаем ответа (при сроке в один месяц).

 

Прокурор города попросил «уважаемого Владимира Петровича» разобраться с ситуацией.

 

В ноябре 2009 года Ю.П. Роженцев сообщил нам, что на период строительства памятного знака мы должны взять землю в аренду. Не только оформить кучу документов для получения ее, но еще и заплатить за нее.

 

Ну не абсурд ли: общественная организация, денег не имеющая, ставит памятный знак общегородского значения (вместо администрации, нарушившей свое постановление) своими силами, а город не может дать ей безвозмездно клочок земли размером 10 на 10 квадратных метров.

 

За аренду земли председатель отделения «Мемориала» заплатила из своей пенсии.

 

30 марта 2010 года мы сдали так называемый пакет документов в администрацию города.

 

Не получив ответа, в начале июня мы обратились к губернатору края В.И. Шпорту с просьбой о содействии.

Видимо, содействие было оказано, потому что в начале июля Ю.П. Роженцев провел совещание по вопросу организации строительства памятного знака (подключение к электросетям, воде и др.).

 

Оказывается, разрешение на строительство было подписано 21 апреля. Почему же мы получили его спустя два месяца? А потому, что оно пролежало в АПУ.

 

Через три недели выяснилось, что Роженцев ушел в отпуск. Его зам И.Ф. Щербаков после нашего напоминания в начале августа снова провел совещание, на котором нам было предложено предоставить ГИБДД схему въезда на территорию сквера, где должны ставить памятный знак.

 

Сквер находится на пересечении пр. Ленина и ул. Кирова (а через дорогу от него место, где ООО «Чародейка», уничтожившее более 650 деревьев, строит торговый комплекс).

 

В 1980-е годы, когда сквер благоустраивали, специально сделали въезд в него со стороны перекрестка улиц Кирова-Ленина. В 1990-е годы «Мемориал» пользовался этим въездом для установки временного памятного знака (камень). И впоследствии, вплоть до последних дней, туда въезжают машины спецавтохозяйства.

 

В этом году мы бы еще успели сделать основание памятного знака, для чего двумя самосвалами надо было завезти на территорию сквера песок и пескогравий, грузовиком-пятитонкой - столбы для свай и опалубку. А также въехать буровой машине для 3-часовой работы.

 

Но… полтора месяца мы вели переговоры с ГИБДД, которая запретила нам пользоваться специальным въездом «в целях безопасности движения». ГИБДД предложила нам пробить проезд со стороны улицы Кирова. Для этого надо: разобрать или разрушить поребрики на проезжей части, разобрать или разрушить металлическую ограду сквера, спилить огромные деревья. Потом все это надо восстанавливать. Территория со стороны ул. Кирова в сквере заболочена и с ямами. Ее нужно отсыпать, чтобы проехала груженая машина. Для этого надо 60-70 куб. м щебня. За все надо платить. У инвестора есть деньги только на памятный знак.

 

Мы обратились в краевую ГИБДД, но даже при получении положительного ответа (что вызывает сомнения) в этом году приступить к строительству мы уже не сможем. А в ноябре кончается аренда земли. Нужно ее продлевать, то есть опять надо платить…

 

Президент России Д. Медведев в обращении к народу сказал: «…30 октября - это День памяти о миллионах искалеченных судеб. Память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах».

 

По вопросу памяти о национальных трагедиях мнение властей Комсомольска-на-Амуре расходится с мнением президента. Ни в одном муниципальном образовании края нет такого пренебрежительного, если не сказать хуже, отношения к увековечиванию памяти жертв политических репрессий, как в Комсомольске-на-Амуре.

 

В 2000 году нам было отказано в установке памятной доски музыканту с мировой известностью, два года отбывавшему срок заключения в Комсомольске, - Эдди Рознеру.

 

В течение трех лет «Мемориал» добивался установки памятной доски известному русскому поэту Николаю Заболоцкому, пять лет жизни которого прошли в заключении в Комсомольске. Городские думы двух составов отказывались даже рассматривать вопрос об установке памятной доски Заболоцкому.

 

Но при этом городские власти ежегодно 30 октября «отмечаются» у памятного знака жертвам репрессий, установленного общественной организацией.

 

Кстати, в отличие от памятного знака жертвам репрессий, на главном проспекте города, около гостиницы «Восход», в рекордно короткий срок был установлен памятный знак «Нерушимая дружба» - подарок китайского города-побратима (что-то вроде гигантских красных перьев).

 

Согласно документам администрации города, разрешение на строительство китайского подарка было дано в декабре 2007 года, а прием готового изделия состоялся в феврале 2008 года. Срок действительно рекордный. Кстати, площадь земельного участка, предоставляемого в безвозмездное срочное пользование, - 8314 кв. метров.

 

Но интересно следующее: в июле 2007 года в газете «ДВК» была опубликована фотография уже установленного китайского подарка на пр. Первостроителей и информация об этом событии.

 

Если кто не понял: сначала построили, потом получили разрешение на строительство (могут же, когда захотят!). И деньги на установку китайского знака нашлись, согласно смете расходов - 2,8 млн. рублей.

 

Как после этого не воскликнуть: «Ну почему мы не китайцы!»

 

М.Кузьмина,

председатель Комсомольского-на-Амуре отделения российского «Мемориала».

 

«Тихоокеанская звезда», 29.10.10

http://www.toz.khv.ru/newspaper/arkhiv/2010_10_29_nu_pochemu_my_ne_kitaytsy_/

.