О. Мигина
О. Мигина

Немного найдется людей, чьи имена вошли в повседневную жизнь: Форды, Боинги, Туполевы и Ильюшины появляются на свет не часто. Но Хабаровск может гордиться человеком подобной величины. С Ольгой Мигиной заочно знаком едва ли не каждый дачник Хабаровского края. И знакомство это совершенно закономерно: именно она «изобрела» самые известные на Дальнем Востоке сорта огурцов «Миг», «Ерофей», «Хабар». Затянувшееся начало дачного сезона дало нам повод вспомнить давнюю беседу корреспондента одной из федеральных газет с этим замечательным человеком. Как нам кажется, человеком, незаслуженно подзабытом.

 

- Ольга Николаевна, ваша мама была театральным режиссером, отец - технологом, откуда же у вас появилась вдруг тяга к земле?

 

- Вы знаете, у меня действительно в роду нет никого, кто бы так беззаветно любил землю и все что с ней связано. А мне вот еще в детстве нравилось выращивать цветы. А когда окончила школу, приняла свое первое взрослое решение - поступить в главный сельхозвуз страны - Тимирязевскую академию. Этот мой поступок поверг всех - и маму, и учителей - в шок. Но вы не представляете, каким спросом пользовалась тогда это учебное заведение: чтобы туда поступить, необходимо было выдержать громадный конкурс - 14 человек на место.

 

- Вы окончили академию с отличием и вполне могли претендовать на теплое местечко как минимум в Подмосковье. Почему вы решили отправиться работать за 8 тысяч километров от столицы?

 

- Вы ошибаетесь, если думаете, что отличников в те времена Москва приберегала для себя. Нет, лучших отправляли именно на периферию, где в их энергии нуждались. Не знаю, но никакого страха и сомнений в том, чтобы уезжать так далеко от родных мест у меня не было.

 

В Хабаровск нас прибыла целая бригада: четверо плодоовощеводов и один агрохимик. Как сейчас помню: приехали мы 16 августа 1956 года, и у меня просто дух захватило: какой Хабаровск был красивый и роскошно зеленый! Мне кажется, я тогда сразу поняла, что здесь мой дом.

 

Меня тянуло на томаты…

 

- Ваша вузовская специальность - плодоовощевод, в чьи обязанности входит лишь выращивать то, что изобрели другие. Что же заставило вас нарушить это правило?

 

- Первые три года я и выращивала чужие сорта - на Вяземской овощной станции. О шикарных, с центральным отоплением теплицах мы тогда только мечтали. Рассаду выращивали в парниках. Даже полиэтиленовая пленка появилась только в 1962 году.

 

А селекцией я всерьез заболела только в 1967, когда на дальневосточных полях проработала уже десять лет и поняла все недостатки существовавших тогда сортов овощей. Первое время пришлось изрядно попотеть, чтобы вникнуть во все тонкости селекции. Это я сейчас сорт огурцов могу определить чуть ли не закрытыми глазами. Признаться, сначала меня тянуло на томаты, к огурцам я была как-то равнодушна.

 

- И почему же сменили томатную «ориентацию» на огуречную?

 

- Огурец очень полезный овощ, он, можно сказать, уникален. На девяносто пять процентов состоит из воды, однако в оставшихся пяти собраны все необходимые для человеческого организма минералы и витамины. Одним словом - маленький санитар нашего организма.

 

Вот только в наших краях с выращиванием огурцов всегда была проблема. Ведь Дальний Восток является родиной самой страшной для огурцов болезни - ложной мучнистой росы. Дачники эту заразу отлично знают: она проявляет себя в виде желтых пятен на листьях растений. В общем, родилась моя мечта - создать местный устойчивый сорт - почти по необходимости.

 

До меня первую попытку вывести устойчивый в отношении этой заразы сорт в условиях нашего региона сделала мой селекционный учитель Ефросинья Гамаюнова. «Дальневосточный - 27» был специально выведен в тяжелые военные годы.

 

- А как появился на свет «Миг»?

 

- Первые мои попытки создать устойчивый сорт закончились полным провалом - получался какой-то неустойчивый гибрид. И вообще, на практике я убедилась, что не все теоретические законы генетики, которые я знала по книжкам, находят подтверждение в жизни. А потому мои испытания даже стали основой для создания ряда методических рекомендаций.

 

На выведение первого сорта у меня ушло без малого десять лет, и в 1978 году появился «Каскад». Его так мой супруг назвал за расположение женских цветков, которые ниспадают в виде каскада. Однако этот сорт был лишь близок к истине. Поэтому семь лет спустя в 1985 году на радость дачникам был выведен «Миг». Его плод, пожалуй, самый большой из тех, что мне удалось создать. Зеленый, очень высокоурожайный и к тому же пригодный на все случаи огородной жизни - одним словом, универсальный.

 

Буквально сразу этот огурчик стал популярен во всех уголках бывшего Союза особенно, когда в 1991 году по всей России и на Украине прошла вспышка ложной мучнистой росы, и все тамошние сорта погибли. В то время наше краевое объединение «Сортсемовощ» отправило на запад около десяти тонн семян огурцов «Миг» и «Каскад». Письма с просьбой выслать семена приходили мешками.

 

КИТайский «Миг» и японский «Лотос»

 

- Наверное, на вас тогда золотой дождь пролился? В Америке такой человек, как вы, наверняка был бы миллионером.

 

- Ну, что вы, какой дождь! Первый и последний раз я и коллектив из четырех моих помощников получили гонорар за создание «Хабара» - три тысячи рублей. К сожалению, авторское право у нас в стране не работает. Правами на все мои сорта обладает Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства, и по закону, все, кто использует мои сорта, должны перечислять институту определенные суммы, а он в свою очередь должен начислять гонорар авторам.

 

Однако на деле добиться от кого-нибудь реальных выплат практически невозможно. Единственные, кто расплачивается с институтом за мое изобретение, это фермеры, которые выращивают семена, но полученные с продаж деньги идут на нужды НИИ.

 

- А на пакетиках с вашим изобретением хоть раз видели свое имя?

 

- Почему-то у нас в стране нет права на имя. Хотя странно, конечно: на книгах же пишут имя автора, а ведь создать новый сорт - это огромный труд. Многие селекционеры за всю жизнь создают не более двух сортов, а у меня их целых шесть. А ходить просить кого-то - неудобно как-то…

 

Следующие мои сорта «КИТ», «Лотос» и «Хабар» появились уже в новое время: с 1997 по 2000 год, но имя авторов по-прежнему не указывается. Кстати, у этих сортов необычная биография: селекционным материалом послужили сорта огурцов, созданные моими японскими коллегами.

 

- А как японцы? Претензий не предъявляли?

 

Нет, что вы, мы с ними активно сотрудничаем. Для японских селекционеров «Миг» стал таким же селекционным материалом, как для меня их семена. Да и вообще, семена постоянно мигрируют через границу. Например, некоторые китайские сорта огурцов, которые сегодня продаются в Хабаровске, - это все те же «Миги», только слегка «китаизированные».

 

Вообще, я считаю, что у каждого сорта должна быть особенность. «КИТ», например, неприхотлив, дает стабильный урожай, а главное практически не буреет. «Лотос» отличается яркими с белыми полосками плодами, он среднеспелый, превосходно подходит для засолки. А у «Хабара» ни при каких обстоятельствах не появится знакомый всем огородникам привкус горечи, этот сорт - самый урожайный из всех.

 

Как вы яхту назовете…

 

- Если не секрет, откуда взялось такое необычное название для огурца, «КИТ», и как вообще придумывается имя селекционному изобретению?

 

- Да с «КИТом» помню, случился конфуз. Муж меня долго стыдил, что свой третий сорт я назвала «КИТ», мол, ассоциация у народа будет неправильная, ведь животное большое, а огурчик маленький. Однако название это - лишь аббревиатура (расшифровывается как «коллектив интенсивного труда» - это мы в шутку так назвали нашу лабораторию). Откуда появилось название «Миг», можно и не говорить, правда, кто предложил его, я уже и не помню. А вообще с выдумыванием названий у меня как-то не очень. Единственный, названный мною лично сорт, - это «Хабар», в переводе с тюркского - «удача, прибыль».

 

- А существуют какие-нибудь правила того, как следует называть новые сорта? Или можно придумать все что угодно?

 

- Названия утверждает Государственная комиссия по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур.

 

В имени желательно отразить особенность сорта или определить район его создания (в данном случае Хабаровский край или Дальний Восток). Ну и, конечно, нельзя, чтобы названия сортов совпадали с уже зарегистрированными в государственном реестре - а на сегодняшний день их около ста. Я, признаться, даже у дачников иногда весьма оригинальные и ценные идеи брала взаймы. Например, так называемые опрыскивательные смеси биологического происхождения, которые, возможно, благополучно заменят химикаты. И сама, конечно, с ними делюсь своими знаниями.

 

В Университете сельскохозяйственных знаний я регулярно читаю лекции, и, надо сказать, всех желающих зал вмещает с трудом.

 

А еще со мной часто здороваются на улице незнакомые люди. И я всегда уверена: это дачники. Вообще, приятно, что твой труд кому-то нужен, а главное приносит радость.

 

Беседовала Юлия Кремнева.

 

От редакции портала

 

Помнится, в свое время Ольгу Мигину выдвинули кандидатом на присвоение звания Почетного гражданина города Хабаровска. Однако, почему-то, вместо Ольги Николаевны «назначили» тогдашнего командующего Дальневосточным военным округом Юрия Якубова. Именно назначили.

Почти каждый из 400 тысяч дачников края знает мигинские огурцы, помидоры и другие овощи, сорта которых подарила она всему Дальнему Востоку. Кстати, генерала Якубова в Хабаровске давно нет, а выдающийся селекционер живет и даже работает, несмотря на свой преклонный возраст. Так может быть, есть смысл восстановить справедливость и избрать в нынешнем году почетным гражданином Хабаровска Ольгу Мигину?

Портал «RusHub» предлагает это сделать после того, как на большинстве хабаровских грядок созреют огурцы и помидоры Ольги Николаевны, в том числе и на даче нашего главного редактора.

 

RusHub, 11.05.11

http://rushub.ru/khabkrai/exclusive/detail.php?ELEMENT_ID=5752

---------------

 

От Волги-матушки к Амуру-батюшке

 

Совхоз Святогорский. Слева Г.Т. Казьмин, директор ДальНИИСХа, справа – В.И. Нагаевский, бригадир совхоза, в центре – Ольга Мигина
Совхоз Святогорский. Слева Г.Т. Казьмин, директор ДальНИИСХа, справа – В.И. Нагаевский, бригадир совхоза, в центре – Ольга Мигина

Ольга Николаевна Мигина известна как ведущий научный сотрудник Дальневосточного научно-исследовательского института сельского хозяйства. Она кандидат сельхознаук, академик Международной академии аграрного образования, заслуженный агроном РФ, автор популярных огуречных сортов «Миг», «Каскад», «Лотос», «Хабар», «Ерофей».

 

О селекционере Мигиной написано немало, особенно любят журналисты обыгрывать тему огурцеводства, достаточно перечислить названия статей: «Огуречный каскад селекционера Мигиной», «Огуречный генерал Ольга Мигина» и тому подобное. В другом ряду: «Есть только миг», «50 лет в одном институте», «Женщина, которая творит».

 

Есть материалы по выдвижению Мигиной на конкурс «Почетный гражданин города». Желающие знать документальную основу ее жизни могут обратиться к календарю-справочнику по Дальневосточному федеральному округу за 2009 год (издание ДВГНБ).

 

Уже один послужной список Ольги Мигиной не оставляет и тени сомнения в том, что она достойный гражданин города, страны и мира. Но автору этих строк хочется рассказать о ней больше как о человеке, о ее удивительной биографии, в которую вплелись история, культура и искусства. Да, именно искусства, пусть в самодеятельном или созерцательном варианте, формировали духовный облик селекционера. Эти штрихи к портрету пишу на правах старой дружбы, согласуясь с тематикой журнала «Словесница искусств».

 

«Я приземленный сельхозник», – говорит о себе Мигина. А я думаю о ней по-другому, словами классика: положительно прекрасный человек. Прекрасное, не знающее себе цену…

 

Еще задолго до спора «физиков» и «лириков» Антон Павлович Чехов напомнил, что в Гете рядом с поэтом прекрасно уживался естественник. «Если человек знает учение о кровообращении, то он богат: если к тому же выучивает еще историю религии и романс «Я помню чудное мгновенье», то становится не беднее, а богаче» (из письма Чехова Суворину, 1889 г.).

 

Утопическая Молога

 

Ольга Мигина родилась в городе, которого теперь нет на карте – в Мологе Ярославской области. Место историческое – недалеко от Москвы и такое же древнее, как столица (упоминается в летописях 1148–1149 годов).

 

Предки Ольги Брядовой (такова ее девичья фамилия) были волжане, купцы первой гильдии. Матушка Мария Алексеевна, женщина энергичная и жестковатая, парадоксально сочетала в себе естественнонаучные и театрально-артистические наклонности. Она повлияла на профессиональный выбор дочери, но об этом позже…

 

В 1937-м роковом году жителей Мологи оповестили о том, что ввиду строительства Рыбинской электростанции Молога и прилежащие к ней населенные пункты будут затоплены. Мологчанам предлагали переселиться в Рыбинск. Так и произошло. Всего три года продлилось детство Ольги Брядовой в Мологе.

 

Спрашиваю ее: «Хоть что-то запомнилось?». «Еще как! – Отвечает. – Помню вишневый сад, и очень яркое воспоминание – бабочки и огромные майские жуки, и еще фиолетовые бобы в огороде».

 

Утопленную Мологу жаль по многим причинам, например потому, что именно в Мологском крае находилось имение А.И. Мусина-Пушкина, открывателя «Слова о полку Игореве».

 

В Рыбинске

 

Жизнь продолжалась в старинном городе Рыбинске, известном с 1504 года как Ловецкая Рыбная Слобода. Тоже город не из простых, исторический. В советское время он успел побывать по именам партийных вождей и Щербаковым, и Андроповым, но в постсоветском пространстве обрел свое исконное имя. Отсюда помимо вождей вышли знаменитые военачальники (В. Блюхер), а также поэты и прозаики А. Сурков, С. Смирнов, Л. Ошанин. В честь Льва Ошанина здесь создан десять лет назад Ошанинский фонд, который проводит фестивали поэзии и песни. Из ныне действующих поэтов часто вспоминает Рыбинск его уроженец Юрий Кублановский, лауреат премии Солженицына. Кстати, еще в 50-е прошлого века в Хабаровский драмтеатр приехала из Рыбинска актерская чета Михаил Храбров и Нина Медведева.

 

Школьные годы Ольги Мигиной прошли в этом старинном городе. Семья поселилась в деревянном купеческом особняке, построенном во времена Екатерины (дом не сохранился, а фотография осталась). А училась Ольга в средней школе №3, это бывшая Мариинская гимназия. Мариинская – потому что взята была под высочайшее покровительство императрицы Марии Федоровны. Хотя про покровительство императрицы вряд ли было известно тогдашним школьникам. Они гордились, к примеру, тем, что здесь училась единственная в СССР женщина-академик в области химии А.В. Новоселова. А русский язык и литературу преподавала Елизавета Александровна Кублановская, мать поэта, Ольга у нее училась. Недавно знаменитой школе-гимназии исполнилось 150 лет, и Ольга Брядова тоже причастна к этому юбилею, она закончила школу с золотой медалью.

 

Замечу в скобках: ранняя биография Ольги Мигиной развертывалась на интересном историческом фоне (впрочем, и поздняя тоже) как имперского, так и советского толка. И замечательно, что у нее сохранились не только воспоминания, но и фотографии, документы. Так, в 1949-м она побывала в Артеке. У нее до сих пор хранится альбом и переписка с подругой-артековкой из Вяземска. Они до сих пор встречаются.

 

Тут надо вернуться в конец 40-х и начало 50-х прошлого века.

 

Надо было выбирать профессию. Мария Алексеевна когда-то училась на Высших естественнонаучных курсах в Петрограде и после их закрытия поступила в Ярославский театральный институт. А вот дочери своей, имевшей явные артистические наклонности, посоветовала поступать все-таки в Тимирязевку. Наверное, на это были серьезные причины. «Мне от мамы достался старинный микроскоп, который я потом подарила нашему институту», – скажет впоследствии Ольга Николаевна.

 

А Тимирязевка, точнее Петровская земледельческая и лесная академия, основанная в декабре 1865 года, тоже имеет свою замечательную историю. Здесь трудились корифеи русской агрономической мысли и прежде всего Климент Аркадьевич Тимирязев. А в 1874–1876 годах обучался писатель Владимир Галактионович Короленко. В 1952-м в академии предстояло учиться Ольге Мигиной, только что закончившей школу. И была она Пионер – всем ребятам пример.

 

Тимирязевка (1952–1956)

 

Интересно, что история с переименованием настигла Петровскую академию еще в досоветскую эпоху. В 80-е годы XIX века это учебное заведение слыло гнездом революционной крамолы. В 1894-м царское правительство сначала закрыло академию, а затем преобразовало ее в Московский сельскохозяйственный институт. В 1917-м статус Петровско-Разумовской академии был ей возвращен, первым ректором стал выдающийся ученый В.Р. Вильямс.

 

Когда Ольга Мигина поступала в этот храм агрономической науки, надо было выбирать между плодовыми и овощными культурами (и соответственно факультетами). Плодоводство – это и чай, и субтропики, и виноградарство. А овощи в России – наши привычные помидор, огурец, картофель. Позже, уже в 1966-м, Ольга Николаевна защитит диссертацию на тему «Парниковая культура томатов в условиях Хабаровского края».

 

Итак, она выбрала овощеводство. В пользу овощей говорил и тот факт, что Тимирязевская академия обладала известной по всей стране овощной опытной станцией, а кафедрой руководил лауреат профессор Виталий Иванович Эдельштейн. Он же автор лучшего, по словам Ольги Николаевны, учебника по овощеводству.

 

– Я читала его от корки до корки, – вспоминает Мигина. – На лекции его мы ходили как на праздник, он вкладывал душу в каждого студента.

 

Кроме огромной преданности своему предмету, учитель обладал отличным чувством юмора. Был такой забавный случай: профессор налепил на лоб бумажку, а когда она отвалилась, сказал: «Боюсь, что так же будет с вами».

 

Ольге Николаевне повезло с наставниками. Они одаривали не только знаниями, но и человечностью. Был такой доцент Сергей Тихонович Чижов. Он вел практические занятия по семеноводству и тоже был автором отличного учебника. На досуге он приглашал подопечных к себе на дачу, чтобы они могли послушать птичьи голоса (целое помещение было отдано клеткам с канарейками). Накануне отъезда на Дальний Восток Сергей Тихонович подарил молодой чете Мигиных (к тому времени Ольга вышла замуж за Константина Мигина) симпатичного щенка фокстерьера Крошку. Молодые люди привезли собаку-подарок поездом в Хабаровск…

 

Конечно, это лишь детали. Alma mater для Ольги Мигиной значит очень много.

 

«Гарун бежал быстрее лани»

 

Впору представить визуальный образ Ольги Мигиной тех волжских лет. На берегу стоит стройная белокурая девушка, мечтательная и романтичная, явно с поэтическими наклонностями. Еще бы – столько песен над Волгой пропето! Она пока и не подозревает, что любовь направит ее к Амуру-батюшке и даже больше: она со временем освоит АТР…

 

Была она образцовой пионеркой и не менее образцовой комсомолкой в духе времени. Активность, гражданская позиция – все это так. Но школьница, студентка, агроном Мигина всегда была причастна к разным жанрам искусства. И не просто покорна им, но талантлива в каждом.

 

Как-то в начале 60-х прошлого века мы пересеклись с Ольгой в Хабаровском пединституте, сдавали кандидатский экзамен по философии (само собой, марксистско-ленинской). Меня поразил ее звонкий голос и ораторский темперамент. Наверно, могла бы стать певицей, подумалось мне.

 

А она и пела, и танцевала, и в драмкружке играла с юных лет. Особенно популярным видом самодеятельности было художественное чтение, благо обучение словесности было на высоте. С воодушевлением (с выражением!) читались стихи про Павлика Морозова, Зою Космодемьянскую, а то и про Сталина. Важнее то, что в репертуаре оставалась классика – басни Крылова, поэмы Лермонтова, а не только сплошная барабанная дробь. И – чудная деталь: кружок художественного чтения в Тимирязевке вел настоящий артист МХАТа.

 

Здесь были популярны свои вузовские поэты и межвузовские конкурсы чтецов. Ольга Мигина не раз получала призы за художественное чтение. Она исполняла стихи Володи Котляева (увы, рано утонувшего) «Зима московская», о чем с лирическим вздохом вспоминает и теперь. Особым успехом увенчалось чтение горской легенды Лермонтова «Беглец»:

 

Гарун бежал быстрее лани,

Быстрей, чем заяц от орла и т.д.

 

Еще были драматический и танцевальный кружки. В школе она играла в «Красной звездочке» (пьеса о революции), а в академии исполняла роль жены Тимирязева в спектакле «Депутат Балтики». Что до танцев на плодоовощном факультете, то такие названия, как тарантелла, хота, лявониха, для Ольги не пустой звук…

 

Боюсь, что я и половины не перечислила из артистических увлечений Ольги Мигиной. К этому нужно добавить походы в московские театры. Хотя и трудна была послевоенная жизнь, но удавалось побывать в Малом, МХАТе, Вахтанговском – «Ревизор», «Горе от ума», «Принцесса Турандот»… А какое счастье попасть на спектакли Большого театра – «Князь Игорь», «Лебединое озеро», «Золушка». Музыка сопутствовала ей всегда. Ведь в те дотелевизионные времена из каждого репродуктора помимо последних известий лились арии из опер. А в Тимирязевке даже был джазовый коллектив под патронажем Л. Утесова.

 

Огуречный каскад в Хабаровске

 

Супруги Константин и Ольга Мигины составляли также вокальный дуэт, они пели романсы и арии из оперетт. С этим репертуаром они выступали в Доме культуры города Вяземского, куда Мигин был распределен директором Дальневосточной овощной опытной станции (Ольге пришлось доучиваться заочно). Потом был ДальНИИСХ.

 

Жизнь на берегу Амура-батюшки повернулась к выпускникам Тимирязевки суровой стороной. Нелегко людям средней полосы России вживаться в дальневосточный климат и работать с овощными культурами, то есть большей частью находиться в открытом пространстве – внаклонку, в резиновых сапогах, в холоде, сырости, в туче мошкары. Труд каторжный – с тяпкой, но в белом халате, без которого Мигина себя не мыслила. Дар исследователя, конечно, уравновешивал, но не отменял трудности практического характера. И сейчас Ольга Николаевна вспоминает, что трудней всего было привыкнуть к здешним морозам с сильными ветрами. Однако привыкла.

 

Существенно добавить к жизнеописанию О.Н. Мигиной неофициальное мнение о ней коллег (а его иначе как всеобщее обожание не назовешь). Вот отрывок из поздравительного текста 1994 года: «Что же за ноу-хау такое у этой женщины, что позволяет ей и в бальзаковском, пардон, возрасте бегать в белой панамке и с тяпкой в руках по тяжелым суглинистым почвам, да еще в этом изрядно потеплевшем климате, среди мошек и комаров, да еще умудряясь выводить такие вкусные огурчики! За что бы ни взялась – всегда неизменно превосходный результат… А огурчики и впрямь хороши! Даже самостийна Украина в прессе своей пела дифирамбы Мигиной. И есть за что! А, помнится, кто-то ушлый и письмо прислал, а на конверте: «Хабаровск, институт имени Мигиной». Вот так-то…»

 

Все коллеги Мигиной помимо профессиональных качеств отмечают в ней женственность и обаяние, силу воли и кошачью гибкость, строгость и доброту, мудрость и женское лукавство. Короче говоря, Ольга Мигина положительно прекрасный человек, но не зануда.

 

Результаты трудов О.Н. Мигиной на виду. Более чем за полвека работы ей удалось многое. В порядке протокола отметим два факта. Во-первых, она автор шести сортов огурца, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию: «Каскад» (1982), «Миг» (1985), «Кит» (1997), «Лотос» (1999), «Хабар» (2003), «Ерофей» (2004). Во-вторых, за заслуги в области селекции она награждена памятной медалью С.И Жегалова, основоположника научной селекции овощных культур.

 

Скромная цель данных заметок – очертить творческую личность, поэтому хотелось всмотреться в истоки, так что хабаровский период описан кратко.

 

Душа и огурцы

 

Душа идеальна, огурцы материальны. И все-таки: «Огурцы, как маленькие дети, – говорит Ольга Мигина. – Они постоянно нуждаются во внимании и очень отзывчивы на любовь».

 

Когда мы сдавали экзамен по философии (а он состоял из истмата и диамата, то есть из исторического и диалектического материализма), мы формально присягали материализму. И хотя профессия Ольги Мигиной куда как материальна, душевный строй ее не приземленный, а возвышенный. Этот высокий душевный настрой не исказили ни советские, ни постсоветские стереотипы. Счастливый, благородный, щедрый человек.

 

В связи с образом Ольги Мигиной, каким я его вижу, не могу не вспомнить Чехова, который в письме земскому врачу И.И. Орлову писал: «Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России – в них сила, хотя их и мало».

 

Напоследок несколько штрихов. В те далекие 50-е Ольга Николаевна привезла из Москвы рояль. Спрашиваю, где же он. Отвечает: «Отдала соседскому мальчику, очень способному музыканту». – «А почему не вижу у тебя компьютера?» – «Отдала молодому и очень способному аспиранту».

 

Недавно она передала в дар краеведческому музею им. Н.И. Гродекова набор антикварной посуды – 21 предмет, в том числе кузнецовский сервиз.

 

На этих страницах лишь малая часть того, что можно рассказать об Ольге Николаевне Мигиной.

 

«Словесница искусств», №25, 2010 г.

Валентина Катеринич,

кандидат филологических наук

Фото из архива автора

http://www.slovoart.ru/node/119

.