Сергей Лавров
Сергей Лавров

Уважаемые дамы и господа,

По договоренности, достигнутой в Москве в апреле с.г. между Президентом России В.В.Путиным и Премьер-министром Японии С.Абэ, мы впервые провели здесь сегодня встречу министров иностранных дел и обороны двух стран в формате «два плюс два». Это отражает намерение России и Японии углублять взаимодействие на международной арене в стремлении вырабатывать такие подходы к проблемам международной безопасности, которые учитывали бы интересы обеих стран. Думаю, все мы сегодня убедились, что формат «два плюс два» - хорошая площадка, позволяющая взаимополезно двигаться в указанном направлении. Договорились придать этому диалогу регулярный характер и пригласили наших коллег на очередную встречу («два плюс два») в следующем году.

Сегодня акцент был сделан на проблематике Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который обретает все большее значение в мировой экономике и политике. В целом, обстановка здесь стабильная, но существует достаточно серьезный конфликтный потенциал. Речь идет о ситуации на Корейском полуострове, и о территориальных спорах, и о международном терроризме, наркоиндустрии, киберпреступности, пиратстве, чрезвычайных ситуациях. Пришли к единому мнению, что тесное сотрудничество между нашими странами в решении этих и других проблем отвечает интересам обоих государств.

Договорились продолжать плотное взаимодействие в международных структурах, созданных в АТР, включая АТЭС, Региональный форум АСЕАН по безопасности, Восточноазиатские саммиты (ВАС) и др. Говорили и о необходимости начать диалог по формированию в АТР новой многосторонней внеблоковой архитектуры безопасности, позволяющей учитывать интересы всех стран на основе принципа неделимости безопасности. В этом году в рамках ВАС единогласно принято решение запустить такой диалог на уровне экспертов. Первый раунд пройдет в текущем месяце в Брунее. Ценим, что японские коллеги настроены активно и конструктивно в нем участвовать.

Считаем, что подключение Японии к многосторонним дискуссиям о путях построения равноправной системы безопасности в АТР будет идти в едином русле, как только что сказал мой коллега, г-н Ф.Кисида, с формированием политики «активного пацифизма», чем сейчас занимается Правительство Премьер-министра С.Абэ.

Отмечаем стремление Японии играть более весомую роль в мировой политике, способствовать решению задач, связанных с участием в миротворческих операциях, предотвращением конфликтных ситуаций, оказанием гуманитарной помощи. Мы услышали и оценили заверения японских коллег о том, что политика «активного пацифизма» будет реализовываться строго в рамках закрепленной в законах Японии миролюбивой политики. Это означает - как мы услышали - намерение и впредь решать любые проблемы исключительно мирными средствами, путем переговоров.

Также договорились создать механизм регулярных экспертных консультаций по тематике кибербезопасности. Надеюсь, это будет полезным дополнением к нашей совместной работе в многосторонних форматах, в частности в ООН, где Япония совместно с Россией и другими государствами активно участвует в работе Группы правительственных экспертов по международной информационной безопасности. Целью их усилий в ООН является выработка единых для всех правил поведения в информационном пространстве, а эта задача, как мы все видим, становится все актуальнее.

Особое внимание уделили проблематике ПРО. Состоялся полезный обмен мнениями, о котором расскажут министры обороны России и Японии.

Договорились продолжать на регулярной основе консультации по различным региональным проблемам, включая положение в Северо-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Афганистане, а также ситуацию вокруг иранской ядерной программы и, конечно, Сирии.

Главная сейчас задача для всего мирового сообщества на сирийском направлении - скорейший созыв конференции «Женева-2». Вокруг этой инициативы России и США ведется слишком много «игр», - наблюдаются попытки если не сорвать вообще эту инициативу, то извратить ее смысл, направить ее в русло, которое не будет реалистичным, а лишь загонит конфликт в тупик.

На этом фоне мы особенно ценим позицию стран, последовательно поддерживающих предложения Москвы и Вашингтона по конференции без всяких предварительных условий и готовых содействовать ее реализации в первоначальном замысле. Япония - одна из таких стран. Мы подтвердили, что будем заинтересованы в ее участии в конференции «Женева-2».

В заключение хотел бы выразить признательность японским хозяевам за традиционное гостеприимство и радушие.

Вопрос (министрам иностранных дел): Пока между Россией и Японией не заключен мирный договор. В этой связи, каково значение первой в истории встречи в формате «два плюс два»? И еще. Китай активизирует усилия по продвижению к Охотскому морю и Северному Ледовитому океану. Как повлияет на построение доверительных отношений формат «два плюс два» применительно к решению вопроса «северных территорий»?

С.В.Лавров (отвечает после Ф.Кисиды): У меня нет, как у моего коллеги, письменного ответа, но о значении формата «два плюс два» и состоявшегося первого раунда консультаций все четыре министра подробно рассказали в своих вступительных заявлениях. На повестке дня не было ни одного из упомянутых Вами вопросов.

О работе над мирным договором мы рассказывали вчера (1 ноября) по итогам двусторонней встречи министров иностранных дел и сообщили, как реализуются на этот счет договоренности Президента России В.В. Путина и Премьер-министра Японии С. Абэ.

Сотрудничество в Арктике обсуждается нашими компетентными ведомствами по двусторонней линии. Также взаимодействуем с Японией в рамках Арктического совета, где она при активной поддержке России получила статус наблюдателя.

Формат «два плюс два» не посягает на отношения Японии и США или какой-либо другой страной. Мы также надеемся, что и отношения Японии с США не будут создавать проблемы для России. Мы в принципе никогда не дружим с кем-то против кого-то. Хотим - и это один из приоритетов нашей внешней политики - чтобы ни одна страна, в том числе в АТР, не ощущала себя дискомфортно и не испытывала рисков для своей безопасности. Поэтому продвигаем инициативу формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой архитектуры, опирающейся на внеблоковые начала и принцип неделимости безопасности, когда никто не будет обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Сейчас этот принцип в практических делах пока не реализуется, примером чему являются планы создания глобальной ПРО США. О наших озабоченностях на этот счет подробно говорил только что Министр обороны России С.К. Шойгу. В продвижении диалога по проблемам безопасности в АТР в самых разных аспектах, укреплении атмосферы доверия, доверительности в практических делах между Россией и Японией я вижу главный смысл формата «два плюс два».

МИД РФ, 02.11.13