Чуть больше месяца назад, 14 декабря, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства РФ № 2368-р, согласно которому объекты недвижимости, закрепленные за ДВФУ (Дальневосточным федеральным университетом) на праве оперативного пользования, должны быть выставлены на аукцион и проданы. К распоряжению прилагается перечень этих самых объектов недвижимости, планируемых к продаже. Всего в списке 55 зданий и отдельных нежилых помещений.

 

Среди 55 объектов - настоящие жемчужины владивостокской архитектуры, без которых нельзя себе представить исторический центр Владивостока и одну из самых уникальных его улиц - Пушкинскую. Если их называть старыми, привычными именами, то это - горный факультет ДВПИ (бывшее здание генерального консульства США), механический факультет ДВПИ (бывшее крепостное управление), учебный корпус ДВПИ, углом выходящий на бывшую Колхозную (ныне Семеновскую) площадь, основной учебный корпус ДВИСТа (бывшая гостиница, построенная еще до войны), ряд других памятников архитектуры, давно ставших своеобразными символами города, в том числе, кстати, и старинное здание водокачки, спрятавшееся чуть в стороне от Пушкинского театра. По законам парадоксов есть в этом перечне и такой чудной объект, как (цитирую документ) «№ 16. Здание-курилка, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 3в, литер Е, площадь 37,9 кв. метра». Ну, если уж и курилки пошли в ход, то историческим памятникам точно спасения не будет.

 

Собственно, ничего нового в этом списке нет. Любой житель Владивостока, пусть даже с небольшим стажем, с легкостью назовет основные учебные корпуса трех вузов (а с уссурийским пединститутом - четырех), слившихся в федеральный университет. Не был секретом и план продаж. Еще будучи ректором ДВФУ, Владимир Миклушевский не раз заявлял: государство выделило деньги на строительство нового грандиозного университета на Русском острове; после переезда туда мы продадим всю нашу недвижимость в материковой части Владивостока, и на эти деньги будет построена вторая очередь ДВФУ на Русском. Что, кстати, далеко не факт – пункт 2 распоряжения № 2368-р гласит: «Принять к сведению согласие университета о перечислении средств, полученных от продажи объектов недвижимого имущества… в федеральный бюджет».

 

Но даже несмотря на всю эту «информационную» подготовленность, все равно тоска берет. Честно сказать, для меня это событие - продажа вузовских корпусов - имеет куда большее значение, чем предстоящие в этом году Владивостоку выборы мэра. Потому что мэры приходят и, хочется верить, уходят, а вот переформатирование центральной, исторической части города бывает куда реже. Ведь практически все указанные в списке объекты находятся в треугольнике Луговая - Вокзал - Первая Речка, т. е. в том районе, который и является историческим ядром Владивостока. Я уж не говорю о том, что для десятков тысяч владивостокцев и, не побоюсь этих слов, сотен тысяч дальневосточников слова alma mater - вовсе не пустой звук. Теперь, похоже, нам предстоит наблюдать за предпродажной подготовкой, да и продажей этой самой mater.

 

Под предпродажной подготовкой подразумевается прежде всего определение стартовой цены, по которой каждый из этих объектов будет выставлен на аукционе. Зная непревзойденную вороватость наших хозяйствующих субъектов, этот момент распоряжение правительства регламентирует особо: в документе подчеркивается, что аукцион должен быть открытым по составу участников и форме подачи предложений по цене, а стартовая цена должна быть определена на основании отчета независимого оценщика. Этот пункт, пожалуй, ключевой. Почему? Об этом чуть ниже. А пока отметим, что университетский информатор «Новой во Владивостоке» категорически отверг даже саму возможность того, что оценщиков будут подбирать в ДВФУ. «Здесь есть большая опасность замараться, - заметил наш собеседник, - поэтому подбором оценщиков будет заниматься даже не министерство, а непосредственный владелец всех зданий и иных объектов недвижимости - Росимущество. Не исключено, что на этот счет - по выбору оценщиков - будет объявлен специальный конкурс».

 

Грамотное решение. Теперь нам остается внимательно наблюдать за соблюдением всех алгоритмов: выбором оценщиков, определением базовых (рыночных) цен, прозрачностью (в первую очередь - широким объявлением) аукционов, конечной ценой и именами счастливых владельцев.

 

Хотя последняя деталь - «счастливые владельцы» - вызывает у ряда экспертов заведомый скепсис. Ряд специалистов в области недвижимости считают, что далеко не все выставленные на продажу вузовские здания, даром что расположены они в центре города, вызовут ажиотажный интерес. Подо что можно использовать корпуса, выстроенные по типовым вузовским проектам: длинный коридор и шпалеры разновеликих аудиторий по бокам? Под торговый центр? Под жилье или гостиницу? Возможно, но для этого придется вложить настолько бешеные деньги в переделку, что дешевле будет снести эти строения и на их месте возвести нечто иное. Тогда получается, что покупатель торгуется за участок земли, но по кратно увеличенной цене (с учетом здания). Есть еще вариант использовать эти здания как коммерческие офисные центры. Но сегодня во Владивостоке наблюдается определенный избыток офисных площадей, а если на рынок одновременно будет выброшено еще несколько десятков тысяч квадратных метров офисных площадей, то вряд ли стремительно упавшая цена аренды позволит «отбить» вложенные средства в разумные сроки. Есть, правда, и еще одна версия, которая кажется более всего похожей на правду. Вовсе не исключено, что государство попросту переложит деньги из одного кармана в другой. Имеется в виду, что часть зданий приобретут под нужды стремительно растущего госаппарата и не менее стремительно плодящегося чиновничества - для бесконечных «Рос…надзоров», «Гос…контролей» и так далее. Понятно, что весь перечень чиновникам не осилить, но то, что именно госструктуры могут стать одним из ключевых игроков на аукционных торгах, представляется вполне вероятным.

 

Занятно, что и здесь можно найти рациональное зерно. Думаю, было бы совсем недурственно, если бы бюджет Приморского края напрягся да и приобрел бы суперсовременное здание научной библиотеки ДВФУ (ДВГУ) под нужды Приморской краевой библиотеки имени Горького. Потому что сегодняшнее положение Горьковки на фоне пафосных спортивных комплексов и оперных театров представляется по меньшей мере унизительным.Понятно, что опубликованный в распоряжении правительства список - лишь пробный шар, первый этап. Потому что у четырех (включая уссурийский) вузов куда больше зданий. Обратите внимание: в списке нет ни одного уссурийского адреса, за исключением маленького домика в Пуциловке. Как нет и ни одного адреса многочисленных филиалов по краю. Зато каким-то чудом в перечне оказались казарма и гараж, расположенные в Партизанске. Все это наводит на мысли о том, что у тех, кто формировал этот, первый список, была какая-то своя мотивация; во всяком случае, так можно размышлять до тех пор, пока никто публично не объяснил принципов формирования списков, так же как и принципов соблюдения некой очередности.

 

Обращает на себя внимание и тот факт, что в правительственном перечне не указано ни одно из многочисленных действующих студенческих общежитий, хотя, если мне не изменяет память, нам не раз сообщалось, что на Русском построена масса жилья для студентов, в чем, собственно, и состоит принцип единого кампуса.

 

Наконец, не очень понятна судьба еще нескольких уникальных зданий, пока не выставляемых на аукцион, в частности, речь о ректорате ДВГУ (бывшем Коммерческом училище на Суханова), анфиладе старых корпусов политена на Пушкинской (бывшем Восточном институте), том же Пушкинском театре. Разные высокопоставленные источники вскользь отмечали, что, учитывая историческую и архитектурную ценность этих зданий, они продаваться не будут. Но и здесь логика хромает - горный и мехфак бывшего политена ничуть не менее уникальны. Т. е., по большому счету, речь опять же о публичности: тысячам и тысячам выпускников этих вузов наверняка хотелось бы знать: кто (персонально) что (именно) и на основании каких критериев определяет? Отсутствие же такой информации или ее расплывчатость естественным образом порождает самые невероятные и спекулятивные слухи.

 

…Ну и, как было обещано, вернемся к роли оценщиков. Как известно, одно из самых громких дел, случившихся в Приморье в последние годы, - это так называемое «дело Мещерякова». Там еще есть Степанченко, «неустановленное лицо» и так далее - в общем, вы поняли. Напомню, что там тоже имеется список более чем из полусотни объектов (странное совпадение - не правда ли?) и ущерб, по версии следствия, на десятки миллионов рублей. Не стану подробно писать о том, что к настоящему моменту (дело - для тех, кто забыл - рассматривается краевым судом уже фактически два года) обвинение, если называть вещи своими именами, практически рухнуло, потому что было построено на крайне непрофессиональной и безграмотной оценке специалиста, привлеченного следственными органами; обо всем этом, как и о многих других, не менее занятных деталях, мы планируем подробно рассказать в самом ближайшем будущем. Скажу лишь, что сейчас в суде объявлен перерыв «на неопределенное время» (нечастая, согласитесь, формулировка даже в нашем, кудрявом судопроизводстве) и что назначена очередная, уже фактически третья по счету оценочная экспертиза.

 

Весь этот пассаж посвящен, собственно, одной цели: попытке предостеречь потенциальных покупателей университетских объектов. Не забывайте: по сложившейся владивостокской традиции, после того как вы приобретаете какую-то недвижимость, а тем более во множественном числе, к вам непременно приходят дядя-следователь и дядя-прокурор. Будьте, пожалуйста, осторожны.

 

Впрочем, это касается всех организаторов торгов.

 

Островский Андрей,

«Новая газета во Владивостоке», №170, 17.01.13

http://novayagazeta-vlad.ru/170/Mestosobitiy/Opyat55

.