Те самый министерские лошади
Те самый министерские лошади
«Следственными органами СКР по Еврейской автономной области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего директора федерального государственного унитарного предприятия «Башмак».
Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), ч. 1, 2 ст. 145.1 УК РФ (частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы и полная невыплата заработной платы), двух эпизодов преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Поводом для возбуждения уголовного дела стала информация о многочисленных нарушениях на предприятии, размещенная в областном еженедельнике «Газета на Дом»…».
 
Когда читаешь эту информацию, никакой радости не испытываешь. Радоваться хочется, когда твоя работа приносит реальную пользу людям, способствует восстановлению справедливости по отношению к ним, пресекает чьи-то преступные действия.
 
А когда ты открыто заявляешь в своей публикации о совершении коррупционного преступления группой лиц, в которую входят высокопоставленные областные чиновники, затем полтора года наблюдаешь, как те, кто должен расследовать это преступление и довести дело до логического завершения, упорно его «топят», сводят на нет, превращают в «пыль», а потом без зазрения совести выдают «пшик» за итог якобы тщательного расследования, то в душе твоей вместо радости поднимается волна возмущения.
 
О какой справедливости можно говорить, когда люди, используя свои властные полномочия, наглым образом уничтожают в своих личных целях большое градообразующее государственное предприятие, потом, освободив здесь занимаемые должности, преспокойно перемещаются в другие регионы, чтобы «творить» там то же самое, а за их действия следствие назначает ответчиком «стрелочников»?
 
В информации следственного комитета, которую я здесь цитирую, говорится о бывшем директоре ФГУП «Башмак» Фарходе Махкамове, который был назначен на пост директора почти через год после того, как на предприятие завезли табун лошадей, принадлежащий частным лицам, а именно, высокопоставленным областным чиновникам.
 
То есть, господин Махкамов продолжил дело, начатое предыдущим директором ФГУП «Башмак» Юрием Петуховым - родным братом занимавшего в то время пост заместителя председателя правительства ЕАО по сельскому хозяйству Леонида Петухова.
 
Цитирую: «…Махкамов, назначенный с марта 2013 года директором ФГУП «Башмак» достоверно знал о наличии на предприятии лошадей в количестве 12 голов, не состоящих на балансе и не использовавшихся для каких-либо хозяйственных нужд.
Тем не менее, с целью извлечения выгод и преимуществ для себя, выразившихся в покровительстве со стороны бывших высокопоставленных должностных лиц правительства ЕАО, заведомо зная, что лошади принадлежат одному из них, осуществлял их содержание за счет средств предприятия. Их содержание в период с 29 марта 2013 года по 22 октября 2014 года повлекло причинение существенного ущерба предприятию в размере немногим менее 400 тысяч рублей…».
 
Фантастика! Если верить следственному комитету, поводом для возбуждения уголовного дела стала публикация в нашем еженедельнике. А вышла она 28 января 2015 года. За неделю до выхода этой публикации мы побывали в с. Башмак, побеседовали с работниками предприятия, лично убедились в том, что частный табун лошадей находится на ферме предприятия и содержится за его счет. А следствие, почему-то, считает нанесенный ущерб до 22 октября 2014 года.
 
Получается, что лошадей на предприятии кормили только до 22 октября, а затем морили голодом?
 
Ну и где тогда уголовное дело за жестокое обращение с животными? Его нет. И не может быть, потому что предприятие в ущерб себе продолжало кормить этих лошадей и до 28 января 2015 года, и после 28 января 2015 года, рассчитывая на то, что следственные органы разберутся, и справедливость будет восстановлена, то есть предприятию будет возмещен нанесенный ущерб.
 
По словам работников предприятия «Башмак», содержание одной лошади в месяц обходилось предприятию в семь тысяч рублей, а привезенный табун состоял из семнадцати лошадей.
 
Но даже если верить следствию, которое утверждает, что лошадей было всего двенадцать, то инкриминируемый Махкамову ущерб в четыреста тысяч рублей никак не совпадает с реальным.
 
Семь тысяч умножаем на двенадцать и получаем восемьдесят четыре тысячи рублей - ежемесячное содержание табуна. Умножим эту сумму на девятнадцать месяцев руководства господина Махкамова и получим сумму ущерба, нанесенного предприятию за этот период: один миллион пятьсот девяносто шесть тысяч рублей.
 
Солидная сумма. В разрезе ст. 159, которая упоминается в информации СУ СК, эта сумма определяется, как крупный размер. А следствие заявляет о том, что Фарходом Махкамовым нанесен «существенный» ущерб предприятию. «Крупный» и «существенный», как вы понимаете, это разные весовые категории, и наказания за них разные. За четыреста тысяч рублей Фарход Махкамов, скорей всего, отделается штрафом.
 
А что же Юрий Петухов? Он-то как ответил за причинение ущерба государственному предприятию, за злоупотребление полномочиями?
 
По информации следственных органов, Юрий Петухов, занимавший должность директора ФГУП «Башмак» с мая 2012 года по 27 марта 2013 года, также, оказывается, являлся фигурантом уголовного дела.
 
И даже с предъявленным ему обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) по незаконному содержанию табуна, согласился.
 
Но… уголовное преследование в отношении него прекращено по не реабилитирующему основанию вследствие акта об амнистии, принятого Постановлением Государственной думы Федерального собрания РФ от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
 
Получается, никак Юрий Петухов не ответил за содеянное.
 
Он быстренько признал вину и его тут же амнистировали.
 
Согласно упомянутому Постановлению Государственной думы, амнистии подлежат те, кому инкриминируется преступление небольшой и средней тяжести.
 
Значит, наши уважаемые следственные органы посчитали развал и доведение до банкротства государственного предприятия, нанесение ему ущерба не только путем навязывания ему содержания частного табуна лошадей, но и продажу по бросовым ценам урожая сои, грубых нарушений при сдаче в аренду земель предприятия преступлением небольшой или средней тяжести?
 
Просто какое-то покровительство разграблению государственной собственности, вам так не кажется?
 
И, наконец, господа чиновники - Леонид Петухов и Олег Хараев.
 
Доказано, что лошади принадлежали одному из них? Да, доказано. Доказано, что они, пользуясь своим служебным положением, разместили лошадей на ферме государственного предприятия с целью получения личной выгоды? Судя по информации СУ СК, доказано! Они являются фигурантами уголовного дела?
 
По той же информации СУ СК по ЕАО, фигурантом еще одного уголовного дела является только один чиновник - Олег Хараев. Что же ему инкриминирует следствие? Цитирую:
 
«…В ходе следствия выявлены факты воспрепятствования законной деятельности ФГУП «Башмак» со стороны бывшего начальника управления сельского хозяйства правительства ЕАО, в связи с чем следователем возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной деятельности), которое направлено прокурором для дальнейшего расследования в следственные органы полиции…».
 
Не знаю, как у вас, а у меня просто нет слов! Ст. 169, ч. 1, это:
«Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения…
Наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов».
 
Это самая безобидная статья, которую можно было бы найти для господина Хараева. И нашли. Какие теперь претензии к следствию? Оно ведь всех наказало, правда, поодиночке, лукаво как-то, без реальных сроков и солидных штрафов, формально - но наказало же!
 
Кто теперь скажет, что следственные органы недобросовестно расследовали преступление, о котором сообщила «Газета на Дом»?
 
Кто посмеет заявить, что таким образом следователь просто развалил громкое дело коррупционной направленности, сознательно вывел из-под серьезной уголовной статьи, предполагающей большие сроки заключения и исключающей амнистию, чиновников?
 
Я, например, не рискну делать такое заявление.
 
Сомнения, конечно, мучают, безусловно, хочется возмутиться, потребовать ответить: почему одно уголовное дело о преступлении, совершенном группой лиц с использованием служебного положения, повлекшем нанесение крупного ущерба государственному предприятию, следователи раздробили на несколько уголовных дел о преступлениях не большой или средней тяжести?
 
Хочется возмутиться и спросить: вы за кого нас - жителей области принимаете, господа из следственного комитета? За глупую серую массу, которую можно потчевать лошадиной дозой лицемерия? За покорное, безликое население, которому можно вот так откровенно плюнуть в лицо?
 
Хочется потребовать ответа, например, на вопросы: почему Леонид Петухов не является фигурантом уголовного дела? Кто ответит за развал государственного предприятия? Кто заплатит несколько миллионов рублей предприятию за содержание частного табуна лошадей?
 
Хочется, очень хочется спросить: какой в этой истории личный интерес следователей вот таким странным образом расследовавших озвученные в наших публикациях факты? Даже представить себе не можете, как хочется возмутиться, потребовать ответов!
 
Но я это сделать не рискнула бы. А вы?
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №17.