Московский писатель Александр Казинцев (слева) с хабаровским коллегой Владимиром Ивановым-Ардашевым. Единственные бородачи на этом молодежном семинаре.
Московский писатель Александр Казинцев (слева) с хабаровским коллегой Владимиром Ивановым-Ардашевым. Единственные бородачи на этом молодежном семинаре.
Недавний семинар молодых поэтов и прозаиков, прошедший в Хабаровске при поддержке Российского литературного фонда Сергея Филатова и редакции журнала «Наш современник», хоть и был проигнорирован большинством местных СМИ, получил широкий резонанс в интернете. И даже первая публикация на сайте «Дебри-ДВ», пусть и с ироничным заголовком о «молодых писателях, которых нет», лишь подстегнула интерес к этому событию.
 
Поделиться впечатлениями о региональном семинаре мы попросили нашего коллегу, писателя и публициста Владимира Иванова-Ардашева.
 
- Итак, Владимир Васильевич, что вам особенно запомнилось? Вопрос отнюдь не праздный, поскольку вы были очевидцем таких же творческих семинаров сорокалетней давности и можете сравнить.

 
- Да, могу и сравнить. Хотя формат нынешней встречи и отличается от творческих семинаров моей далекой юности. В Хабаровске еще есть несколько участников краевого семинара молодых литераторов 1970 года, им уже за восемьдесят, и, возможно, кто-то пожелает высказаться, пусть даже сердито и с обидой на нынешнее невнимание к проблемам писателей. Я в то время был студентом-первокурсником и, разумеется, помалкивал, слушая старших и умудренных жизнью товарищей.
 
Тогда, замечу, словом «писатель» не разбрасывались и так называли профессионалов, членов Союза писателей. А молодых, которым порой было под пятьдесят, называли «начинающими».
 
И из этих «начинающих» со временем получились известные в крае, а то и в стране прозаики, драматурги, литературные критики.
 
Семинар проходил в здании ОДОСА (Окружном доме офицеров Советской Армии), и когда я взглянул на архивное фото, невольно улыбнулся, ибо молодые и задорные в то время литераторы были… так бедно одеты, но верили в свой талант и кто-то его подтвердил, получив со временем медали, ордена и материальные блага.
 
Лучше запомнились семинары второй половины семидесятых годов, когда уже работал в газете «Молодой дальневосточник» и общался с приятелями из крайкома комсомола.
 
Тогда молодые функционеры, что называется, держали руку на пульсе общественных дел, и хотя молодым и талантливым это не всегда нравилось, была и ощутимая поддержка. Кто-то из литераторов получил премии комсомола краевого и даже всесоюзного уровня, их публиковали в московских издательствах, выделяли квартиры, отправляли в творческие командировки.
 
Краевой семинар молодых прозаиков и поэтов 1970 года в Хабаровске, еще живы несколько его участников. Снимок из фондов Хабаровского краевого музея им. Н.И.Гродекова.
Краевой семинар молодых прозаиков и поэтов 1970 года в Хабаровске, еще живы несколько его участников. Снимок из фондов Хабаровского краевого музея им. Н.И.Гродекова.

 
- Ну а как с инакомыслием? Ведь были и несогласные, те же диссиденты.
 
- Да, было всякое. Тогда, замечу, с вражеской пропагандой, как ее называли, боролись весьма основательно. Не буду перечислять тех, кому сломали судьбу, либо они сами погорели на опрометчивых поступках, но высказаться, думаю, стоит, хотя бы вкратце.
 
Так вот некоторые былые диссиденты, или лучше сказать инакомыслящие, оказались людьми талантливыми и куда более порядочными и совестливыми, нежели многие «прорабы перестройки» из числа бывших комсомольских и партийных работников, ловко запрыгнувших в нынешнюю «элиту».
 
Как ни странно, но даже американское ЦРУ невольно оказало российской литературе немалую услугу, публикуя не только запретные рукописи, но и вырывая из небытия книги забытых писателей.
 
Помню, как вначале двухтысячных статья Ивана Толстого, работавшего на радио «Свобода», буквально ошеломила читающую публику, она так и называлась «Спасибо ЦРУ за заботу о русской литературе». И скажу откровенно, сейчас бы многие наши авторы желали бы такого внимания. Но что поделаешь, если даже своекорыстные и хитроумные американцы оказались «лохами», переключившись на интернет и «болотную» публику.
 
Больше «подсказывать» ничего не буду, поскольку хоть и сердит на наших хабаровских чиновников, но все-таки патриот края и хочу жить, публиковаться в своей стране, а не где-то вдали, хотя с публикациями и там, и здесь у меня нет проблем.
 
Проблема в другом - в невнимании к профессии писателя, и не просто в ее игнорировании, а в демонстративном пренебрежении. Так, в бытность президентом страны Дмитрий Анатольевич Медведев вычеркнул из проекта Закона о творческих союзах профессию писателя, мол, нет такой профессии, пусть будут просто общественниками. И закон до сих пор не принят. А значит и Союз писателей России до сих пор в подвешенном состоянии.
 
Кстати, о Союзе писателей России и его Хабаровском региональном отделении. Когда буквально в последний момент узнал, что у нас в Хабаровске будет региональная «Школа мастерства молодых писателей» и приедут именитые писатели, позвонил председателю нашей писательской организации Михаилу Феофановичу Асламову и поинтересовался мнением. И он, находясь на больничном, с горечью сказал: нет, так семинары не проводят, даже не известили краевую писательскую организацию и не пригласили к участию.
 
Еще я узнал, что Фонд Сергея Филатова, который, кстати, сам является членом Союза писателей России, представляет ту часть руководства СПР, что в оппозиции нынешнему Секретариату СПР. То есть, проще говоря, одна часть московской пишущей элиты осуществляет собственный проект, подключив к этому авторитетный журнал.
 
Конечно, молодым поэтам и прозаикам, приехавшим в Хабаровск на региональный семинар, все это по барабану. Главное, собрали на творческий семинар, поощрили лауреатов и пообещали поддержку в литературной карьере. Да и лично мне все эти московские интриги не очень-то интересны, ведь у нас, в крае и на соседних территориях, свои проблемы. И даже не в том, как и где издать книги, а как заинтересовать ими чиновников, торговлю и читателей.
 
А вообще семинар, проходивший в дискуссионном клубе «Точка кипения», показался весьма содержательным. И гости - известные писатели Александр Иванович Казинцев и Роман Валерьевич Сенчин, чьи профессиональные советы оказались кстати.
 
Поэтому сам семинар, или «Школу мастерства молодых писателей», считаю вполне удавшимся. И довелось пообщаться с чиновниками полпредства президента в Дальневосточном федеральном округе и представителями краевого министерства культуры, которые тоже не прочь оживить работу в творческом направлении. Но, увы, диалога с местными и уже состоявшимися писателями не получилось. Если не считать нескольких членов Союза писателей России, пришедших на семинар в качестве гостей и журналистов.
 
Сам я тоже был в качестве репортера и вполне доволен впечатлениями, особенно от встреч с молодыми авторами с Камчатки, Приморья, Сахалина.
 
И, конечно, мысленно сравнил увиденное с тем, что было на давних творческих семинарах. Тогда, замечу, все обсуждалось злее и беспощадней, а в газете «Молодой дальневосточник» даже появилась ехидная статья «Нужно ли гонять зайцев», где автор, тогдашний редактор и сам хотевший стать писателем, вальяжно рассуждал, мол, да, нужно обязательно гонять молодых авторов, как зайцев на охоте, и тогда из них что-то получится.
 
Сам редактор писателем так и не стал, опубликовав лишь скромную повестушку, зато наша редакция «Молодого дальневосточника» тех лет стала самой заметной в творческом плане и в Союз писателей СССР, а затем и России вступили шесть человек, и другие сотрудники также отметились книгами.
 
На нынешнем семинаре к молодым поэтам и прозаикам отнеслись благожелательно и «никого не съели», как пошутил заместитель редактора журнала «Наш современник» Александр Казинцев, направлявший дискуссию. Впрочем, приехали парни и девушки отнюдь не с «сырыми» рукописями, а пройдя предварительный конкурс, и впереди еще московский финал, куда пригласили и хабаровских авторов - Дарью Уланову и Максима Чин Шулана.
 
Все, как говорится, по уму. Но осадок остался, ведь диалога с писательским сообществом не получилось, да и организаторы к нему, видимо, не стремились, сделав ставку на молодых.
 
Поэтому дискуссию о проблемах пишущего сообщества, да и читательского тоже, нужно продолжить. И честно ответить, до каких пор будет «черная дыра» на литературной карте России. И речь не только о Хабаровском крае, но и о других дальневосточных территориях.
 
Беседовал А.П.