Берег Биры размывается и осыпается
Берег Биры размывается и осыпается
Постоянные читатели, наверняка, помнят и статью «В ожидании жизни...», опубликованную нами две недели назад, и изложенную в ней ситуацию, сложившуюся в Ленинском районе на начало октября этого года.
 
Верить или не верить словам жителей села Ленинское - каждый решает сам. Поводом для того, чтобы у некоторых читателей возникло сомнение в правдивости рассказов ленинцев, послужила информация, опубликованная на сайтах агентства «Интерфакс» и полпреда Президента РФ в ДФО.
 
Цитирую: «Практически все пострадавшие от наводнения на Дальнем Востоке получили компенсации, сообщил во вторник вице-премьер - полпред Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
 
- Работа субъектов по выплатам единовременной материальной помощи и компенсаций за утраченное имущество практически завершена, - сказал он на заседании правительственной комиссии по ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке.
 
Так, по словам полпреда, в Амурской области единовременную материальную помощь в размере 10 тысяч рублей на человека получили 100% пострадавших, по 100 тысяч рублей за утрату имущества - 45 тысяч человек.
 
- В Хабаровском крае единовременная помощь выплачена 95% пострадавших, компенсации за утрату имущества - 89%. В Еврейской автономной области выплаты в размере по 10 тысяч рублей получили более 99% пострадавших, а компенсации за утерянное имущество - 100%, - добавил Ю.Трутнев».
 
Замечу, что данная информация датирована пятнадцатым числом этого месяца. Те, кто ее прочел, наверняка порадовались, а может даже поаплодировали такой оперативности в работе руководства Еврейской автономной области и всех пяти районов ЕАО, включая Ленинский.
 
Но вот незадача! Буквально на следующий день, шестнадцатого октября, на сайте областной прокуратуры появляется другая информация, которую я сейчас процитирую без купюр, и которую, надеюсь, вы очень внимательно прочтете.
 
«Прокуратурой Ленинского района Еврейской автономной области при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан в условиях ликвидации последствий наводнения на территории области выявлены факты ненадлежащей работы органов местного самоуправления в части производства выплат гражданам, пострадавшим от широкомасштабного наводнения, единовременной материальной помощи, финансовой помощи за утраченное имущество, несвоевременным обследованием жилья на предмет пригодности или непригодности для проживания.
 
Установлено, что администрациями муниципальных образований «Ленинское сельское поселение» и «Дежневское сельское поселение» на начало октября 2013 года, спустя более месяца после принятия Указа Президента РФ от 31.08.2013 №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», не в полном объеме выплачены полагающиеся гражданам компенсации.
 
В Ленинском и Дежневском сельских поселениях из 3491 поступивших заявлений произведены выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей 2575 гражданам. По 451 заявлению решения не приняты. Финансовая помощь в размере 100 тысяч рублей выплачена 592 гражданам, по 607 заявлениям решения не приняты.
 
В названных сельских поселениях по результатам обследования жилья не составлено ни одного заключения о признании жилья пригодным и требующим ремонта или не пригодным для проживания, которые должны составляться в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
 
Кроме того, вопросы по доставке гражданам дров и угля на территории поселений в полном объеме не решены.
 
Определена потребность в дровах в объеме 23660 кубометров дров, фактически завезено 1416 кубометров. Потребность в угле составляет 6100 тонн. Фактически завезено только 700 тонн угля.
 
В результате нарушены права граждан на своевременное получение материальной помощи за утраченное имущество, на получение финансовых средств на ремонт жилья или на строительство (приобретение) другого жилья, а также права граждан на комфортные условия проживания.
 
По результатам проведенной проверки прокуратурой Ленинского района главам Ленинского и Дежневского сельских поселений внесены представления с требованием о немедленном устранении нарушений. В настоящее время указанные представления прокурора находятся на рассмотрении».
 
Поспешил господин Трутнев поверить отчетам наших чиновников. А зря! Верить надо не бумажкам, которые они горазды сочинять, и которые, зачастую, не отражают реального положения дел, а своим глазам и ушам. Для этого необходимо всего лишь поехать на место и выслушать людей.
 
Как можно говорить о том, что проблемы жителей Ленинского района решены, если прокуратура не обнаружила ни одного акта о пригодности или не пригодности домов для проживания, простоявших больше месяца в воде? Люди продолжают жить на чердаках домов и в чудом сохранившихся хозяйственных постройках, ожидая эти акты, но, увы, напрасно.
 
А компенсации? Заявление об их стопроцентной выплате пострадавшим вообще не поддается никакой критике! Смотришь на эти цифры и приходишь к выводу: удивляет даже не ложь, а несогласованность в действиях местных чиновников. Ну, решили врать, так врали бы одинаково!
 
Третьего октября глава Ленинского сельского поселения Дмитрий Гончаров заявляет, что по сто тысяч рублей получили 649 человек. Пятнадцатого октября господин Трутнев, исходя из отчета губернатора ЕАО, говорит, что по сто тысяч рублей получили сто процентов потерпевших жителей ЕАО. Шестнадцатого октября прокуратура заявляет, что в Ленинском и Дежневском сельских поселениях, вместе взятых, компенсацию за утерянное имущество получили всего 592 человека, а больше шестисот человек вообще никакого ответа на свои заявления о компенсациях от чиновников не получили.
 
Наверное, для того, чтобы эта ложь не стала слишком очевидной, наши господа чиновники решили любой ценой наверстать упущенное время. В результате, эта цена оказалась слишком высокой.
 
В редакцию позвонили из с. Ленинское и рассказали вот такую историю: по селу прошла информация, что в пятницу, 18 октября, пострадавшие от наводнения жители Ленинского должны прийти в отделение почты, чтобы получить компенсацию за утраченное имущество - по сто тысяч на человека. Всем называли один и тот же день и одно и то же время. Люди, уставшие от существования в полуразрушенных холодных домах, от ожидания хоть какой-то помощи, ринулись в почтовое отделение.
 
В небольшое помещение «набилось» человек триста, а может, и больше. Духота, толчея. В какой-то момент работники почтового отделения заметили, что одному из жителей села стало плохо. Они вывели мужчину на улицу, на свежий воздух, вызвали «Скорую помощь», но она не успела. Мужчина умер прямо на ступеньках почтового отделения. Умер, так и не дождавшись обещанной компенсации. А кто и как теперь компенсирует его родственникам потерю близкого человека? Кто ответит за искусственное затягивание положенных пострадавшим выплат? Кто ответит за отвратительную организацию процедуры этих выплат? Кому пришла в голову идея огромную сумму денег привезти в один день в сельское почтовое отделение, которое для этого не приспособлено? Это ведь не банк! У почтового отделения нет специального хранилища для такого количества денежных купюр, да и для приема такой суммы денег сельское отделение не приспособлено.
 
Кто за все это ответит и ответит ли вообще?
 
Списки на получение единовременной материальной помощи и компенсации за утраченное имущество составляют работники администрации сельского поселения, затем направляют в районную администрацию, а та - в правительство области. Там списки проходят, минимум, три инстанции, после чего деньги должны перечисляться согласно этим спискам.
 
Что касается Ленинского района, невооруженным глазом видно, что сельские и районная администрации не очень-то спешили оказать помощь людям, которые голосовали за них на выборах. Хотя, должна сделать оговорку: и.о. главы администрации Ленинского района господина Князева народ не выбирал, его выбрал один человек - губернатор ЕАО.
 
Выбрал один, а проблемы - у тысяч жителей района.
 
Все познается в сравнении. Чтобы убедиться в ненадлежащем исполнении обязанностей чиновниками администраций Ленинского и Дежневского поселений, а также администрации Ленинского района, достаточно сравнить результативность их работы с результативностью работы, например, администрации Надеждинского сельского поселения Биробиджанского района.
 
8 сентября на выборах главы сельского поселения победу одержал самовыдвиженец Игорь Малик. На его плечи легла вся тяжесть решения проблем, возникших в связи с наводнением, не пощадившим село Головино, которое входит в состав поселения.
 
Я приехала в Головино в воскресенье, 20 октября, заходила в пострадавшие от воды дома, разговаривала с людьми. В каждом доме звучали слова благодарности в адрес Игоря Сергеевича. «Он молодец, - говорили люди, - и дома вместе с комиссией обследовал по несколько раз, и переселение пострадавших жителей организовал, и списки на выплаты составил. Материальную помощь и компенсации уже все, практически, получили. Остались те, кто сегодня через суд устанавливает факт проживания в пострадавшем доме. Дрова людям привезли, картошку, морковку, капусту - тоже. Тепловые пушки желающим выдали», и так далее.
 
Все это, конечно, не означает, что в Головино не осталось проблем. Они есть. Например, нет кормов для скота. Перед наводнением люди заготовили сено, а вода его унесла, огороды затопила. Чем всю зиму кормить коров, свиней?
 
Чуть позже, когда я встретилась с Игорем Маликом в администрации сельского поселения, он уверенно заявил: «Корма будут!».
 
- Я ежедневно связываюсь с начальником сельхозуправления администрации Биробиджанского района по этому вопросу, объясняю ситуацию. Он делает все, чтобы решить проблему. Сегодня уже можно сказать, что корма для крупного рогатого скота будут в самое ближайшее время, - сказал Игорь Малик.
 
Вот так работает новый и, казалось бы, неопытный глава сельского поселения, так работает администрация района, преследуя одну единственную цель - оказать всю необходимую помощь людям, пострадавшим от стихии. И результативность их работы, практически, стопроцентная.
 
Ничего подобного, к сожалению, не могу сказать о результативности работы областных чиновников.
 
В с. Надеждинское существует серьезная проблема. Она возникла задолго до наводнения, и решить ее можно только на областном уровне. Вот уже 9 лет областные чиновники говорят, что знают об этой проблеме, отслеживают ситуацию, но… Пройдет еще немного времени, и уже весной целая улица этого села может уйти под воду! А ведь на ней стоят дома, в которых живут люди.
 
Берег Биры размывается и осыпается. Если два года назад ширина берега от воды до калиток, ведущих во дворы жилых домов, составляла примерно четыре-пять метров, то сегодня от калиток до края берега где метр, а где и меньше полуметра. Если еще два-три года назад можно было вести берегоукрепляющие работы с помощью тяжелой техники, то сегодня это проблематично. Технике негде развернуться. Берега, по сути, нет! Чего все эти годы ждала областная власть? Почему не била тревогу? Почему не выделяла на укрепление берега средства из бюджета? Почему не обращалась за помощью к федеральной власти, а если обращалась, то отчего ж так вяло?
 
Почему власти ЕАО не выделяли на укрепление берега средства из бюджета?
Почему власти ЕАО не выделяли на укрепление берега средства из бюджета?

 
Не думаю, что областные чиновники вели бы себя также вяло, если бы под угрозой уничтожения оказались их коттеджи или дачи! В этом случае результативность их работы наверняка была бы более заметна.
 
Стоя на этой кромке берега разлившейся Биры, напоминающей больше полноводный Амур или Волгу, понимаешь, что беды избежать уже не удастся. Как и чем потом будут оправдывать свое вялотекущее руководство ответственные лица областного правительства? Наверное, опять стихией. Кого призовут к ответу? Природу?
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом» № 42 от 23.10.13