В.А.Штыров, усилиями его придворных апологетов и подельников по бизнесу, представляется выдающимся государственным деятелем брежневского формата. Достаточно просмотреть якутскую телеэпопею о нем «Линия жизни», пролистать толстые ежегодники «Республика Саха (Якутия) с сотнями ярких фотоиллюстраций его замечательного бытия на этой земле. Якутский президент – многократный обладатель престижных званий и наград, существующих на коммерческой ярмарке тщеславия.

Штыров
Штыров

В ноябре 2005 года накопившаяся в сердцах якутян «любовь и преданность» к своему несравненному президенту вылилась в массовую блиц-акцию сбора подписей за оказание ему досрочного доверия на второй срок правления республикой. Более 350 тысяч якутских граждан-подписантов по инициативе властных мудрецов обратились к российскому президенту с такой мольбой.

Не пора ли озадачиться вопросом о сущности феномена товарища Штырова? Я знаю этого человека с мая 1988 года, с момента нашей встречи в Якутском обкоме партии. С этого времени мне не раз приходилось бывать свидетелем и очевидцем основных вех и случаев, определивших его политическую судьбу и раскрывающих натуру. В середине 80-х годов на объектах заурядной стройки алмазной провинции, в силу какой-то личной мотивации, на Штырова обратил внимание и взял его под свое покровительство Виктор Петрович Кудрин, заведующий отделом строительства, затем и секретарь обкома партии по строительству. И он буквально за 3-4 года протащил малоизвестного прораба через коридоры УС «Вилюйгэсстрой», Мирнинского горкома и Якутского обкома и продавил поступление в Академию общественных наук. Впоследствии, до самого ухода из жизни, Виктор Петрович не испытал проявлений человеческой благодарности и элементарной заботы со стороны В.А.Штырова. Это было грустно наблюдать.

В мае 1991 года московский аспирант Федот Тумусов вместе с Михаилом Санниковым и через мое посредничество организовали в общежитии АОН при ЦК КПСС встречу-ужин с М.Е.Николаевым, председателем Верховного Совета Якутской АССР. Цель застолья – поближе познакомить Михаила Ефимовича со своим другом Штыровым для его устройства на перспективу. Покладистый и услужливо внимательный Штыров понравился М.Е., и это была поворотная веха в его жизни. Доброжелательный Федот Тумусов, известный политик и депутат, с годами все больше сожалеет об этой своей мимолетной опрометчивости.

В октябре 1991 года малоизвестный В.Штыров усилиями М.Е.Николаева становится министром строительства республики. В январе 1992 года, по воле М.Е.Николаева, В.Штыров уже становится вице-президентом и премьер-министром республики, вопреки мнению и удивлению знатных людей и изумлению общественной массы. В декабре 1994 года М.Николаев отстраняет В.Штырова от должности премьер-министра. Причина: слаб и амбициозен. В период своего премьерства В.Штыров играл в «крутого» начальника. Был известен случай, когда он прямо грозил Б.Г.Федорову, министру финансов РФ, что непременно добьется его снятия с работы.

До лета 1995 года Штыров вроде бы маялся без дела. На самом деле он подковерно расчищал себе дорогу к рулевой кабине алмазной компании. И в этот самый период А.Д.Кириллин «созревал» для ухода с должности главы АК АЛРОСА. Есть основания полагать, что к этому приложили руки сам Штыров и его наставник-поводырь А.С.Матвеев. Они назойливо обхаживали всех, кто мог повлиять на их продвижение к заветной цели.

М.Е.Николаев интуитивно почувствовал недоброе и сначала был категорически против появления Штырова в компании. Все зависело только от воли и желания Николаева. Штырову правдами и неправдами удалось его поколебать. При этом он получил формальную поддержку вице-премьеров Е.Борисова, Р.Шипкова и В.Бредихина. Принципиально против были Р.Бурнашов и В.Власов. Премьер-министр Ю.Кайдашев и его первый заместитель – я по логике корпоративной этики решили поддержать то, что скажет президент. И М.Е.Николаев уступил перед натиском Штырова. Даже согласовал этот вопрос в Москве с Б.Н.Ельциным и В.С.Черномырдиным. Но дальше вышел казус. После встреч и беседы со Штыровым его кандидатуру категорически отверг первый вице-премьер О.Н.Сосковец при явной поддержке руководителя Комдрагмета РФ Е.М.Бычкова. Это сильно задело самолюбие Николаева. Он стал в позу и решил добиваться своего, не ради Штырова, а в силу своего самолюбия.

Переговоры с оппонентами закончились безрезультатно. Тогда он принял решение одолеть их обходным путем. Попросил Павла Павловича Бородина переубедить своего близкого друга Олега Николаевича Сосковца – согласиться! Бородину с большим трудом, но удалось получить «добро». Меня М.Е. делегировал к Е.М.Бычкову. И он после долгих сомнений согласился лично встретиться со Штыровым в приватной обстановке для человеческого общения и принятия решения. Эта встреча для Штырова имела благоприятный исход. К удивлению, об этом сам Штыров вспоминает как о заурядной пьянке. Евгений Матвеевич был более корректен: «Ваш протеже довольно аляповатый… Смотрите!..» Возможно, а, скорее, правда, что Сосковец и Бычков первоначально были правы. Так Штыров стал президентом АК АЛРОСА.

О работе В.Штырова в АК АЛРОСА можно говорить разное. Были заметные плюсы и большие минусы. Достоверно известно, что Штыров по приходу в компанию практически разогнал команду профессиональных менеджеров и производственников. Осуществил хитроумные кадровые рокировки для укрепления собственных позиций. В интересах своего бизнес-окружения.

На этой работе Штыров немало своих сил и времени, денег компании тратил на политику. Здесь созревали и обозначились его президентские амбиции на республику, при обязательном сохранении в своих руках алмазной компании. Но кремлевские мудрецы, как и другие отцы-наставники (А.А.Кудрин), сообразили, что ему хватит и одной республики.

В республике же Штыров чувствует себя как в «гуляй-шопе». И Якутия его глазами представляется «полем чудес». Если близко подойти к сущности натуры якутского президента, можно обратить внимание на ряд характерных его проявлений. Штыров – человек неискренний, часто необязательный и абсолютно неблагодарный. Политик – непоследовательный и противоречивый. Как руководитель и организатор – примитивно авторитарен и субъективно недальновиден. По натуре - пугливый и злобный. Его отношение к своим старшим товарищам (В.П.Кудрин, М.Е.Николаев, А.П.Рябов, В.А.Климов, В.П.Шамшин, А.Л.Кудрин и др.), определившим его судьбу и оказавшим поддержку, можно определить одним выражением: черная неблагодарность. Ему свойственно «кидать и наезжать» на своих добрых попутчиков (Ф.Тумусов, Р.Шипков, А.Чертков), преследовать несогласных (Р.Бурнашов, В.Власов, В.Ефимов, В.Филиппов и др.) Все это – необузданное злопамятство. Его грубые наезды на российских министров М.Зурабова, Г.Грефа, А.Кудрина, выражение пренебрежения к полпреду К.Пуликовскому – признак недалекого ума.

Сюжет его одного безобразного поступка вообще смахивает на политический детектив. В Конституции «суверенной» Саха (Якутия) была статья о том, что «президент республики должен владеть русским и якутскими языками». Так вот Штыров, чтобы свалить своего двуязычного «родителя» М.Е.Николаева, нашел такого «двуязычного» русского – Руслана Шипкова, главного федерального инспектора по республике. С мая 2001 года лукавый Вячеслав настойчиво обхаживал и умасливал добродушного Руслана. В сентябре 2001 года Штыров выстроил и выставил политический дуэт: Руслан Шипков + пламенный коммунист Артур Алексеев, неутомимый борец с «продажным режимом Е.Б.Н.». Логика Штырова была иезуитски проста: русский фактор плюс протестный прокоммунистический электорат – залог победы на президентских выборах республики. Но злополучную статью отменили, а самого Штырова 7 ноября 2001 года толкнули на выборы. После них, став президентом, Шипкова забыл, а потом пнул. А идеологического единомышленника А.Алексеева назначил вице-премьером правительства республики.

Весьма неуклюжие у него взаимоотношения с бывшими до и после него постсоветскими председателями правительства республики (В.П.Шамшин, К.А.Иванов, Ю.В.Кайдышев, В.П.Федоров, В.М.Власов, С.Н.Назаров). Они прохладные до отчуждения. Все это исходит от Штырова. А своего премьера Е.Борисова он уже готовит на «разделку».

Абсолютно аномально отношение Штырова к своим бывшим и настоящим коллегам по АК АЛРОСА. Однажды он уже публично предрекал место на «казенных нарах» В.Рудакову. Не видит в упор и не слышит В.Калитина. Везде старается навести тень на А.Ничипорука. И давно забыл доброго А.Кириллина. Здесь комментарии излишни.

Печальная до унылости обстановка во властном окружении самого В.Штырова. Вице-президент А.Акимов, до абсурда послушный, надоел всем своими событийными мероприятиями. Между делом он же постоянный и недобрый оппонент премьер-министра Е.Борисова. А тот денно и нощно «бодается» со спикером Н.Тимофеевым. Сам спикер запутался в сетях противоречивости взаимоотношений с непредсказуемым президентом. Мэр города И.Михальчук устал от постоянных интриг старших товарищей и увяз в своих неурядицах. В верхних этажах власти республики идут непрерывные баталии «холодной» гражданской войны. Характерные лица ближнего окружения В.Штырова - топорно одиозный политикан М.Эверстов и тупо нагловатый В.Грабцевич – весьма проворные дельцы.

Сакраментальный вопрос политического бытия Саха(Якутии): что будет дальше? Экономические и социальные аспекты текущей ситуации на втором месте. Все ожидают определения судьбы Штырова и в соответствии с этим строят свои планы и действия. Это политический нарыв на 1/5 территории Российской федерации. Вопросы обозначены конкретно:

1.Штыров уходит?

2.Штыров остается?

3. Кто придет?

На первый вопрос, на мой взгляд, ответ напрашивается однозначный. И третий не сложен, если вдумчиво подойти. Проблем нет, нужна ясность. Все надеются, что из окон башен Кремля сейчас лучше видно страну, чем из подвалов Лубянки, как было в приснопамятные советские годины.

 

Алексей Томтосов, президент регионального фонда «Якутский Дом»,

1993-96 гг. – мэр г.Якутска, первый заместитель председателя Правительства РС(Я);

1996-2002 гг. – заместитель министра по делам федерации и национальностей РФ.

Специально для SakhaNews