Строить солидное и вечное из мрамора стремились еще в древние времена. (Римский император Октавиан Август, например, ставил в число своих достижений то, что он  принял Рим кирпичным, а оставит – мраморным. В нашу эпоху пожизненный президент Туркменистана (недавно умерший) Сапармурад Ниязов одел в мрамор не только столицу, но и родную деревню). Поклонником мрамора является и глава администрации Ленинского района ЕАО Сергей Лаврук. В райцентре, похожем на небольшой городок, облицовку из благородного мрамора получили офис суда,  школа, магазин. А скоро визитной карточкой приграничного села станут отделанные мрамором фонтан и православный храм.

С. Лаврук
С. Лаврук


Правда, и местные прихожане, и  даже атеисты не согласны с решением властей отдать подряд на сооружение культового объекта иностранцам. Ведь исстари на Руси ведется, что церкви  и соборы строятся на пожертвования верующих и – всем миром.  Их протест с десятками подписей был даже опубликован в районной газете «Амурская нива». Решиться на подобный шаг, чреватый, прямо скажем, многими неприятностями, заставило недовольство многих жителей сложившейся практикой финансирования «престижных» строек. Например, средства на сооружение мраморного фонтана поступают из внебюджетного фонда.  По закону внебюджетные фонды создаются решением представительных органов, а поступление добровольных пожертвований  и расходование денег находится под постоянным и гласным контролем.  

Ничего подобного нет в селе Ленинском: имя распорядителя фонда держится в секрете, а пополнение его счета – дело далеко не добровольное. Например, за каждого  приглашенного на работу гастарбайтера  здешние  бизнесмены или фермеры были «обязаны» платить дополнительно к госпошлине по 4 тысячи рублей в этот самый внебюджетный фонд. Уплатившим «оброк» обеспечивался  режим наибольшего благоприятствования.  

Местную власть не смущало, что создавшееся положение «ты мне, я – тебе» вполне подходит под определение коррупции, она пошла и на другие нарушения. По поддельной печати службы единого заказчика было выдано 105 приглашений, обеспечивших  теневому фонду почти полмиллиона рублей. И сейчас даже компетентные органы не могут ответить на вопрос: сколько же в районе находится законных, а сколько «левых» гастарбайтеров.  

Вопрос этот – не риторический. На фермерских полях района – и это ни для кого не секрет -  китайских сезонных рабочих трудится больше, чем местных жителей.  Чем обрабатывают они посевы на плантациях  тоже не тайна:  агрохимикатами  бензольной группы. Завозят запрещенную к применению на территории Российской Федерации отраву контрабандой  на моторных лодках, а также вполне легально, через таможенные рогатки, в упаковках из-под стирального порошка. Некогда экологически чистые овощи и ягоды, выращенные в теплицах  и на полях Ленинского района,  стали опасными для здоровья: после употребления их в пищу запросто можно стать пациентом областной инфекционной больницы. Но этот факт не смущал ни дарителей, ни получателей взносов во внебюджетный фонд, существование которого так и оставалось бы за семью печатями. Если б не одна заминка: один из самых уважаемых фермеров в районе делать взнос (а, возможно, и давать взятку) отказался.

Тайное стало явным, и нужно было отвечать на законный вопрос: на какие средства сооружаются мраморные объекты в районном центре? Ответственные работники районной администрации как в рот воды набрали. Пришлось особо любопытным обращаться в районное Собрание депутатов, в Законодательное собрание области. Тогда последовал ответ главы района Сергея Лаврука:  его строительство будет осуществляться  силами и средствами муниципального образования «Ленинское сельское поселение Ленинского муниципального района ЕАО». Такое вот длинное название ныне у села, но вот средств в его бюджете от этого нововведения не прибавилось. Даже если и проводился конкурс на строительный подряд, и его выиграло фермерское хозяйство «Надежда», ни денег, ни строки в бюджете поселения не было и нет. О чем и пришлось, после долгого молчания, признаться главе села Александру Горланову. Правда, дать ответ, а значит, и уличить главу района в заведомо ложной информации,  он был вынужден  по настойчивому совету областной прокуратуры.  

В том, что ручеек «поборов» может утекать и мимо внебюджетного фонда, в карманы приближенных к распоряжению фондом лиц, уверены многие жители райцентра. Потому что на их глазах в центре села строится один двухэтажный особнячок, именуемый «зоной отдыха».  К объекту, расположенному на земельном участке, выделенному вполне законно главе района Сергею Лавруку,  заблаговременно – за счет районного бюджета – подведена линия электропередачи. Сооружается объект из добротного бруса, свезенного сюда  после разбора зданий музыкальной школы и военкомата. В особняке главы района  есть помещения для игры в бильярд и настольный теннис, комнаты отдыха, сауна и джакузи. И некоторые апартаменты – не мелочиться же! - отделаны мрамором. И тут вполне резонно приходит на память законопослушным налогоплательщикам старинный анекдот, когда винодел, на вопрос «чем отличается коньяк с тремя звездочками от коньяка с пятью звездочками?» отвечает: «сам не знаю, из одной бочки лью!»

Разливает Сергей Лаврук щедрой рукой, но только избранным или родственникам. Под свое крыло, говорят, он, кровных своих,  собрал их почти два десятка. Племяннику Гудову, например, глава района за какой-то год  обустроил фермерское хозяйство порядка пяти тысяч гектаров пахотных угодий. В его распоряжение попал муниципальный гараж ЖКХ, сельхозтехника и оборудование. Молодой семье другого племянника, лейтенанта милиции Максима Лаврука, обеспечена государственная субсидия на льготное приобретение квартиры, хотя у его супруги, дочери районного прокурора, в областном центре есть благоустроенное жилье. Приставлены к местечку  и обеспечены жильем остальные родственники. И нет в Ленинском муниципальном районе ни одного неподконтрольного главе органа, чтобы проверить упорные слухи о якобы имеющихся у Сергея Лаврука двух квартир в Хабаровске и иной недвижимости. Пытались, и не раз, депутаты районного Собрания учредить при представительном органе счетную палату, да их инициатива натыкалась на противодействие главы исполнительной власти. Тем более не нужны ему контролеры в нынешнем году, году Китая в России, когда поток рабочей силы с другого берега обещает возрасти.

 

А в это время…

Строительство моста через Амур у села Ленинского упомянуто в протоколе визита главы правительства РФ Михаила Фрадкова в Пекин.  В ближайшее время могут стать реальностью и планы и по модернизации ведущей в район от Биробиджана железнодорожной ветки, что сулит райцентру новые перспективы. Вот только в селах муниципального района  увеличивается количество домов без крыш и окон – каменные жилища, построенные в 70 и 80 годы прошлого века для переселенцев, остаются без хозяев. Перспектив на амурском берегу  они для себя не видят. Их нишу занимают китайцы, умеющие выращивать дешевые овощи и строить мраморные особняки для местной элиты.  

-------------

 

См. также о С. Лавруке Ленинская барщина.