«Шпионский» арсенал, изъятый во Владивостоке.
«Шпионский» арсенал, изъятый во Владивостоке.
Хабаровскому краю далеко до шпионских страстей с прослушками, как в Украине. За последние пять лет, с тех пор, как в Уголовном кодексе России появилась статья о незаконном обороте специальных техсредств (СТС), у нас в крае поймали всего трех «шпионов». И то, они оказались, липовые. А ведь их могло быть гораздо больше. Все остальные отделались испугом и многолетними судебными тяжбами.
 
Как не попасть под уголовное преследование и не стать записным «шпионом», разбирался наш корреспондент.
 
Китайский сувенир
 
Три уголовных дела по так называемым «шпионским штучкам» - пишущими шариковыми ручками, в которых скрыты видеокамеры и диктофоны, а также с другими техническими средствами с использованием, как бы сегодня сказали, нанотехнологий, рассмотрены с тихим скрипом и с громким сопровождением пресс-служб силовых структур. И только последнее дело (№1-205/2013), в Николаевском районном суде, для обвиняемого Олега Пряникова, который продавал китайский сувенир - портативный цифровой фото-видеорегистратор, закамуфлированный под авторучку, закончилось реальным сроком. Но там были обстоятельства, отягчающие наказание - ранее, еще грабеж и кража. И место 1,2 года условно, он получил 3 года 10 месяцев колонии строгого режима.
 
А вот братьям Александру и Владиславу Андрусенко, которые в 2009 году по просьбе некого Мирошника (так в документах суда) продали и установили в ТСЖ «Утес» Хабаровска срытую видеокамеру, за деятельное раскаяние, в апелляционной инстанции Хабаровского краевого суда, обвинительный приговор отменили с прекращением уголовного дела (№10-7/12). Свидетелем там, кстати, проходил заместитель начальника отдела «К» УВД края, именно он и был инициатором мероприятий в отношении подсудимых. В суде эти действия сотрудников, тогда еще милиции, назвали оперативно-розыскным мероприятием «Проверочная закупка». Дело рассматривалось три года.
 
Другое дело (№22-1285/12), участником которого оказался бывший сотрудник патрульно-постовой службы УВД Хабаровского края Иван Шкуратов, рассматривалось два года. В 2010 году он заказал в интернет-магазине китайские сувениры: шариковые ручки с видеокамерой. За них и получил условный срок - 1,6 года. А за время пересудов, срок привлечения к уголовной ответственности истек, и дело осталось без назначения наказания. Сам подсудимый свою вину не признал.
 
Как пояснил его адвокат Алексей Могилев, в вину подзащитному ставилось то, что он приобрел ручки без лицензии на производство и продажу специальные технические средства. Но он ведь их не производил и не продавал. А для любой покупки лицензия не требуется. Кстати, эксперт, который признал ручки-сувениры специальным техсредством (СТС), не указал, почему он пришел к такому выводу. То есть, на основании чего были сделаны заключения о том, что это шпионские спецсредства. И судом это так и осталось невыясненным. Не знает этого до сих пор ни сам обвиняемый, ни его адвокат, ни суд.
 
Разоблачение «шпионов»
 
Оказалось, что при желании, по редкой для судопроизводства ст.138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных техсредств (СТС)», которая до конца 2011 года в Уголовном кодексе была прописана в части 3 ст.138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров или иных сообщений», можно было привлекать любого, кто заказал в Интернете даже обычный гаджет: часы с диктофоном или авторучку с видеокамерой.
 
Если верить судебной статистике, в России чуть ли не еженедельно (!) ловят на скупке и продаже такого шпионского оборудования. Среди попавшихся с поличным - студенты, многодетные матери и даже пенсионеры, получившие от внуков необычные сувениры. Да, что там Россия! В соседнем Владивостоке, за шпионский арсенал техсредств: ручек, пуговиц, электрических розеток, настольных и наручных электронно-механических часов, закамуфлированных под различные бытовые предметы и имеющие функции скрытой видео и аудио записи, будут судить 46-летнюю женщину, у которой дома и нашли все это. Сообщение о продавце-«шпионе» пришло в редакцию на прошлой неделе. Шпионское дело уже передали в суд. Что будет дальше - неизвестно.
 
Но самое интересное, все эти силовые структуры, которые заводят уголовные дела на «шпионов», упорно молчат о другом. «Шпионские дела» уже были предметом разбирательства Конституционного Суда РФ, который по его итогам вынес Постановление от 31 марта 2011 г., №3-П.
 
Этот важный государственный орган разъяснил: «возможность привлечения к уголовной ответственности за преступление по незаконному обороту специальных техсредств (СТС), исключается, если соответствующее деяние совершено по неосторожности»! А любой умысел необходимо доказать.
 
Конституционный суд провозгласил: При привлечении лица к уголовной ответственности должен быть установлен не только сам факт производства, сбыта или приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, но и доказана противозаконность соответствующих действий и наличие умысла на их совершение.
 
И далее, в Постановлении Конституционного суда сказано: О направленности умысла именно на незаконные действия свидетельствует термин «незаконные действия», применительно к производству, сбыту и приобретению специальных технических средств, которые разработаны, приспособлены или запрограммированы именно для целей негласного (т.е. тайного, неочевидного, скрытного) получения информации.
 
Конституционный суд указывает: «Устройства, которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации...»
 
Тут мы поставим многоточие, так как далее, суд делает уточнение: «...если только этим спецсредствам намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения».
 
Из этого, главный вывод: Причислять устройства к специальным техсредствам только по признаку закамуфлированности нельзя!
 
И последнее: «Конституционно-правовой смысл исключает любое иное истолкование этого положения в правоприменительной практике». Возьмите это себе на вооружение.
 
Техническая сторона ручки
 
Что же из себя представляют эти «шпионские штучки»?
 
Возьмем инструкцию и почитаем. Кроме обычного чернильного стержня «ручка «Spy Gadgets» оснащена 2-мегапиксельной камерой, USB-адаптером для подключения к компьютеру и может быть использована как обычная флешка. Объем встроенной памяти до 4 Гб», бывает и больше.
 
«Spy Gadgets» в переводе с английского означает «шпионские гаджеты». Гаджетом (gadgets) называют все небольшие цифровые или электронные устройства. К примеру, «Ручка бизнесмена - Business Pen Recorder (BPR)», обладает возможностью непрерывной записи в течение семи часов при предварительной зарядке в течение четырех часов. И для каких целей такую ручку рекомендуют использовать?
 
Читаем дальше: «Ручка с видеокамерой может быть использована при общении с чиновником, сотрудником ГИБДД, с работодателем, нарушающим трудовой кодекс, на деловых переговорах, во время которых совершаются какие-либо устные соглашения, а может просто находиться в кармане в качестве пишущего прибора и ждать своего момента, который обязательно наступит...»
 
Кого ловят и судят?
 
Действительно, глядя на этот прибор, сразу не догадаешься, как его можно использовать, кроме как что-то записывать на бумаге. Но этой ручкой можно запросто снимать, легко нажав на кнопку. Никто этого не увидит и не узнает.
 
Цены на «шпионские ручки» сопоставима со стоимостью мобильных телефонов, на базе которых многие и сделаны. Но ведь телефон на считается техническим спецсредсвтом, хотя им можно и снимать и записывать разговоры, о которых собеседник может и не подозревать.
 
Многие документы разрабатывались, когда в функциях телефона были только звонки и разговоры. А ужесточение законодательства произошло из-за того, что теперь спецсредства используют для совершения тяжких преступлений, например, связанных с вымогательством или похищением человека. А законное право пользоваться СТС имеют только «субъекты оперативно-розыскной деятельности», то есть правоохранительные структуры и спецслужбы.
 
Кстати, и это не гарантирует, что здесь все будет законно. Последний случай такой прослушки недавно закончился снятием с должности и домашним арестом целого генерал-майора полиции и начальника УМВД по Сахалинской области Владислава Белоцерковского. До 2010 года генерал был начальником криминальной милиции Дальневосточного УВД на транспорте и служил в Хабаровске.
 
Как говорят эксперты, настоящие шпионские техсредства те, которые находят такими же шпионскими техсредствами. А главное, они не продаются в магазине с инструкцией по пользованию. И в руки простому обывателю попасть практически не могут. Так значит, каких «шпионов» у нас ловят, судят и за это получают зарплату, продвижение по карьерной лестнице?
 
Константин Пронякин.
 
P.S. Между прочем, Конституционный суд России на этот вопрос смог найти ответ еще три года назад.