Синда
 
Редко можно встретить село наподобие Бельго. В основной массе сёла имеют все признаки упадка. Бельго - потёмкинская деревня, но только настоящая. Об этом стоит писать. Но когда приезжаешь в очередную деревню обыкновенную и заурядную, то кажется, что об этом уже писал не раз. Что-то ещё можно ли добавить к рассказу про село Синда в часе езды на автобусе из Троицкого в сторону Хабаровска, кроме того, что писал про такие сёла как Санболи, Литовко, Гайтер и многие другие? По своему внешнему виду это трудное село для концерта. Глаз намётан, и это становится понятно сразу.
 
Население порядка 850. Исторически является нанайским национальным селом, но национальная культура, похоже, в этом месте практически выхолощена. Здесь всё давно перемешалось по причине ввода промышленности: два лесных предприятия и кирпичный завод. Клуб находится в довольно плачевном состоянии. Я такого ещё не видел. Если не принимать во внимание свежевыкрашенную крышу, всё остальное настолько ветхое и запущенное, будто целых полвека к этому никто не прикасался. Село расположено на небольшой протоке и сильно растянуто вдоль берега. Автобус, который заходит в село, делал три остановки.
 
Как только прибыл, мне предложили чаю, но чай после, а пока надо браться за дело анонса. Первым делом школа. Она стоит одноэтажная, тоже старая, чуть ли не сталинских годов. Середина каникул портит весь прогноз, но дети в школе были. Директор собрала их всех в классе, я объявил и сыграл песню. Дети загорелись, обрадовались и побежали объявлять всем родным в деревне. Но их пришлось поправлять, что концерт не завтра, а сегодня. Дети всё могут напутать, и я в следующие поездки буду брать бланки собственных афиш, чтобы после личного анонса приклеить афишу со всей дописанной от руки информацией на школьную входную дверь. Потом ходил ещё в детский сад, сказал сотрудникам, но у тех рабочий день заканчивается после начала концерта. Сделано всё на сегодня возможное. Андрей Чешуев, баянист, говорят, приезжал сюда дважды. "Возмущался?" - спрашиваю. Говорят, да, был недоволен, что мало народу. Я начинаю его понимать. Чтобы выступать в деревнях Дальнего Востока, нужно обладать большим смирением и изначально быть морально готовым к провалу. Здесь такое правило: умей вылезать из болота.
 
Начал отстраиваться. Большие местные колонки совсем звучат глухо - сгорели высокочастотные динамики. Доставал свои. Проектора не было. Просить в школе, говорят, дохлый номер. Досада берёт, когда ты тратишь свои время и силы впустую. Ожидание начала тягостно, когда мучает неопределённость. Сколько сегодня их будет? Кто придёт? Время подходит к началу - самые тягостные минуты. Никого нет. Заходит пожилая женщина с внуком. Она плохо слышит. Другие могут опаздывать, а могут и не прийти вовсе. Но мы на них не рассчитываем. Самое трудное на таких концертах - начинать их. Зрители есть? Значит концерт состоится. Ещё рано отменять правило играть для одного-двух человек. Ну давайте начнём. Директор клуба: "Подождите, я позову нашего кочегара." И вот нас четверо. После первой песни с опозданием подходят школьники младших и средних классов - уже нас около десятка. Те смотрят с интересом. Пожилая женщина ушла, приходил ещё один мужчина, но они ушли вместе с кочегаром. В дверях часто маячили любопытные. Подходила молодёжь, старшие школьники, парни, девушки, сидели и слушали. Но больше общались между собой, приходили, уходили. Всего было 15 человек, но постоянными были только самые юные слушатели.
 
Подобные концерты - испытание. Задача вызвать у людей интерес, которого нет изначально. Идёт невидимая борьба. Трое парней сидели долго. Заходил их друг с полуторалитровой бутылкой пива, потом уходил, и в этот момент я сразу испытал мандраж. Заходил повторно, звал на улицу, опять уходил. Через некоторое время они ушли. Победило пиво. Заходили старшие школьницы, себя вели вальяжно, разговаривали, снимали на телефон. Одна из них надувала большие жевательные пузыри. Директор клуба сделала им замечание - не стоило этого делать - и через пару минут они ушли. Они не снимали верхней одежды, и это означает, что они могут уйти с минуты на минуту. Высоцкий в песне "Певец у микрофона" проводил сравнение с заклинателем змей - это очень точное сравнение. На таких концертах со стороны публики взгляд в основном испытующий. Давай, удиви нас. Нужно уметь угадывать желания людей, чтобы вовремя вставить нужные слова, нужные песни. По ходу дела приходится менять сценарий выступления, хотя из своих рамок всё равно не вылезешь. А давайте сейчас нанайскую, всё остальное потом! Работа с публикой - большое искусство. Ближе к концу дети просили снова сыграть "Сенкурэ", которую пел им в школе. Спасибо детям!
 
Какой-никакой состоялся концерт, который длился час, 20 минут. Я давно не делаю никаких антрактов. Антракт означает выпустить из рук синицу - больше половины зрителей точно не вернутся после антракта. Можно играть без перерыва. Кому не хватает антракта, чтобы выйти по какой-то нужде, он и так выйдет, но потом вернётся. Пусть лучше так. Какие уж там два часа концерта, о которых только мечтать могу! Сидеть два часа и слушать - великодушная услуга со стороны зрителя.
 
Уезжал в Хабаровск на следующий день. Отменил два следующих концерта в Вятском и Маяке по причине школьных каникул - организаторы отнеслись с пониманием. Лучше посвятить следующие дни подготовке к новым выступлениям - составление графика отнимает также немало времени. Водитель автобуса, который заезжает во все сёла, уже узнал меня:
- Путешествуешь что ли?
- Гастролирую.
С меня брал оплату за три багажа.
 
Вот и весь двухнедельный заезд. Сейчас готовлюсь к заезду в Амурскую область. Весь день обзвон населённых пунктов и составление графика. Много отказов по всевозможным причинам, но надо находить выходы и принимать решения. Одна форма отказа стала периодичной: "Здравствуйте! Я посмотрела ваши записи и, полагаясь на опыт, скажу, что мы не соберем аудиторию. Ваши песни расчитаны на людей, понимающих высокое искусство, на истинных ценителей. У нас здесь народ такого не понимает. Так что извините." Двойственное чувство после подобной оценки. С одной стороны, приятны слова про высокое искусство, а с другой - отказ есть отказ. Никто не хочет провального выступления. Попытка донести до людей в наше время что-то ценное и стоящее сталкивается с не меньшими проблемами, чем в эпоху всевозможных запретов. Лучше бы запрещали - тогда бы из под полы слушали. Сейчас всё можно и никому не нужно.
 
Если не идти на риск, ничего нельзя добиться. Результаты есть и в этой поездке. Прежде всего опыт. Одна школьница из посёлка Хурмули, где почти не состоялось концерта, пишет мне каждый день. По её просьбе написал небольшой стишок про её хорошую подругу. На этой положительной ноте мы закончим данную серию.
 
Фотогалерея:
 
Замечательная Катя
Ходит в школу в новом платье,
Любит волейбол и танцы.
Хороша - не оторваться.
Любят этих, любят тех,
А я - Катю больше всех.
 
Фотогалерея: http://passer-beside.blogspot.ru/2017/11/blog-post_3.html?m=1