Кто имеет право на компенсацию из этих домов?
Кто имеет право на компенсацию из этих домов?
Указ Президента РФ о мерах ликвидации последствий наводнения от 31 августа 2013 г. №693, предусматривающий выплату единовременной материальной помощи, компенсаций, а также деньги на восстановление жилья, по сей день вызывает вопросы у местных чиновников. Неразбериха на местах, увы, продолжается по сей день.
 
Как только люди поняли, что за все мучения от затоплений, утрат и переселений в эвакуационные пункты им положены деньги, они, разумеется, отправились их получать. Однако многие сходу получали отказ: ваш дом не попал в зону подтопления, вы не являетесь пострадавшим, компенсации вам не положены.
 
Ситуации были разные.
 
Во-первых, не всем удалось с легкостью подтвердить, что в затопленной квартире они действительно жили. При отсутствии прописки этот факт пришлось доказывать в суде - такое решение приняли власти. В пресс-службе Центрального районного суда Комсомольска-на-Амуре нам рассказали, что к 21 октября заявлений об установлении факта проживания было уже 329. Рассмотрены к тому моменту из них были 258. Шести заявителям суд отказал, по остальным решения были положительными. Во всех этих шести случаях гражданам было отказано, потому что в ходе разбирательства не удалось собрать достоверных доказательств факта проживания.
 
Например, в одном затопленном доме велась реконструкция, причем специфика работ явно давала понять, что жить в этот период в нем было невозможно. Однако большинство факт своего проживания сумело подтвердить. Во всяком случае, если здесь и могли быть какие-то сложности в отдельных частных случаях, то общий порядок решения этих споров достаточно прозрачен и ясен.
 
А вот во-вторых, необходимо было разобраться, какие дома считаются пострадавшими от наводнения, а какие нет. Более того, в некоторых случаях стало выясняться, что дом в зону затопления попал, только далеко не все жильцы этого дома имеют право на получение денег. Это касается многоэтажек.
 
В Ленинском округе ситуация оказалась проще: там существенно пострадали только многоквартирные дома поселка Менделеева, и с ними вопросов ни у кого не возникало, поскольку все они практически в одинаковом положении - затоплены как минимум по окна первых этажей, подобраться без лодки к дому невозможно, электроэнергия отключена, жить нормально нельзя. Здесь все без исключения жильцы признаны пострадавшими. Правда денег ждать некоторым приходится до сих пор.
 
Но основные баталии развернулись в Центральном округе - в 66-м квартале. Ситуация тут была не такая кошмарная, как в Менделеева, - до окон вода не доходила, но в подъезд на площадку первого этажа по лестнице поднималась. Перемещаться по этому кварталу было чрезвычайно сложно. Но далеко не все здесь оказались в равных условиях. Вот как развивались события.
 
11 сентября на пресс-конференции в Комсомольске-на-Амуре выступил заместитель председателя краевого правительства по вопросам ТЭК и ЖКХ, председатель краевой комиссии по ЧС Андрей Волокжанин. Андрей Николаевич говорил и о компенсациях пострадавшим и ясно дал понять: жителям подтопленных домов 66-го деньги положены. Буквально он сказал следующее:
 
«Даже если отдельно взятый житель отдельно взятого микрорайона... я обозначаю в городе Комсомольске - бульвар Юности, Аллея Труда, проспект Интернациональный. Там дома попали в зону подтопления. Жители утрачивают нормальную жизнедеятельность, подтоплен вход в подъезд, подтоплена дворовая территория, даже пускай без подтопления первого этажа, но у людей нарушена нормальная жизнедеятельность. Они имеют право на 10 тысяч рублей. Независимо от членов семьи. Это прописано в указе Президента РФ».
 
Однако читатели сообщали: у нас не приняли заявление, нам не хотят выплачивать деньги, в нашем доме платят только первым этажам.
 
Разобраться, что происходит и почему, стоило дорогого. В администрации Центрального округа царил натуральный бардак. На сайте администрации города кабинеты и телефоны были опубликованы одни. На самом деле кабинеты работали совершенно другие, телефоны тоже были указаны неверно, но и по верным номерам дозваниваться можно было целый день. Одно дело наши корреспонденты - просто узнать для заметки, а вот через что там прошли реальные пострадавшие, у которых бабки-инвалиды, дети кричат, квартира в воде, непонятно куда бежать... Сложно даже представить.
 
Тем временем, непосредственно в администрации Комсомольска-на-Амуре нам объяснили, что в середине сентября из правительства Хабаровского края в муниципалитет поступило письмо, подписанное первым заместителем председателя правительства края по экономическим вопросам Геннадием Апанасенко (к настоящему времени на эту должность уже назначен Александр Левинталь). Ссылка на это письмо даже была размещена на сайте правительства Хабаровского края на специальной информационной страничке (http://www.khabkrai.ru/information/pavodki.html), правда теперь ее удалили, но сам документ по-прежнему доступен (http://www.khabkrai.ru/information/doc/vyplata_180913.doc).
 
В администрации Комсомольска-на-Амуре нам тогда пояснили, что в некоторых домах 66-го квартала право на компенсацию получили только жильцы первых этажей, поскольку дома хоть и были подтоплены, но свет и воду там не выключали. В чем логика такого решения, понять до сих пор так и не удалось: что за радость тебе от электроэнергии, если в доме стоит вонь, в насквозь отсыревшее здание стадами лезут пауки, а из подъезда можно выбраться только вплавь? Для комсомольского муниципалитета логика состояла в том, что опорой для такого решения стало вышеупомянутое письмо. В 8 пункте письма говорилось следующее:
 
«В многоквартирных домах, где было подтопление подвалов, первых этажей, если было отключено электро- и водоснабжение всего дома, к пострадавшим на выплату единовременной материальной помощи (10 тысяч рублей) относятся граждане, проживающие в квартирах второго этажа и выше. Эта категория граждан может быть так же внесена в список на выплату в связи с утратой имущества (100 тысяч рублей), если утрата имущества (частично или полно) имеет место быть и это комиссионно оформлено актом».
 
То ли в письме что-то не совсем корректно было сформулировано, и в итоге было понято превратно, то ли этого письма вообще не должно было быть (в конце концов ссылку на него ведь удалили)… Но для местной администрации оно давало четкие основания не принимать заявления на выплаты у всех жильцов выше первого этажа и с исправным электроснабжением.
 
Так к концу сентября сформировалась в высшей степени странная карта подтопления 66-го квартала: в этих домах деньги положены всем, а в этих только некоторым. Жильцы ходят и переглядываются, сами не понимая, почему одним повезло, а другим не очень. При этом в некоторых домах, где повезло только «первоэтажникам», водоснабжение вроде бы было, но из горячего крана текла холодная вода, причем целый месяц. Отключения как бы нет, но и полноценной услугой это назвать невозможно.
 
Понять позицию правительства Хабаровского края в этом вопросе не получалось, прямым текстом ее никто не высказывал.
 
19 сентября на очередной конференции, которая прошла уже Хабаровске, выступил первый заместитель председателя правительства края по экономическим вопросам Геннадий Апанасенко. Тот самый, чья подпись стояла под злополучным письмом о первых этажах. Геннадий Васильевич также затронул и вопрос о компенсациях. Более того, вопрос ему был задан журналистом, и в этом вопросе присутствовала просьба разъяснить, что там с этими этажами. Апанасенко сказал дословно следующее:
 
«Мы учитываем все многоквартирные дома, те, которые подтоплены. То есть если фундамент дома, подвал, не говоря уже про первые этажи - мы их уже учитываем. Мало того, мы знаем, подтопленные многоквартирные дома многие отключены от источников энергии электрической, водообеспечения горячего и холодного. Поэтому полностью дом мы учитываем в расходах».
 
Подчеркнем, что Геннадий Апанасенко снова не сказал ни слова об этажах, на которых проживают жильцы затопленных домов. С другой стороны, и прямым текстом о том, что от высоты проживания права граждан не меняются, он тоже не заявил.
 
Однако администрация Комсомольска продолжает стоять на своем - только первые этажи.
 
25 сентября мы направили обращение в правительство Хабаровского края с просьбой разъяснить, что происходит с этими этажами и откуда они вообще взялись - ну, ни единого законодательного акта в стране нет, который бы устанавливал какую-либо разницу в подобных ситуациях между жильцами нижних и верхних этажей. Ответ должен прийти до 25 октября, однако пока что его нет. Но к сегодняшнему дню и ситуация постепенно разрешается.
 
Комсомольчане начали обращаться в суд. И как ни странно выигрывать. Те самые - например, из дома №2/2 по улице Гагарина, в котором выплаты были положены первым этажам, а остальным нет. А суд их требования удовлетворяет.
 
Как сообщили нам в пресс-службе Центрального районного суда Комсомольска-на-Амуре, всего такого рода заявлений о признании пострадавшими к 21 октября было 321. Из них 198 было рассмотрено, а отказано в удовлетворении требований 38 заявителям. То есть 160 заявлений суд удовлетворил.
 
Из анализа этой судебной практики нам стали ясны основания для судебных решений по этим заявлениям: если дом есть в списке попавших в зону подтопления, то жильцам выплаты положены (разумеется, с учетом других обстоятельств - например, регистрации, факта проживания и других); если дома нет в списке, то и о выплатах речи нет. Список, как нам объяснили, суд получил где-то на рубеже августа и сентября, однако спустя какое-то время перечень уточнялся, в него вносились правки. И в последней редакции, руководствуясь которой суд и выносит свои решения, нет ни слова ни про какие этажи. Взят этот список из Постановления администрации Комсомольска-на-Амуре №3143-па от 2 октября 2013 года (http://www.kmscity.ru/assets/activity/npa/2013/20131002_3143-pa.pdf) об определении границ зоны затопления.
 
Получается, что по меньшей мере 160 жителей Центрального округа просто так сходили в суд и доказали свое право на компенсации, хотя должны были, по идее, просто прийти и получить их сразу, так же, как и их соседи с первого этажа.
 
И только вечером 22 октября стало известно, что список пострадавших администрация, наконец, расширила до более понятных границ - теперь жильцы в том числе и верхних этажей этих самых десяти домов должны срочно прийти в администрацию и написать заявление на получение выплат.
 
Но и это, надо полагать, еще не конец эпопеи. Претензии остались и у некоторых жителей домов, вообще не попавших в список подтопленных. По мнению жильцов, неудобства они испытывали не меньшие, чем их соседи по двору, однако почему-то пролетели мимо списка.
 
Так, например, жители дома №10/4 по бульвару Юности собрали документы и обратились с жалобой в прокуратуру. Описывают заявители ситуацию, мало чем отличную от соседних домов: из горячего крана течет холодная вода; скорая помощь отказывала в приеме вызова, так как не было проезда к дому; неоднократно отключалась электроэнергия; стоит зловонный запах; в квартирах поселились насекомые и пауки; все подходы к дому были затоплены, вследствие чего была нарушена нормальная жизнедеятельность населения дома. Однако жильцам этого дома ничего не положено.
 
Пакет документов для разбирательства собрал и подает в прокуратуру и общественник Михаил Солютенко вместе с другими жильцами дома №46/3 по улице Дзержинского, который тоже находился в сходном положении. Он также разместил (http://msol-dv.livejournal.com/73820.html) в своем блоге инструкцию для самостоятельного документирования факта нанесения ущерба дому и его жильцам. Аналогичные действия собираются или уже предпринимают и жильцы Дзержинского 42/2, 42/3, 46/2, 46/3. За судьбой этих заявлений мы будем следить.
 
При этом появилась вероятность, что вопрос можно решить и без суда. Правда все равно не без внешнего вмешательства. 22 октября пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края сообщила, что в крае начала работу специальная конфликтная комиссия, которая будет урегулировать споры, связанные с выплатами компенсаций. Обращаться в нее можно по телефону 8 (4212) 402-259 и по электронной почте commission@adm.khv.ru.
 
Очевидно, что этот экстренно созданный орган будет пользоваться немалой популярностью. Особенно после критики в адрес городских властей от посетившего Комсомольск-на-Амуре премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который работу комиссии по оценке пригодности жилья назвал «издевательством над людьми».
 
«Приамурские ведомости», 27.10.13
http://priamurka.ru/society/1510/