Пиваньское захоронение, 1998 год. Фото автора
Пиваньское захоронение, 1998 год. Фото автора
Часть первая
 
Рабочая группа по исторической памяти Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека подготовила предложения об учреждении общенациональной государственно - общественной программы «Об увековечивании памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении».
 
Эти предложения были переданы Президенту РФ на встрече 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге. Работа над этими предложениями шла в течение нескольких лет и закончилась созданием Концепции государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий.
 
Правительство Российской Федерации
 
Распоряжение
 
от 15 августа 2015 г. № 1561-р
 
Москва
 
Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики
 
по увековечению памяти жертв политических репрессий.
 
Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.
 
В апреле 2016 года Комсомольское-на-Амуре общество «Мемориал», как и другие региональные мемориальские организации России, получило текст этой Концепции и обращение из аппарата Советника Президента РФ М.А.Федотова с предложением направить информацию по вопросам, означенным в этом письме.
 
Ознакомившись с Концепцией государственной политики по увековечивания памяти жертв политических репрессий, Комсомольский-на-Амуре «Мемориал» направил информацию.
 
По первому вопросу - О главных проблемах в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий в Вашем регионе» - о том, что власти г. Комсомольска-на-Амуре уже дважды нарушили собственные решения об установке в городе памятного знака жертвам политических репрессий.
 
По второму вопросу предлагалось внести предложения о том, какие объекты, в какой степени и объеме нуждаются в поддержке со стороны органов государственной власти, какие объекты требуют мемориализации,
 
На него «Мемориал» отправил такой ответ:
 
«На правом берегу Амура, напротив Комсомольска, находится объект ГУЛАГа – первый тоннель «старого» БАМа, строительство которого велось в 1940 -1941 гг. Тоннель находится на территории Комсомольского района Хабаровского края. Первый тоннель БАМа – это памятник эпохи. «Мемориал» хочет сохранить его для потомков. На его основе можно создать музейно-мемориальный комплекс, который будет единственным в своем роде на всем Дальнем Востоке.
 
В этот комплекс, кроме тоннеля, войдут подъездные пути, акведук, основание камнедробилки, каменный карьер, самодельный памятный знак строителям тоннеля над входом в него, поставленный уже в наши дни. Имеются архивные документы о строительстве тоннеля от начала стройки до его консервации.
 
А, главное, сохранилось кладбище, где хоронили строителей первого тоннеля БАМа, заключенных Нижне-Амурского лагеря ИТЛ НКВД, в том числе, жертв политических репрессий, на которых так же имеются архивные документы.
 
Проблема в том, что в районе тоннеля находится садоводческое товарищество, которое в течение многих лет при попустительстве администрации сельского поселения Пивань заваливало бытовыми отходами подъездные пути к тоннелю.
 
Ежегодно бригады волонтеров приезжают убирать этот мусор. По обращению «Мемориала» в природоохранительную прокуратуру уже состоялось несколько судов, которые заставили нарушителей убрать мусор с подъездных путей, но, в отместку, мусором забили сам тоннель. И эта противостояние может продолжаться годы.
 
Как сказал один из пользователей Интернета в комментарии к статьям про тоннель: «Пиванский тоннель лишь один из немногих ярчайших примеров негативного отношения всех ветвей нынешней власти к памяти о жертвах политических репрессий!»
 
«Мемориал» хочет, чтобы тоннель был поставлен на государственную охрану, чтобы он был признан памятником истории краевого значения. Но, как сказали в министерстве культуры Хабаровского края, в регионе нет специалистов, которые могли бы провести должную экспертизу. Тоннель не принадлежит никому, кроме государства, и только оно может решить его судьбу.
 
У Комсомольского-на-Амуре «Мемориала» есть концепция музейно-мемориального комплекса «Первый тоннель БАМа», есть концепция расположения самого музея в тоннеле. Есть проектная организация, которая спроектирует этот комплекс. Есть организации, которые займутся благоустройством этого комплекса.
 
Но без финансовой поддержки проблему сохранения первого тоннеля БАМа и создание музейно-мемориального комплекса не решить.
 
История вопроса о первом тоннеле БАМа отражена в частности, в статьях:
 
М. Кузьмина Первый тоннель БАМа в опасности». 08.04.12 Интернет
 
М.Кузьмина Первый тоннель БАМа в опасности-2. 21.05.12. Интернет
 
М.Кузьмина Первый тоннель БАМа: Второй сезон. 6.11.2014 Интернет
 
Все названные статьи опубликованы на портале «Дебри-ДВ».
 
Противостояние продолжается уже четвертый год. После того, как мемориальцы обнаружили забитый бытовыми отходами и заваленный щебнем тоннель, они снова обратились в Комсомольскую межрайонную природоохранную прокуратуру и получили ответ от заместителя прокурора Александровой Е.В., в котором, в частности, было сказано:
 
«Комсомольский районный суд вынес решение от 09.12.2014. о принуждении администрации сельского поселения «Пивань» и СНТ «Пивань – КЭТУС» организовать вывоз несанкционированных размещенных твердых бытовых отходов из тоннеля БАМа, расположенного на территории сельского поселения «Пивань».
 
Данное решение вступило в законную силу 08.04.2015. В течение 2016 года Комсомольский районный суд трижды отказывал администрации сельского поселения «Пивань» и СНТ «Пивань КЭТУС» в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 09.12.2014 и пересмотре этого решения.
 
Судебным приставом-исполнителем 29.05.2015 г. было возбуждено исполнительное производство и с администрации сельского поселения «Пивань» и СНТ «Пивань КЭТУС» взыскан исполнительский сбор (штраф) Если ответчики будут продолжать игнорировать решение суда, штраф, скорее всего, будет не последним.
 
Часть вторая
 
Главным направлением работы Комсомольского-на-Амуре общества «Мемориал» в настоящее время остается помощь родственникам жертв политических репрессий в поисках мест захоронений. Если раньше своих родных, умерших в лагерях, искали дети, то сейчас поисками родственников занимаются внуки.
 
Мы уже не раз писали о том, что лагерные кладбища зрительно давно исчезли с лица земли. Нам не встречалось ни списка лагерных кладбищ, ни списков заключенных, погребенных на лагерных кладбищах. Места захоронений определяются индивидуально по документам заключенных, хранящимся в архивах: справкам о смерти, актам о погребении, карточкам перемещения внутри лагеря и другим. Их выдают только родственникам, а те пересылают нам. Но человек не всегда может доказать, что он - родственник. Из документов можно дополнительно узнать название географического объекта, километраж на трассе. Все данные нужно сопоставить со структурой и дислокацией лагерей, которые постоянно менялись в результате очередной реорганизации.
 
Только в этом году на поиск поступило девять запросов
 
Мы уже ответили Бадалову Тарлану, что место захоронения его деда Мамедова Бадала находится в районе п. Хурмули, там же, где похоронен Ангдраш Аманжулов, которому в прошлом году родственники из Казахстана поставили памятник. (см. статья «Памятник первостроителю БАМа» ( Дебри-ДВ от 10.07.2015.).
 
«Мой дед Пулкачев Егор Степанович, умер 3 апреля 1943 г. в местах лишения свободы Хабаровского края. По данным информационного центра УВД Хабаровского края был захоронен на кладбище лазарета № 3 2-го отделения Нижне-Амурлага в г.Комсомольске на Амуре. Можно ли уточнить где находится это кладбище или то место где оно было? - спрашивает Елена Шипнягова из Петрозаводска.
 
Это кладбище может находиться в районе п. Горин Солнечного района, но для уточнения требуется еще один документ, с получением которого у Елены, кажется, проблемы.
 
Елена Черная из Санкт-Петербурга просила отыскать захоронение деда, умершего в Тырме. Тырма - населенный пункт в Верхне-Буреинском районе. Там было огромное кладбище японских военнопленных, останки которых выкапывали несколько лет. Мы уже неоднократно упоминали, что «Мемориалу» удалось обнаружить около 20 захоронений заключенных благодаря тому, что они были нанесены на схемы расположения японских кладбищ как ориентиры. Верхне-Буреинский район вне зоны нашего внимания, поэтому мы обратились к Галине Потаповой, которая курирует работу по японским захоронениям по линии правительства края. Она прислала схему захоронений в Тырме. Нам повезло: рядом с бывшим японским кладбищем оказалось и захоронение заключенных. Потом мы вели переговоры с администрацией Тырмы. Дело в том, что в Тырме нет гостиницы, а поезда там останавливаются глубокой ночью. Администрация обещала содействие по приему Елены Черной, в том числе, и по установке памятника. Но после долгого молчания Елена сообщила грустную новость. Она не только не сможет поставить памятник на том кладбище, но в силу финансовых проблем не сможет приехать и сама.
 
Одно из последних писем пришло от «человека из Суоми» (Финляндия), Аймо Руусунена, который по просьбе родственников разыскивает Туре Кумпулайнена, отправленного в 1933 году из Карелии на Дальний Восток. В ответе из УФСИНа по Хабаровскому краю значилось, что Кумпулайнен «умер в больничной палатке командировки "Молочная ферма" ОЛХП Дальлага НКВД", и похоронен на кладбище палатки». Вместо «ОЛХП», скорее всего, должно быть написано «СХОЛП» - сельскохозяйственный отдельный лагерный пункт».
 
Мы попросили родственников запросить в УФСИНе справки и акты о смерти и погребении, чтобы сорентироваться по месту нахождения «молочной фермы», точнее, СХОЛПа.
 
После долгих поисков своих родных Виктор Кобелев из Перми, наконец, получил документы, из которых узнал, что его дед Давыдов Петр Никанорович умер 03.01.1942. в больнице №1 2-го отделения Нижне-Амурского лагеря НКВД и похоронен на кладбище больницы №1 (ст.Пивань Комсомольского района Хабаровского края).
 
Камиль Карамуллин из Татарстана, прислал копии документов, согласно которым, его дед - Валеев Галимбек, умер в июне 1943 года в больнице № 1 ОЛП-4 Нижне-Амурского лагеря НКВД. Похоронен на кладбище ст. Пивань
 
Из двух последних примеров следует, что на Пивани, как минимум, два кладбища: одно из них – больничное. В лагерной «практике» встречаются случаи, когда в одном пункте находятся два лагерных захоронения, тем более, что ОЛПы, а особенно, СХОЛПы имели свои кладбища, потому что в них была повышенная смертность.
 
Таким образом, лагерные кладбища Комсомольского региона перестают быть безымянными, они обретают конкретные имена.
 
Часть третья
 
Кладбище больницы № 1 2-го отделения Нижне-Амурского ИТЛ - особенное. В Хабаровском крае доказаны только два лагерных захоронения: в г. Николаевске и на Пивани. Доказаны, значит, на месте захоронения найдены останки. Мы уже не раз писали об истории Пиванского лагерного кладбища. Но не будет лишним напомнить еще раз.
 
В начале 1990-х годов, когда организация «Дальаэрогеодезия» по заданию Крайисполкома производила инвентаризацию захоронений японских военнопленных, пиванское кладбище ошибочно было отнесено к таковым. Когда через несколько лет группой Министерства здравоохранения и социального обеспечения Японии на этом захоронении были вскрыты восемь могил, японцы после осмотра останков отказались признавать похороненных своими соотечественниками.
 
Тогда кто же похоронен в этих могилах без гробов?
 
На вершине сопки находилось (и находится) сельское кладбище. У подножия сопки стоял один из бараков больницы № 1 Нижне-Амурского ИТЛ (барак разобран в 2010 году). Значит, захоронение посредине, без вариантов, принадлежало Нижне-Амурскому ИТЛ.
 
Комсомольское-на-Амуре общество «Мемориал» готовится к традиционному субботнику по очистке первого тоннеля БАМа от бытовых отходов. Но главным является то, что в этом году «Мемориал» впервые, в рамках акции российского Мемориала «Возвращение имен», проводит свою акцию на захоронении заключенных Нижне-Амурского ИТЛ НКВД, которое находится недалеко от тоннеля. Там будет установлен знак, обозначающий захоронение, и возложены цветы. Будет зачитан список жертв политических репрессий, захороненных на этом кладбище, а также на других лагерных кладбищах Комсомольского региона. После традиционного чаепития под сводами акведука все участники поднимутся на смотровую площадку, где установлен памятный знак жертвам политических репрессий – строителям первого тоннеля БАМа.
 
Марина Кузьмина, председатель Комсомольского-на-Амуре городского общества «Мемориал»
 
P.S.: Все желающие принять участие в этих мероприятиях «Мемориала» приглашаются 29 октября в 10 часов к дому культуры «Строитель» Комсомольска-на-Амуре. При себе иметь перчатки и, желательно, тканевые мешки. Возвращение в город в 16-30-17-00 час. Личный транспорт приветствуется.