о. Даманский  (до 1991 года советский), ныне китайский - Чжэньбао дао - досл. драгоценный остров.
о. Даманский (до 1991 года советский), ныне китайский - Чжэньбао дао - досл. драгоценный остров.
В марте 1969 года островок на Уссури, названный в память утонувшего здесь когда-то инженера Станислава Даманского, прозвучал на весь мир. Здесь впервые в истории столкнулись две ядерные коммунистические державы, а советские пограничники впервые после 1941 года вступили в бой с армией сопредельной страны.
 
Горячий лед
…В ХIX веке, вступая во владение Приморьем, Россия добилась проведения линии границы по урезу воды у китайского берега Уссури, хотя обычно разграничение проходит по фарватеру или середине русла. Так лежащий у китайского берега Даманский стал российским; одновременно была заложена мина замедленного действия.
 
Много лет об островке площадью меньше квадратного километра не вспоминали. Граница в этих глухих местах почти не контролировалась. На рубеже 1950-х и 1960-х, когда дружба Китая и СССР дала трещину, а «хрущёвские ревизионисты» и «маоистская клика» наперебой клеймили друг друга, в Приморье воссоздали 57-й (Иманский) погранотряд. В 1964 году лейтенант Иван Стрельников построил неподалеку от Даманского заставу «Нижне-Михайловка» и стал ее начальником. Через три года в том же районе появилась застава «Кулебякины сопки», начальником которой стал Виталий Бубенин - заместитель Стрельникова. Зимой пограничники стали обходить остров дозором. Начались провокации со стороны Китая, заявившего права на Даманский. Здесь появлялись китайские рыбаки и крестьяне, затем хунвейбины и военные. Пограничники выдворяли китайцев (кадры хроники вошли в «Зеркало» Андрея Тарковского), пуская в ход кулаки, приклады, рогатины; стрелять было запрещено.
 
2 марта 1969 года пограничники в очередной раз выехали к Даманскому - выдворять нарушителей. Старший лейтенант Стрельников и его бойцы прибыли к реке на внедорожнике ГАЗ-69, бронетранспортере и грузовом ГАЗ-63. Ступили на лед. Автоматы висели за плечами - никто не знал, что с ночи на острове прячется в засаде целый батальон.
 
Пограничники из групп Стрельникова и Рабовича не успели сделать ни одного выстрела. Это был не бой - расстрел. Раненых китайцы добили ножами. Группа младшего сержанта Бабанского, ехавшая на ГАЗ-63, чуть отстала и поэтому, услышав стрельбу, успела залечь и открыть ответный огонь. Впервые в истории стороны стреляли друг в друга из «калашниковых». Бабанский вспоминал: «Через 20 минут боя из 12 ребят в живых осталось восемь, еще через 15 - пять…» Стрелок Абзалдин Бикузин, награжденный медалью «За отличие в охране госграницы СССР»: «Рассредоточились, залегли… Страха не было совсем. У кого был один магазин, у кого - два. До противника - меньше 200 метров. Я стрелял короткими очередями. По мне бил снайпер: только подниму голову - выстрел. Потом на нас пошли цепью китайцы, начали окружать. Патроны кончались. Бабанский дал команду отползать с открытого места».
 
С соседней заставы на выручку прибыл Бубенин. На «бэтээре» (первое боевое применение БТР-60) он зашел в тыл противнику - в протоку между островом и китайским берегом. Бубенин уничтожал врага из пулемета, стрелки вели огонь через бойницы. Машина была повреждена, но раненый Бубенин, пересев в стрельниковский БТР, снова выдвинулся к острову. Именно действия его группы спасли шестерых пограничников во главе с Бабанским. «Перед машиной ошарашенные китайцы вставали из-под снега один за другим. Только тогда мы поняли, сколько их пришло по наши души… Два с лишним часа боя мы… кружили вокруг их позиций, давя и расстреливая», - вспоминал Бубенин.
 
Атаку отбили, границу удержали. Погиб 31 советский пограничник; на льду осталось 248 тел китайцев. В книге «Кровавый снег Даманского» Бубенин пишет: «Батальон… при поддержке двух минометных и одной артиллерийской батарей в течение двух часов жесточайшего боя не смог сбить с острова и уничтожить группу пограничников в 30 человек… На каждого из нас в среднем приходилось от 15 до 20 китайских солдат и почти одно орудие или миномет. Примерно такое же соотношение в потерях… В это трудно поверить. Но это так».
 
Один из трех сохранившихся снимков того рокового утра. Группа китайцев из 30 человек на льду протоки, нарушив целостность советской границы, поджидает наших пограничников со старшим лейтенантом Иваном Стрельниковым.
 
Вдоль советско-китайской границы началась подготовка к войне. Полковник морской пехоты в отставке, глава Совета ветеранов Владивостока Сергей Кондратенко тогда учился на офицера в Благовещенске: «Наш курс оставляли на прикрытие границы. Я был командиром отделения. Наш участок - от роддома до кафе «Золотой якорь». По сигналу «Ураган 269» мы должны были выйти и занять позиции на набережной. Минут 15 продержались бы…»
 
Второй бой произошел 15 марта. С китайской стороны ударили минометы и пушки, двинулась пехота. Советская сторона уже сосредоточила в районе конфликта армейские подразделения, но принимать огонь на себя и отражать нападение поначалу вновь пришлось «погранцам». Несмотря на требования начальника погранотряда полковника Демократа Леонова, армейское начальство медлило, не желая принимать ответственность и превращать пограничный конфликт в войну. В итоге Леонов сам повел к Даманскому, на помощь мотоманевренной группе погранотряда, четыре танка. Головной Т-62 подбили из гранатомета; покидая машину, Леонов был сражен пулей в сердце. Обездвиженный танк вернуть на советский берег не удалось. Сегодня эта машина с номером 545 на башне - экспонат Военного музея в Пекине. «Китайские пограничники, отражая русское вторжение, подбили этот танк…» - говорится на табличке рядом с ним.
 
Второй снимок Николай Петров сделал фотоаппаратом "Зоркий-4" примерно в 11.10. На снимке видно, как к нарушителям идет наряд из трех человек. В этой группе - начальник заставы ст. лейтенант Иван Стрельников, особист ст. лейтенант Николай Буйневич и рядовой Анатолий Денисенко. Еще трое пограничников, вместе с фотографом, в некотором отдалении - за их спинами.
 
Армии наконец отдали приказ. Артиллерийский полк и дивизион «Градов» ударили по Даманскому и китайским тылам (первое боевое применение реактивной системы залпового огня «Град»). «Вношу метеопоправку, рассчитываю… Нанесли удар вглубь китайской территории с дистанции 17 750 метров, - вспоминал Вячеслав Качанов, служивший старшим вычислителем 13-го отдельного реактивного дивизиона. - За 20 секунд выпустили 440 снарядов. По данным разведки, было уничтожено до полка пехоты, две артиллерийские батареи и одна минометная».
 
На этом все затихло. Общие потери советской стороны в обоих боях - 58 погибших. Китайской, по разным оценкам, - от 500 до 3000. Это была победа, но весной и летом 1969 года огонь по нарушителям приходилось открывать еще около 300 раз. А в августе случился бой у озера Жаланашколь на казахстанском участке советско-китайской границы - с жертвами с обеих сторон. 10 сентября пришел приказ: огня не открывать. Даманский тут же заняли китайцы. На следующий день советский премьер Алексей Косыгин встретился в Пекине со своим китайским коллегой Чжоу Эньлаем. Стороны договорились прекратить боевые действия, оставив войска на занятых позициях, и начать переговоры о демаркации. Де-факто это означало передачу Даманского Китаю, хотя вслух об этом не говорили. В 1991 году остров отдали китайцам официально. Поэтому они тоже считают себя победителями.
 
Старший лейтенант Бубенин и младший сержант Бабанский стали Героями Советского Союза. Это же звание посмертно присвоили старшему лейтенанту Стрельникову, полковнику Леонову и младшему сержанту Орехову.
 
Беспримерные рейды Бубенина на «бэтээре» предопределили его будущее. В 1974 году именно майору Бубенину, служившему в Заполярье, председатель КГБ Юрий Андропов поручил создавать антитеррористический спецназ - знаменитую «Альфу». Бубенин стал ее первым командиром, прошел Афган, надел генеральские погоны.
 
Застава «Нижне-Михайловка» носит сегодня имя Стрельникова, «Кулебякины сопки» - Леонова.
 
В 1972 году с карты Приморья убрали китайские названия: Иман стал Дальнереченском, Сучан - Партизанском… По-китайски Даманский зовется теперь Чжэньбаодао - «драгоценный остров».
 
Выслушав очередные территориальные претензии нарушителей, советские пограничники вытесняли китайцев за пределы государственной границы.
 
Бойцы вспоминают минувшие дни
В 2019 году, к 50-летию Даманских событий, в Приморье приезжали их участники. Правда, юбилей отметили в полуподпольном режиме, без громких речей и прессы: с Китаем мы теперь дружим, обострять не надо… Журналист Общественного телевидения Приморья Владимир Ощенко и оператор Александр Кононенко записали тогда серию интервью с даманцами. Сегодня мы их процитируем.
 
Виталий Бубенин, Герой Советского Союза, генерал-майор в отставке. На генерала, каким его принято представлять, не похож: невысокий, худощавый, интеллигентный… На мундире - пять нашивок за ранения.
 
- Мы уже были в принципе готовы к вооруженным столкновениям, потому что предшествовавшие два года были годами провокаций на границе - невооруженных, но провокаций. Они нас приучили к тому, что обстановка будет обостряться. Но до глобальной войны не должно было дойти. Если учитывать политическую обстановку, можно было сделать вывод: большой войны не будет. А вот малой войны, вооруженного столкновения мы ожидали.
 
В конце февраля наши пограничные наряды стали докладывать, что в районе Даманского ночью происходит движение транспорта, слышен гул моторов, местность освещается фарами. Мы докладывали с Иваном Стрельниковым, что происходит, видимо, передвижение и сосредоточение войск… Ну как обычно - «Не поддаваться на провокации!».
 
Приграничное население Приморского края - старшее поколение прошло Великую Отечественную войну, многие были переселенцы с Запада, знали, что такое война… - вот среди них была большая тревога, большой отток местного населения, люди просто снимались и уезжали.
 
Мне не удалось проводить наших боевых ребят в последний путь, потому что я находился в госпитале. Не видел гробов, не видел, как хоронят - только по хронике, по фотографиям…
 
Юрий Бабанский, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке. В 1985 году участвовал в боевых действиях в Афганистане, в 1990–1994 гг. - народный депутат Украины, до 1995 года служил заместителем командующего погранвойсками Украины, после выхода в отставку вернулся в Россию.
 
- По поводу долга и чести - мне кажется, что нам все это дело, коротко называемое «патриотизм», было привито с молоком матери. Если вспоминать, как нас призывали, как мы ходили в военкомат, как терпеливо ждали, когда нас отправят в эшелоне, некоторые лезли в окошки, только чтобы уехать служить… Я три раза ходил через тайгу - восемь с лишним километров, - чтобы отметиться в военкомате. «Покупатели», как их называли, не приехали, еще что-то случилось - и вновь нас оповещали, мы снова шли в военкомат. Никто нас не загонял, не искал, не принуждал. Нас провожали наказом честно и добросовестно служить Отечеству. Мы это и делали, мы по-другому поступить не могли. У нас отцы, деды - фронтовики, у нас в деревне (Бабанский родился в селе Красный Яр Кемеровской области. - Ред.) все ходили в шинелях, это была и парадная, и повседневная форма одежды: кирзовые сапоги, шинель, шапка или пилотка. Утром в городе раздается гудок - и вереница мужиков в военной форме идет на производство. Вечером возвращались, садились кружками, брали бутылочку, вспоминали… Мы сегодня уподобляемся этим фронтовикам, мы гордимся своей принадлежностью к славным боевым и трудовым традициям нашего народа. Это была наша, выпавшая на нашу долю война, и мы ее выиграли, мы победили. Но у нас двойственный как бы праздник, со слезами на глазах: ведь огромное число людей погибло, это наши боевые друзья, и мы должны их помянуть добрым словом, всплакнуть, сказать доброе слово в адрес родителей, поблагодарить приморцев за то, что они хранят очень бережно, красиво, высоко память об этих замечательных ребятах, которые навечно остались в боевом дозоре здесь, на приморской земле.
 
Михаил Иванов, в 1969 году - младший сержант, секретарь комитета ВЛКСМ мотоманевренной группы 57-го погранотряда. Награжден медалью «За отвагу».
 
- Я принимал участие в боевых действиях 15 марта в составе маневренной группы, которой командовал подполковник Яншин. Три раза заходил на остров, в третьей атаке был ранен, эвакуирован в госпиталь… На пограничную службу я пришел, уже имея профессию, - после школы работал фрезеровщиком на машиностроительном заводе. Окончив службу, вернулся на свой завод, 23 года проработал фрезеровщиком, у меня была бригада, 35 человек. Гражданская моя жизнь сложилась ничуть не хуже, чем военная, у меня есть правительственные награды за освоение серьезных заказов. Считаю, что, как говорят, жизнь удалась. Я не пошел ни по какой кривой, хотя это случалось с нашими товарищами. Жизнь, она штука такая, серьезные испытания дает… У меня семья, внуки. Из нашей мангруппы многие жили в Кузбассе. К сожалению, на сегодняшний день уже мало кто остался - многие ушли, тем не менее мы поддерживаем тесные отношения с ребятами, с которыми служили вместе.
 
Аркадий Шамов, майор в отставке, в 1969 году - рядовой, водитель БТР мотоманевренной группы 57-го погранотряда. Награжден орденом Красного Знамени.
 
- Я попал на заставу «Кулебякины сопки» к старшему лейтенанту Бубенину, нес там службу, неоднократно с ним выезжали на остров, выгоняли китайцев. В ночь с 1 на 2 марта, когда китайцы перешли нашу границу, я спустился вниз к Уссури по хозяйственным делам - надо было воды подтащить. Подбежал ко мне пограничник, говорит: срочно подъезжай к заставе. Я быстренько подъехал к заставе, вышел старший лейтенант Бубенин с личным составом, мы сели в БТР и двинулись на остров Даманский. Когда подъехали, ГАЗ-63 и ГАЗ-69 были уже из боя выведены. Я подъехал к острову, берег был очень крутой, я несколько раз пытался подняться туда на «бэтээре», но у меня не получилось. Я тоже взял автомат - Виталий Дмитриевич (Бубенин. - Ред.) приказал высадиться на остров, и я тоже побежал на остров. А потом думаю: я сейчас уйду, меня убьют, машину будет вести некому. Я пошел обратно, а они там уже приняли бой. Зарядил пулеметы и начал курсировать вдоль острова, чтобы китайцы не подбили. Потом через несколько минут, 15 или 20 минут, наши пограничники отходят, Виталий Дмитриевич садится в БТР и дает мне команду обойти остров с тыла. Я попер вокруг острова, не дошел, наверное, метров 100: китайцы бьют из гранатомета, пробивают башню в «бэтээре». За пулеметом сидел Виталий Дмитриевич. Удар был такой силы, что БТР аж подскочил и температура поднялась. В это время Виталий Дмитриевич был вторично ранен. Он с острова отходил уже раненый, и у меня в БТРе еще добавило ему… Я кое-как оттуда выехал, скаты были пробиты - два, по-моему, оставались целыми. Виталий Дмитриевич был весь в крови, я достал аптечку, вытер, подъехал к розетке и доложил оперативному дежурному, что идет бой. Потом взял автомат и продолжал боевые действия. Китайцев в это время было еще очень много на острове, но постепенно их выбили, китайцы отошли. Меня не зацепило ни одним осколочком. Когда мой БТР был выведен из боя, Виталий Дмитриевич сел на другой БТР, с «Нижне-Михайловки», и продолжал вести боевые действия.
 
Когда я демобилизовался и пришел домой, ко мне приходят ребята: пошли к нам в училище служить! Пошел в Томское военное училище, учил курсантов практическому вождению, потом вышел на пенсию, работал на «скорой помощи» в госпитале. Двое детей, двое внуков.
 
Иван Ларичкин, в 1969 году - инструктор службы собак, сержант. В бою за Даманский был ранен. Награжден орденом Красной Звезды.
 
- Не привык говорить о себе, у меня здесь есть командир… Я тогда выполнял любой приказ старшего лейтенанта Бубенина и сейчас бы выполнил любой его приказ. А в отношении героизма - я не любитель… Лучше о ребятах расскажу, о собаке… Собака у меня была очень злобная, холерик, несколько раз меня кусала, но в отряде работала прекрасно… Если про отношение ко мне народа и начальства - участие в событиях на Даманском помогло. После Даманского я окончил среднюю специальную школу начсостава, потом высшую юридическую. Закончил службу майором милиции. Это что-то наподобие погранвойск: тоже охрана, только там - границы, а здесь - правопорядка. Горжусь тем, что служил в погранвойсках!
 
Василий Авченко,
«Новая газета во Владивостоке», №583, 4.3.21
https://novayagazeta-vlad.ru/583/istoriya/grad-nad-ussuri.html