Кусок обшивки фрегата «Паллада» был выставлен в экспозиции Дальневосточного литературного музея в Хабаровске. Теперь музея нет, а где этот кусок лежит?
Кусок обшивки фрегата «Паллада» был выставлен в экспозиции Дальневосточного литературного музея в Хабаровске. Теперь музея нет, а где этот кусок лежит?
Летом 1935 г. во Владивосток из Татарского пролива пришел пароход «Тобольск», в трюмах которого находятся части знаменитого воспетого Гончаровым фрегата «Паллада» (затоплен в Константиновской/Постовой бухте в 1856 году. - Ред. Дбр.).
 
Неизвестно еще, что везет «Тобольск», тем не менее любая частица с потопленного фрегата имеет исключительный исторический интерес.
 
Подъем «Паллады» начался весной. С начала мая в Советской бухте группа дальневосточных водолазов и главное управление краснознаменного Эпрона* ужо получило подробный материал обследования.
 
Фрегат, пролежавший на дне моря восемьдесят одни год сохранил свою форму, хотя все же обветшал, оброс ракушками и морскими растениями.
 
Поднять корабль целиком оказалось невозможным. Между тем, убрать фрегат со дна Советский бухты было необходимо как можно скорей. Кроме исторического значения, какое имеет подъем старинного корабля, эпроновцы руководствуются интересами судоходства. Лежащая на дне бухты «Паллада» мешала плавающим пароходам.
 
Дальневосточный отряд Эпрона решил поднять фрегат по частям, и водолазы, опускаясь на дно, разбирают палубу и остов «Паллада».
 
Наиболее сохранившиеся части будут отправляться со дна на поверхность при помощи небольших резиновых понтонов. Эти «подводные воздушные шары», раздуваясь, потянут за собой шпангоуты, богатую медную обшивку корабля и замечательные его украшения.
 
Много сюрпризов встретят водолазы в помещениях векового фрегата. В частности, работу советских подводников сильно затрудняет осьминоги. Головоногие чудовища нашли себе спокойный приют под старым кораблем. Опускаясь на дно, водолазы предварительно устраивают взрывы. Пугаясь грохота, отвратительные хищники уползают прочь.
 
К осени фрегат будет поднят. Итак, спустя восемьдесят лет, наконец, раскрыта тайна гибели «Паллады».
 
С момента потопления фрегата царское правительство ни разу не задумывалось над вопросом - возможно ли спасение корабля. Дальневосточные соседи - японцы - пристально следили за событиями в Императорской бухте (так называлась до революции Советская бухта). Недавно удалось обнаружить любопытный документ, рассказывающий о том, какие серьезные намерения имели японцы насчет фрегата «Паллада».
 
В конце 1912 года японцы хотели извлечь из воды прославленный российский военный корабль. В Японии организовалась компания по подъему фрегата во главе с морским чиновником Кудо, который в то время занимал пост начальника конторы по морским делам в городе Отару, на острове Хоккайдо.
 
Японское правительство охотно согласилось на предложение Кудо, и компания обратилась к российскому послу в Японии за разрешением.
 
Царский посол изъявил согласие, но поставил одно важное условие, если на поднятом судне окажутся важные для истории российского флота вещи, то они должны быть переданы в распоряжение правительства России. Кудо с готовностью согласился и отправил свою экспедицию.
 
В течение долгого времени водолазы шныряли по Татарскому проливу. Глава компании Кудо опубликовал следующее сообщение, доказывающее, что его водолазы нашли фрегат.
 
Кудо заявил: «По словам водолазов, опускавшихся на морское дно и осматривающих затонувшее судно, остов судна испорчен незначительно, с палубы же сняты, или может быть, смыты многие части, но зато внутренность фрегата осталась в полной неприкосновенности, нетронутой. Я не ожидаю, что поднятое старинное судно принесет мне большую прибыль. Должен заметить, что взявшись за поднятие этого старинного судна, я руководствовался не одними только материальными выгодами. Нет, в моих планах было и нечто другое. Я уверен в том, что моя затея принесет некоторую пользу нашему судостроению и, кроме того, даст Японии ценный памятник старинного военного судостроения».
 
Не остается никакого сомнения, что в планах японской экспедиции, помимо подъема фрегата, «было и нечто другое», ибо Кудо так и не поднял «Палладу». Она осталась на дне.
 
В прошлом году (1934) советские подводники обнаружили фрегат,  и теперь в два месяца корабль по частям будет перевезен во Владивосток.
 
Историческая справка о фрегате «Паллада»
 
В журнале «Морской сборник» за 1856 год, №1, в статье о плавании фрегата «Паллада» в 1852-1854 гг. сказано, что «фрегат 22 мая 1854 года достиг бухты, назначенной адмиралом Путятиным для его зимовки».
 
В ст. В. К. Истомина «Адмирал И. С. Унковский - рассказы из его жизни» в журнале «Русский архив» за 1887 г., Т.2, стр. 118-120 говорится:
 
«Отслужившую «Палладу» решено было затопить, дабы она не попалась как-нибудь в руки неприятеля, и командира и команду сухим путем отпустить. Старую «Палладу» сначала думали затопить на Амуре, но за мелководьем это оказалось невозможным. Тогда ее ввели в Императорскую гавань, разоружили и затопили».
 
Так, по словам И. А. Гончарова, «Паллада» и кончила свое существование в этой бухте. «От нее оставалось одно днище, которое вероятно пригодилось нашим людям, содержащим там пост». ...Добавлю от себя, пишет дальше Истомин, что бывший командир клипера «Наездник» Л. К. Кологерас, в 1883 году вернувшийся из кругосветного плавания в моем присутствии рассказывал И. С. Унковскому, что он еще видел это днище, но посетивший в 1886 году порта Дальнего Востока управляющий морским министерством И. А. Шестаков уже не нашел следов некогда воспетой Гончаровым «Паллады».
 
Пушки с «Паллады» были перевезены на берег и послужили для устройства береговых батарей. Все это происходило в сентябре 1854 года».
 
«Уральский следопыт», №7, окт. 1935.
Фрагмент ст. «Путешествия «Уральского следопыта» по СССР».
Оцифровка «Дебри-ДВ».
 
См. также:
В Хабаровском крае поднимут с морского дна царский фрегат «Паллада»
«Дуб очень тверд, а чугун - как сыр»
 
*Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) - государственная организация в СССР, занимавшаяся подъемом судов и подводных лодок. Основана в 1923 году (приказом по ГПУ от 2.11.1923 г. № 463 опытная глубоководная партия была преобразована в ЭПРОН с подчинением общему отделу ГПУ; экспедиции присваивается ранг пограничной флотилии), в 1932 году - создана Отдельная дальневосточная партия - начальник Ф.М. Бауман, в дальнейшем преобразованная в Тихоокеанскую экспедицию с базированием во Владивостоке, а в 1942-м - преобразована в Аварийно-спасательную службу ВМФ СССР. Отдельная Дальневосточная партия ЭПРОН осуществила сложный подъем парохода «Сишан» (водоизмещение 1200 т), ледокола «Богатырь», спасла транспорт «Сталинград» (водоизмещение 3500 т).