Перевыборы губернатора на третий срок прошли осенью 2018 года. Даже в таком аполитичном субъекте РФ как Чукотка и при отсутствии какой-либо конкуренции, Копин набрал крайне мало голосов избирателей. Если бы не «правильный» подсчёт голосов в районах, в которых наблюдатели это статисты региональной власти, то провал был бы катастрофическим.
 
Чукотка, в политическом отношении, во многом особенный регион. Малонаселённый и отдалённый от центра субъект РФ отдан в концессию бизнес-структурам бывшего чукотского губернатора Романа Абрамовича. Бизнес-интересы Абрамовича это недра  медно-золото-серебряного содержания. Прогрессивное для начала 2000-х годов управленческое решение, по назначению Абрамовича в качестве кризисного управляющего на Чукотку, с предоставлением ему в качестве ресурса налоговых преференций и льготных условий по приобретению лицензий на недропользование, уже к середине 2010-х годов стало тормозящим фактором развития региона.
 
Представителем своих бизнес-интересов на Чукотке Абрамович назначил человека из своей команды Романа Копина. Копин был не первым и даже не третьим человеком в команде Абрамовича. Но выбор Копина был логичным и понятным: преданный, не амбициозный, управляемый, не публичный - тень.
 
Эти качества прекрасно подходят для ведения бизнеса и, по большей части, были оптимальными в тот, медведевский, период истории страны. Но с 2014 года, с обострением внешнеполитических отношений, ухудшающимися экономическими условиями и главное, ростом гражданского самосознания помноженного на развитие электронных средств массовой информации, подобный стиль управления стал малоэффективным и не отвечающим современным реалиям.
 
За годы руководства Копина, экономика Чукотка увеличила госдолг, закрывались предприятия, ликвидировано национальное село, громкие коррупционные скандалы, проданы ликвидные госактивы...
 
В качестве «заслуг» - запуск угольного разреза (австралийская компания), ввод золоторудного предприятия «Майское» («Полиметалл»), введение в строй плавучей атомной электростанции в Певеке («Росатом»). Заслуги в кавычках, потому что региональные власти к запуску и реализации этих проектов имеют опосредственное значение. И это не говоря о социальной сфере, в которой проблемы плодятся и множатся годами.
 
Справедливости ради стоит сказать, что в целом, положение дел на Чукотке безусловно лучше, чем в большинстве регионов России, но в то же время и государственные дотации на душу населения у нас самые высокие в стране (в разные годы 1-3 место). Назвать такую экономику эффективной нельзя, чукотская экономика - экономика тонущего судна, где течь там и затыкаем.
 
В 2018 году Романа Копина в третий раз "избрали" губернатором. Копин официально у власти с 2008 года (по факту с 2007, когда Абрамович фактически перестал руководить Чукоткой). Многие удивятся, но Копин шестой по «долгожительству» губернатор в России.
 
Дольше него только белгородский и калужский губернаторы (эффективные управленцы), главы Тывы и Чечни (политическая конъюнктура) и ульяновский губернатор (?). Примерно с 2016 года, федеральный центр проводит смену губернаторов. Губернаторы-долгожители, за указанным исключением, сейчас не в тренде.
 
Абрамович, «отец-основатель» современной политической системы Чукотки, не может не понимать, что Копин уже даже не «хромая утка», а «загнанная лошадь» и пора бы его сменить.
 
Копин, набрав на выборах низкий процент и высокий антирейтинг, наглядно доказал «патрону» и федеральной власти что его нужно менять. Интерес Абрамовича - запустить медно-золотой рудник, влив в создание его инфраструктуры федеральные деньги.  Для реализации этого проекта ему нужен свой человек во главе региона.
 
Можно конечно оставить Копина, который пока держится, но как на высокий антирейтинг посмотрит федеральный центр? Центру дела нет до бизнес-интересов, там другие игры. Москва может снять Копина просто потому что у него высокий антирейтинг, который бьёт по репутационному имиджу Путина. С другой стороны, население Чукотки - статистическая погрешность. Одним словом дилемма для Абрамовича.
 
События 2019 года начали разворачиваться по сценарию смены Копина. По крайней мере так виделось. Неожиданно, из политического небытия, из «варягов», был призван бывший зам.губернатора  Михаил Соболев, который также являлся человеком из команды Абрамовича.
 
По отработанной в других регионах схеме, Соболев начинает пиариться на посту зама, через полгода сменяет Копина, назначается врио, а потом избирается губернатором.
 
Но этот план не сработал. Соболев за полгода пребывания в должности ничем себя не проявил, а потом и вовсе написал заявление об уходе. Уход получился скандальным, потому что на следующий день заместитель пытался отозвать заявление, но Копин его уже подписал.
 
Логика развития событий стала ещё более запутанной. Если Соболева не планировали перевести в губернаторы, то для чего его тогда вообще приглашали? Либо в Москве заручились новыми гарантиями «неприкасаемости» для Копина и смысл в рокировке отпал.
                                                                    * * *
 
Два других важных региональных политических события были связаны с выборами глав муниципальных образований. Главные выборы 2019 года - это выборы мэра чукотской столицы. Выборы были неожиданными и вполне ожидаемыми. Слухи о том, что пост мэра может занять бывший зам. губернатора Леонид Николаев по городу ходили, но никто всерьёз в это не верил. Но в апреле Николаева утвердили в должности врио мэра, а в сентябре он, с подавляющим перевесом, выборы выиграл. Неожиданно, максимально политизированное городское сообщество, разогретое в течение предыдущих двух лет, после выборов мэра фактически моментально остыло.
 
Горячей политической точкой на карте Чукотки в 2019 году стал Чукотский район. Рядовые выборы, неожиданно превратились в политическое шоу, достойное украинских выборов. Действующая глава района Лариса Юрочко, за один срок руководства успела серьёзно раздраконить пассионарную часть своих избирателей.
 
При помощи избиркома ей удалось досрочно «выбить» всех кандидатов и казалось что всё уже решено, как неожиданно, самый активный кандидат - Александр Бушмелёв, подаёт в суд, который отменяет решение избиркома о снятии его кандидатуры с выборов.
 
В ходе избирательной компании в Чукотском районе публикуются в соц.сетях признательные показания о подкупах кандидатов.
 
В срочном порядке в район на «усиление агитационной работы с населением» вылетает делегация официальных лиц, во главе с председателем Думы Александром Масловым. На встречу с чиновниками народ идёт неохотно.
 
Дело доходит до небывалой демократии - телефонным  консультациям, вплоть до «если вы не можете сами позвонить, оставьте телефон вам лично перезвонит председатель Чукотской Думы».
 
От подобной демократии народ в экстазе. Выборы, с минимальным преимуществом в несколько голосов, одерживает действующая глава Юрочко.
 
Но ситуация после выборов только усугубляется.
 
Члены избирательной комиссии в с. Энурмино пишут повинную, что их заставили подделывать подписи в пользу действующей главы.
 
По федеральным каналам проходят показательные «порки» нерадивых чиновников, которые не сумели организовать демократические выборы. В Чукотский район в авральном порядке вылетает очередная делегация, во главе с руководителем аппарата губернатора Анжеликой Медведевой. Начинается длительный раунд «торгов» с проигравшей стороной, который в конечном итоге, заканчивается в пользу Ларисы Юрочко. Выборы признали действительными.
 
За исключением ярких предвыборных шоу, политическая ситуация в Чукотском АО в 2019 году осталась на том же уровне, что и в предыдущие годы. Несменяемость власти порождает коррупционные схемы, не эффективное управление, кастовость и отсутствие перспектив развития региона, который в большей мере, чем другие регионы России, зависит от деятельности губернатора и его администрации.
 
Евгений Басов, 6.1.20
https://basov-chukotka.livejournal.com/478162.html