Н. Игнатьева
Н. Игнатьева

Как стало на днях известно, СУ СКП Хабаровска тихо закрыло громкое дело «неполиткорректной» хабаровчанки Натальи Игнатьевой, которая больше года ходила под подозрением в «возбуждении ненависти либо вражды» (ст.282 УК). На прошлогодней первомайской демонстрации она прочитала безобидный, казалось бы, стишок, но именно он и послужил причиной уголовного преследования. Теперь же, когда дело развалилось, под статью может попасть уже профессор Людмила Яссман, чья экспертиза легла в основу дела.

 

Как шили дело

 

Наша газета первая написала об этой скандальной истории (см. «Охота на ведьм из партии «Воля»», «Хабаровский Экспресс» № 29 за 2009 г.). Тогда, согласно заключению эксперта Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) Людмилы Яссман, в  прочитанных с трибуны Игнатьевой стихах нашли «высказывания, унижающие достоинство группы лиц по признаку национальности».

 

Оперативники зафиксировали выступление г-жи Игнатьевой на видеопленку, опросили очевидцев «преступления». Прокуратура согласилась с решением о возбуждении уголовного дела.

 

Что же было в стишке? Его смысл такой: некий олигарх пишет свое пожелание «Иванам». Начинаются стихи так: «Мы славно гуляли в республике вашей». Далее обнаглевший олигарх стихотворно заявляет, что народ для него - «быдло, дерьмо, папуасы». Мол, зачем папуасам земные запасы? В общем, вполне наивно и вполне простонародно.

 

Впрочем, Наталья Игнатьева - человек из народа, работает мастером маникюра. Да и под «политическую» статью она попала по самой простой причине.

 

Осенью 2008 г. на базе упраздненных УБОПов (управлений по борьбе с оргпреступностью) по всей стране были созданы центры по противодействию экстремизму. В Хабаровске оного «экстремизма» оказалось, видимо, маловато. Между тем, сотрудникам Центра надо оправдывать свое жалованье - искать экстремистов. А кто ищет, тот всегда найдет.

 

Все это мы сообщили еще в июне прошлого года. А через некоторое время этот хабаровский вариант борьбы с экстремизмом получил огласку далеко за пределами края. Делом Натальи Игнатьевой заинтересовались правозащитники.  

 

Кто такие «мы» и «вы»

 

Вот один из основных выводов экспертизы профессора кафедры психологии ДВГУПС Людмилы Яссман: «Высказывания, содержащиеся в тексте, прочитанном Игнатьевой на митинге, возбуждают сильно окрашенные негативные эмоции в отношении социальной группы, которая ассоциирует с понятием «мы». В контексте видеозаписи митинга подразумеваются власть, правительство и президент РФ как ставленники иностранных государств». Также г-жа Яссман полагает, что стихи, прочитанные на митинге, «унижают достоинство людей, ассоциирующихся с обращением «вы» по признакам национальности (русские). Это такие грубые, бранные, оскорбительные слова, характеризующие русских, как «свиньи», «быдло», «дерьмо» и др.»

 

А вот основные выводы экспертного исследования стишка, которые по запросу самой Игнатьевой сделала специалист из Челябинска, кандидат филологических наук Галина Иваненко. Она отметила, что стихотворение по жанру является политической сатирой: «Все перечисленные негативные социальные явления и процессы имеют место в реальной действительности, о необходимости их устранения неоднократно говорили и президент, и другие представители власти, о чем повсеместно сообщают СМИ». Она констатировала также, что в стишке отражены две причины названных проблем. Первая: корысть и жестокость сильных мира («И ваша земля нам нужна без народа, Мы вас похороним в любую погоду»). Вторая причина: безвольная покорность народа («И долю такую вы выбрали сами»).

 

«Вы», - это, безусловно, народ, который представлен недифференцированной массой, покорно подчиняющийся обстоятельствам. А «мы», от чьего лица ведется повествование, - некая группа лиц, целенаправленно идущая к своей цели – обогащению, путем обмана народа, использования природных ресурсов («мы отправляем ресурсы на запад») и бывшей госсобственности («заводы продали»). Создается образ жестоких бессердечных дельцов, наживающихся на обмане простых людей и безразличных к их бедам», - констатировала г-жа Иваненко.

 

Теперь о контексте выступления Натальи на митинге. В конце она сказала: «Я хочу просто заявить: мы - не быдло, мы - народ!». Эти слова эксперт г-жа Яссман почему-то проигнорировала. А г-жа Иваненко, наоборот, сделала из них важный вывод: «Оратор не приемлет ту позицию, которая в художественно-публицистической форме представлена в стихотворных словах тех, от чьего лица ведется речь. Аудитории посредством поэтического текста сказано: вас обманывают, вас используют, вас толкают на разложение и гибель, а вы все терпите и сами идете по пути вырождения. Задумайтесь, ведь вы народ».

 

Общественное мнение

 

Нынешней весной свою точку зрения по поводу хабаровского «политического» дела высказала и общественность страны.

 

«Дело Игнатьевой - еще один абсурдный политический процесс» - заголовок сообщения общероссийского общественного движения «За права человека». «Абсурд ситуации в том, что эксперты и следствие фактически оклеветали высших должностных лиц, поскольку в тексте речь явно шла об олигархах и коррупционерах. И сочли оскорблением русского народа сатиру, прямо направленную на его защиту».

 

А в одном из столичных оппозиционных изданий экспертиза, на основании которой было возбуждено дело Натальи Игнатьевой, была разобрана, как говорится, по косточкам. Под большим текстом поставили подписи четыре автора, в том числе профессор факультета информтехнологий МГУПИ член Союза писателей России В.И. Бояринцев и кандидат философских наук, доцент МГИМО, член Всемирной ассоциации конфликтологов А.Н. Самарин.

 

Хабаровское дело Игнатьевой, по их мнению, не частный случай, а отражение опасной тенденции. «В наше демократическое время использование ученых степеней в качестве полицейской дубинки, бьющей политических противников, становится заурядным явлением. При этом борьба за общечеловеческие ценности, к которым принадлежит и свобода слова, сводится к охоте на ведьм средневекового периода. Разница состоит только в том, что ведьм демократического периода не сжигают показательно на площадях, а устраивают судебные процессы с вынесением приговоров - от штрафов до различных сроков заключения. …Теперь сделан новый шаг в этом «благородном», а главное, хорошо оплаченном деле».

 

В статье подчеркивается, что «эксперт Яссман является специалистом по детской психопатологии». Приводится и небольшая справка, взятая с сайта ДВГУПС: Людмила Яссман окончила Костромской пединститут; кандидатская диссертация (1976 г.) «Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития»; докторская диссертация (1997 г.) «Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних».

 

«Вот с таким научным багажом профессор в весьма специфической области психологии отправилась осваивать деятельность эксперта в процессах по делам тех, кто «возбуждает ненависть или вражду», - комментируют авторы статьи. И напоминают, что г-жа Яссман не смогла «представить документы, подтверждающие законность ее прав на осуществление экспертной деятельности».

 

Что касается самого экспертного заключения, то авторы этой приметной публикации отмечают такой интересный момент. «Для придания своей «экспертизе» наукообразной формы и ради увеличения листажа Л.В. Яссман представляет вместо исследования «преступления» Н. Игнатьевой дословную перепечатку, по большей части без ссылок (т.е. компиляцию), общей части руководства пользователя компьютерной программой «ВААЛ», включая такие его положения, которые даже отдаленно не имеют отношения к психолингвистической экспертизе (например, «поиск наиболее удобных названий торговых марок», «создание легких в усвоении учебных материалов» и др.). А также - обширный и абстрактный трактат на тему: «Анализ задействования манипулятивных методик управления массами. Схемы манипулирования. Страх - как пример задействования базового инстинкта».

 

Мы - не быдло, а народ

 

По запросу Московской Хельсинской группы заключение по делу дала в марте этого года и региональная общественная организация «Независимый экспертно-правовой совет». Ее вывод таков: «Стихотворение представляет собой высказывание частного мнения гражданина, что в полной мере соответствует Конституции РФ».

 

После всего этого следователи осознали необходимость проведения новой комплексной комиссионной судебной психолингвистической экспертизы по делу Игнатьевой. Ее поручили Дальневосточному центру региональных судебных экспертиз. Заключение, под которым стояли подписи сразу четырех экспертов, оказалось полностью в пользу г-жи Игнатьевой.

 

Приведем лишь один вывод из этого документа. «Оратор начинает выступление со стихотворения, стремясь на художественном контрасте подчеркнуть свое несогласие с описанной в тексте ситуацией, чтобы в конце определить свою общественно-значимую позицию: «Мы - не быдло, мы - народ!» Из общего контекста выступления оратора становится понятным, что цитируемый текст не был направлен против кого-то, а скорее является наиболее эффективной формой заявления о своей гражданской позиции и должен был заставить задуматься о личной гражданской позиции каждого, кто принимал участие в митинге».

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», № 36

 

Уголовное дело в отношении Натальи Игнатьевой закрыто. Ее официально оповестили о праве на реабилитацию. Если женщина пожелает реализовать это право, она вполне может начать добиваться возбуждения уголовного дела в отношении г-жи Яссман. По мнению правозащитников, выполненная профессором Яссман психолингвистическая экспертиза представляет собой «заведомо ложное заключение эксперта», что преследуется по ч. 1 ст. 307 УК. Гораздо сложнее будет, как обычно, наказать инициаторов преследования гражданки Игнатьевой из Центра «Э» УВД Хабаровского края. Хотя, напомним, именно они всю кашу и заварили...