Виктор Бухта
Виктор Бухта
Следствие по уголовному делу экс-начальника Главного управления МЧС России по Амурской области, которое проводил Военный следственный отдел СК РФ по Благовещенскому гарнизону, завершено. Первоначально Виктору Бухте предъявили обвинение в финансовых махинациях - конкретно в незаконном удержании с подчиненных львиной доли их премий и полученной материальной помощи.
 
Спустя семь месяцев уголовное дело приросло новыми криминальными эпизодами, доказанными фактами и денежными суммами.
 
Если ранее речь шла о миллионе рублей ущерба, то к окончанию следствия эта цифра выросла почти в три раза. Но главный ущерб, который не измеришь никакими суммами, даже не материальный, а моральный. Незаконные действия руководителя амурского главка рикошетом ударили по авторитету МЧС. По тем людям, которые выполняют трудные задачи по ликвидации чрезвычайных ситуаций на земле. Выполняют добросовестно и самоотверженно, порой рискуя при этом собственной жизнью и здоровьем. В том, что это именно так, убедились все попавшие в беду амурчане и другие дальневосточники, которым во время страшного паводка оказывали помощь сотни спасателей со всей России. И низкий им за это поклон.
 
Статья с отягчением
 
Первое уголовное дело было возбуждено в феврале 2013 года по ч. 1 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» - основанием для его возбуждения послужили материалы УФСБ России по Амурской области. Чекисты также осуществляли весь комплекс оперативного сопровождения этого и последующих уголовных дел.
 
Виктор Бухта попал в оперативную разработку из-за черной кассы. Речь идет о так называемом фонде материального обеспечения, из которого сотрудникам ведомства выплачивались материальная помощь и премии. Как выяснилось, не всегда законно. Объективную систему распределения поощрений личному составу в амурском ГУ МЧС заменила коррупционная финансовая схема. Используя рычаги давления на подчиненных, тех вынуждали платить «откаты». И продолжалось это не один год.
 
Материальная помощь - это все-таки дополнительная выплата, а премия прилагается к заработной плате, начислялась приказом, который Виктор Александрович сам же и подписывал. По делу проходит десять потерпевших, которые сдавали по три - пять и более раз по 30 - 50 тысяч. Это деньги не государства - они были изъяты у граждан после перечисления на личные банковские карты, в некоторых случаях - при выдаче наличных на руки. Полученные средства являлись собственностью людей, изымать их никто не имел права.
 
Как установило следствие, у каждого потерпевшего было изъято незаконно от 200 до 400 тысяч рублей в течение ряда лет. При невысокой заработной плате, которую получали раньше сотрудники МЧС, - суммы значительные. Поэтому Виктору Бухте к ч. 1 вменили еще ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). В общей сложности по доказанным эпизодам с незаконными выплатами премий и материальной помощи ущерб сотрудникам составил 2 миллиона 700 тысяч рублей.
 
Куда шли деньги
 
Мы все знаем историю Юрия Деточкина, который угонял машины у людей, живущих на «нетрудовые доходы» (под которыми подразумевались взяточничество и спекуляция), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Увы, здесь не тот случай.
 
Небольшая часть собранных у сотрудников денег использовалась на нужды управления. В том числе для проведения мелких ремонтов. Но львиная доля уходила на подарки различным должностным лицам, в том числе и высокопоставленным. Что именно им дарили - следователи умалчивают, говорят лишь уклончиво: «Некоторые презенты были очень дорогостоящие».
 
Кроме этого, деньги из черной кассы тратили на встречи разных делегаций, а также на рабочие поездки за рубеж - оплату билетов, таможенных сборов и виз, подарки для принимающей стороны. Возникает вопрос: для чего это надо было делать? Всем известно, что представительские расходы оплачиваются из государственной казны. Возможно, это делалось для того, чтобы не тратить время на длительное оформление соответствующих документов через главк, считают в Военном следственном отделе СК РФ по Благовещенскому гарнизону. Но ведь никто не следил за тем, куда реально уплывали большие неподотчетные суммы.
 
Дело об иномарке
 
Расследование продолжалось почти семь месяцев и приросло новыми эпизодами. В частности, следствие выявило махинации с воинскими перевозочными документами. 25 октября 2008 года глава регионального управления МЧС подписал приказ, на основании которого одному из его бывших сотрудников ведомства были незаконно выданы воинские перевозочные документы для транспортировки личных вещей до станции Москва.
 
Виктор Бухта за счет государства отправил в столицу спортивный автомобиль для сына марки Nissan Skyline. В результате чего бюджет МЧС России потерял почти 70 тысяч рублей, а бывший сотрудник МЧС - льготное право на бесплатную перевозку личных вещей к новому месту жительства. В действительности этот человек не собирался уезжать из Благовещенска. Но в жизни все бывает - планы могут измениться, и если он вдруг решит переехать в другой регион, то перевозить имущество ему придется уже за свой счет - такое право предоставляется государством военнослужащим после увольнения только единожды.
 
Мог ли этот человек отказаться? В принципе мог. Но все понимают, что неисполнение пусть не приказа, но настоятельной просьбы начальника ни к чему хорошему, как правило, не приводит. В ведомстве служит один из его ближайших родственников - это могло отразиться на его дальнейшей работе.
 
Мясной рейс
 
В январе этого года Виктор Александрович собирался лететь в Москву на служебное совещание по подведению итогов за 2012 год. Накануне один из высокопоставленных сотрудников ДВРЦ МЧС России попросил по дружбе передать сыну посылку с мясом. Ничего криминального в этом нет.
 
Но вышел казус. Прилетает Виктор Александрович в аэропорт столицы и вспоминает: мясо-то он забыл взять! Чтобы доставить забытую посылку, специально для этой цели в Москву был командирован сотрудник главного управления. За государственные деньги слетал туда и обратно. Только представьте: офицер срывается с места - у него семья, служебные обязанности. Сначала он пишет рапорт на получение аванса, руководство его подписывает, издается соответствующий приказ. Ему на карточку перечисляют деньги, человек покупает авиабилеты, наверняка кого-то просит, чтобы его отвезли в аэропорт. Летит в Москву и через два дня - обратно. И все из-за пяти килограммов мяса!
 
Как выяснило следствие, во время данной командировки, кроме передачи мяса, никаких служебных вопросов офицер не решал. Бюджет МЧС при этом потерял еще 28 тысяч рублей. Это, пожалуй, самый неприятный из всех эпизодов уголовного дела.
 
Без показаний
 
За время, пока продолжалось следствие, полковник Бухта не дал никаких показаний - воспользовался статьей 51 УК РФ. Это право любого человека, закрепленное Конституцией РФ.
 
В целях обеспечения заявленных гражданских исков от десяти потерпевших на одну из двух квартир и земельный участок, принадлежащие Виктору Бухте, наложен арест. В настоящее время потерпевшие знакомятся с материалами уголовного дела. После этого с делом в полном объеме ознакомятся сам Виктор Александрович и его защитник. Сколько это займет времени, сказать трудно. По закону обвиняемого могут ограничить во времени только через суд и лишь в том случае, если он будет явно затягивать процесс. Затем все направят военному прокурору Благовещенского гарнизона. Если он согласится с доводами следствия и утвердит обвинение, дело уйдет в Благовещенский гарнизонный военный суд.
 
Обвинение полковнику Бухте предъявлено по ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). Первая часть предусматривает по максимуму до четырех, а третья - до 10 лет лишения свободы. Но самое страшное для любого офицера - это лишение его воинского звания. Коррупционная статья предусматривает такую санкцию.
 
Следователи погрязли в архивах
 
Уголовное дело с самого начала обещало быть сложным и долгоиграющим. Так и вышло. Многие факты происходили три, четыре и даже пять лет назад. Чтобы проверить и подтвердить оперативную информацию, пришлось искать и вникать в документы давно прошедших лет. Следователи погрязли в архивах.
 
В процессе следствия возникало много вопросов, на которые найти ответы без глубоких знаний в сфере финансов и бухгалтерского учета было невозможно. Пришлось досконально изучить кипу нормативных документов. Еще одна трудность состояла в том, что все сотрудники финансового отдела управления МЧС по Амурской области проходят по делу - они либо потерпевшие, либо свидетели. Следственным органам пришлось привлекать к работе независимых экспертов из финансовой сферы, чтобы найти ответы и доказать факты.
 
270 000 рублей выплатили незаконно из своих премий и материальной помощи сотрудники амурского управления МЧС.
 
Ирина Ворошилова,
«Амурская правда», 19.09.13
http://www.ampravda.ru/2013/09/19/039640.html