Уважаемые читатели сайта «Дебри-ДВ»! Этой публикацией заканчивается серия статей  магаданского журналиста Саши Осеневой об острейших  проблемах старательских артелей Дальнего Востока (полагаю, впрочем, что и всей России). С разрешения автора я опубликовал материалы ее журналистского расследования для того, чтобы еще раз отметить: добыча золота для тысяч северян становится промыслом невыгодным и рисковым, несмотря на высокие цены «аурума» ни мировом рынке. Этот кризис  – следствие, на мой взгляд, отнюдь  не случайного  стечения обстоятельств, а постепенного развала малого и среднего бизнеса в горной отрасли. Устарелые законы, коррумпированные  чиновники, рыночные игры «золотых» и «топливных» олигархов и монополистов – к этой теме я за последние лет пятнадцать обращался на страницах «Российской газеты», «Русского курьера», других СМИ России и Колымы. Прогнозы давал пессимистичные и, к сожалению, большей частью подтверждавшиеся.   Что изменилось с тех пор? Увы, немногое. И, значит, тема не исчерпана.

    Последняя проблема, которую рассматривает Саша Осенева, злободневна сейчас не только для российской золотодобычи: кратко говоря, рост цен на топливо опережает рост цен на исходную продукцию отрасли – драгметалл. Здесь же вы сможете прочитать, какие меры приняли по спасению колымских старателей местные законодатели, познакомиться с откликами артельщиков на статьи Саши.

   Вместо комментария я расскажу вам про один «загадочный» случай, который приключился в Магадане на днях. Было это в аккурат перед приездом сюда президента России Дмитрия Медведева, который, еще будучи премьер-министром, заверял, что высоченные тарифы на авиабилеты в ДВФО вот – вот снизят. Увы: вскоре авиабилеты от Магадана до Москвы стали, напротив, дороже в 2-3 раза и выросли (по разным компаниям) от 15 до 40-60 тысяч рублей в экономклассе (в одну сторону). Когда отмена рейсов «Дальавиа» внесло невероятную неразбериху в систему воздушных пассажироперевозок всего Дальнего Востока,  а самолет Президента уже садился в Анадыре на Чукотке, в отрезке местного рекламного времени на Первом центральном канале выступил магаданский представитель «Росависервиса» г-н Петр Зуров. Он сообщил, что «Дальавиа» вряд ли уже полетает, зато пообещал, что билеты других рейсов до Москвы вновь подешевеют почти вдвое. Подчеркнув при этом – nota bene!-  что это действо абсолютно не зависит от того, понизят ли затем цены на авиатопливо нефтяные трейдеры России.

    Многие магаданцы тут же задались вопросом: от чего же зависят в нашей стране «скачки» цен вообще и кто их формирует? А Саша Осенева ответила на вопрос, как формируются цены на топливо для старательских артелей… Читайте, думайте сами. До скорой встречи на чате!

 

Михаил Горбунов, «Золотое перо Руси»

gonf12342004@mail.ru

---------

 

Часть третья

(см. часть 1. За что старателей ставят «к стенке»;

часть-2 За что старателей «ставят к стенке»-2 )

 

Золотое дно

 

- Летим в пропасть, и что там, на дне, никто не знает.

Этой фразой директор ООО «Кривбасс» С. С. Базавлуцкий выразил общую беду недропользователей, работающих на колымских россыпях. Здесь нет преувеличения: реальное положение дел в горной отрасли региона таково, что к началу следующего сезона «в живых» останется лишь незначительная часть действующих сегодня золотодобывающих предприятий. Причина известна - безудержный рост цены на дизельное топливо на фоне неуклонного падения цены на золото.

«Не верь им! - поучало меня на днях одно высокопоставленное должностное лицо из федерального ведомства. - Добывать золото - и невыгодно? Когда такое было??? Зачем, в таком случае, они этим занимаются? Другое дело, что работают плохо, но это уже их проблемы».

Можно, конечно, и не верить на слово бьющим тревогу старателям или считать, что проблемы они создали себе сами «плохой работой». Но как не верить арифметике? 17 августа Сергей Семенович при мне произвел простой расчет:

- Сегодня по результатам торгов один грамм золота стоит 615 рублей (еще три дня назад данные ЦБ РФ были выше - 640 рублей, а в конце прошлого сезона - 623). Себестоимость грамма золота в «Кривбассе» - 647 рублей. То есть с каждого грамма предприятие несет 32 рубля прямого убытка. Понимаешь? А ведь надо еще платить налоги! Шесть процентов НДПИ, да НДС, который раньше недропользователям возвращали раз в квартал, а сейчас - раз в полгода, и попробуй их дождись! За все годы существования «Кривбасса» не возникало таких проблем с налогами, как в нынешнем, потому что мы всегда платили их из возвращенного НДС - от двух до пяти и даже до девяти миллионов ежегодно, «живыми» деньгами. Сейчас нам платить нечем, пеня за просроченные платежи растет...

Работаем с колес: золото намыли, сдали, не дожидаясь расчета берем под него в банке предоплату, а это тот же кредит, дается под проценты. Наш металл еще на аффинажке, а мы уже выбираем деньги и срочно платим за дизтопливо. Раньше на стане всегда был запас топлива, хоть сто тонн. Какие запасы теперь! Только привезли - и сразу в работу! Не дай Бог поломался налив - все, караул! Где-то что-то ищем, сливаем остатки из неработающих машин, только чтобы не остановить производство.

Видела, вчера приехал наливник с прицепом? Знаешь, на сколько он привез топлива? На миллион сто восемьдесят тысяч! Одна машина солярки! Недавно за 5 миллионов рублей мы покупали 200 тонн дизтоплива, сегодня - только 100-120 тонн.

Само собой, на этом фоне растет цена на запчасти, авиабилеты - да на все!

А как быть с заключенными ранее контрактами? - продолжает С.С. Базавлуцкий. - Полтора года назад, когда ситуация была еще совсем другой, предприятие подписало контракт с «Modern Machinery» на поставку двух бульдозеров D-475. Один получили в прошлом году, сейчас подошел второй. Платить за него нечем, но и от контракта я отказаться не могу: мне стыдно. Я привык отвечать за свои слова и действия.

Ситуация усугубляется тем, что «легкое» золото на Колыме закончилось, и для россыпников желтый металл с каждым годом приобретает все более выраженный кровавый оттенок:

- По большому счету, «Кривбассу» негде работать. Лицензию на наше главное месторождение «Ат-Урях» забрали, и мы вынуждены перемывать техногенные участки 1977-1978 годов, остальные в округе проутюжены уже по пять-семь раз. Когда-то 100-200 граммов не считались металлом, их бросали. Теперь мы довскрываем старые полигоны, делаем перезачистку, подбираем эти крохи. Одновременно работают восемь-девять приборов, четверо наших съемщиков - все мужики здоровые - к концу дня просто падают от усталости. Ведь чтобы взять золото из техногенки, нужно перелопатить такие объемы… А это опять дизтопливо. Замкнутый круг.

Я не знаю, сколько мы намоем золота в этом сезоне, но дефицит денежных средств в «Кривбассе» на данный момент составляет 170 миллионов рублей, - подводит неутешительный итог С.С. Базавлуцкий. - Чтобы заплатить своим сотрудникам зарплату, я собираюсь продать три бульдозера и несколько БелАЗов, больше деньги взять неоткуда.

Ровно год назад, рассказывая о предприятии, Сергей Семенович вздохнул: «Не жизнь, а борьба». Сегодня это уже и борьбой не назовешь, потому что бороться можно только с видимым противником. Кризису мировой экономики в глаза не заглянешь, за руку не схватишь. Кому наши старатели могут предъявить претензию по части искусственно вызванного падения цены на золото (притом, что оно дается им все труднее)? Спекулянтам с Лондонской или Нью-Йоркской биржи? С кого им спрашивать за пугающий галоп топливных цен? Многие считают, что это «чудит» ООО «Колыманефтепродукт». Так ли это?

 

«Что мы можем сделать»?

Директор ООО «Колыманефтепродукт» Александр Александрович Усольцев подтвердил, что компания - единственный поставщик и продавец дизельного топлива в Магаданской области.

- Недропользователи покупают его непосредственно у нас, причем по оптовым ценам.

- У кого вы закупаете дизтопливо?

- У нефтеперерабатывающих заводов, принадлежащих НК «Роснефть».

- Альтернативы нет?

- Теоретически есть, но дело в том, что «Роснефти» принадлежат самые удобные ближайшие береговые нефтебазы. Например, в Находке. Нефтебазы других компаний либо расположены так, что наши танкеры по техническим причинам не могут к ним подойти, либо мы не уверены в честности их владельцев. С «Роснефтью» мы работаем около трех лет, и хотя нас не устраивает ряд моментов, пока это самый надежный партнер из всех работающих на Дальнем Востоке. Тем не менее, поиск новых партнеров ведется нами постоянно.

- Говоря о том, что вас не все устраивает в работе с «Роснефтью», что вы имеете в виду?

- Раньше эта компания была более демократична: она проводила тендеры, то есть мы могли выбирать предлагаемые нефтепродукты нескольких НПЗ по количеству и по цене. Сегодня у нас выбора нет, берем только то, что есть в наличии в дальневосточных филиалах «Роснефти». Само собой, ценники филиалов несколько отличаются от отпускной цены НПЗ.

- Почему бы тогда не покупать топливо напрямую у производителей?

- Заводы дистанцируются от прямых продаж, предоставляя сбыт свой продукции филиалам.

- Александр Александрович, насколько выросла отпускная цена нефтепродуктов с начала года?

- На основные виды - летнее и зимнее дизтопливо и авиакеросин - в среднем процентов на тридцать-сорок. Наша цена напрямую и очень жестко зависит от отпускной цены завода. Мы также вынуждены ее повышать. Но замечу, что в Магадане цена топлива растет строго пропорционально отпускной цене, она жестко регламентирована и не превышает восьми процентов от закупочной, с которых мы, между прочим, платим все налоги. Хотя региональным комитетом тарифов нам разрешена максимальная торговая наценка на топливо в пределах 16 процентов, мы не позволяем себе воспользоваться этим правом, прекрасно осознавая, что наша деятельность имеет для жизни области первостепенное значение. Меньше всего мы хотим вызвать социальный взрыв.

- Прибыль вашего предприятия по сравнению с прошлым годом изменилась?

- Она не увеличилась.

- Надо ли в ближайшее время ожидать очередного скачка цен на нефтепродукты?

- На этом рынке сейчас очень тяжело что-то прогнозировать. Но, конечно, ожидаем, потому что тенденция повышения цен сохраняется. Однако последнее повышение было уже не таким большим, как два месяца назад - на 1000-2000 рублей за тонну. Поэтому есть смутные надежды, что рост остановится, хотя бы по той причине, что дальше ей повышаться уже некуда. Недропользователи просто не смогут платить за топливо такие деньги. Как, кстати, и наши рыбаки, чьи доходы также «съедают» цены на ГСМ… А мы что можем сделать?! Ну, давайте перестанем возить топливо вообще!

- Это, конечно, не выход. А региональные власти в курсе происходящего?

- Разумеется! Всю информацию об объявленном производителем повышении мы передаем в областные ведомства: администрацию, Думу, антимонопольную службу, ФСБ, лично губернатору, прикладываем все документы, счета-фактуры, которые выставляет нам «Роснефть». Мы неоднократно просили как-то повлиять на эту ситуацию на уровне правительства. Ведь наш регион находится в таких географических и климатических условиях, в которых доставить топливо мало того что дорого, но и порой просто невозможно ввиду сложной ледовой обстановки.

Между прочим, никаких отсрочек по платежам «Роснефть» нам не дает, мы обязаны оплатить партию топлива в течение трех дней после выставления счета. Работаем без скидок, поблажек и индульгенций, но все равно из кожи вон лезем, чтобы не «высохнуть», не оставить область без нефтепродуктов. Потому что это будет вообще нечто: такое дорогое топливо, и того не купить.

- Александр Александрович, объясните все же, почему топливо на внутреннем рынке России дорожает, в то время как во всем остальном мире его цена снижается? Да еще с таким ненормальным перекосом: всем со школьных уроков химии известно, что из одной тонны нефти можно получить 2,8 процента Аи-95, 11 процентов Аи-92, 9,8 процента Аи-80 и 22,6 процента дизтоплива. А сейчас самый дешевый нефтепродукт стоит дороже самого очищенного бензина. Почему?

- Мне и самому это интересно узнать. Но спрашивать надо не нас, а производителей, ведь именно они являются зачинщиками творящегося безобразия, однако постоянно остаются в тени. Вместо того чтобы задать этот вопрос им, продавцов и перевозчиков обвиняют в «ценовом сговоре» и прочих грехах, хотя наша деятельность наиболее прозрачна и контролируема.

Такой же, по сути, ответ на данный вопрос я получила и от начальника федеральной антимонопольной службы по Магаданской области Василия Григорьевича Задорожного:

- Не по адресу обратились. Этот вопрос надо задавать компании «Роснефть», которая не находится на территории Магаданской области. Вот если бы находилась, мы бы дали комментарий с удовольствием. А что касается нашего предприятия «Колыманефтепродукт», то его мы проверяем регулярно, каждый год, нарушений в его работе нет.

 

«Роснефть» бьет рекорды

   Поскольку у меня нет возможности напрямую спросить о причинах повышения цен на топливо руководство НК «Роснефть», не оставалось ничего другого, как зайти на официальный сайт этой компании. Ответа не нашлось и там, зато я почерпнула немало другой информации, довольно любопытной. Например, о результатах работы компании во втором квартале 2008 года (см. таблицу).


Чистая прибыль «Роснефти» во втором квартале 2008 года увеличилась до 4 миллиардов 312 миллионов долларов, или на 153 процента по сравнению со вторым кварталом 2007 года, а всего за первое полугодие чистая прибыль составила 6 миллиардов 876 миллионов долларов. Комментируя результаты, Президент НК »Роснефть» Сергей Богданчиков сказал: «Второй квартал 2008 года стал рекордным для компании по всем показателям, включая объемы добычи и переработки, рентабельность и величину операционного денежного потока. «Роснефть» продолжила повышать общую эффективность своей деятельности путем увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, контроля над расходами в условиях высокой инфляции и укрепления рубля и сохранения высоких темпов органического роста добычи. Мы будем и в дальнейшем придерживаться этих приоритетов с целью сохранения и усиления имеющихся конкурентных преимуществ компании».

Что еще? «Роснефть» занимает второе место в стране по количеству автозаправочных станций: 1700 АЗС в 36 регионах. Ей принадлежат семь крупных нефтеперерабатывающих заводов и три мини-НПЗ. По сравнению с началом 2007 года суммарная мощность НПЗ компании выросла в пять раз и достигла 56,7 миллиона тонн в год. По этому показателю «Роснефть» занимает лидирующие позиции в России. Надо полагать, и «музыку» на нефтяном рынке тоже «заказывает» она.

Ну и под занавес - информация, которая лично у меня вызвала шок: основным акционером НК «Роснефть» является… государство, которому принадлежит более 75 процентов ее акций.

    Грустно.

 

«А на последок я скажу…»

- Ни о какой подготовке к следующему сезону и речи быть не может, пока не прояснится ситуация с ценой на топливо, - сказал напоследок директор «Кривбасса». - Если она не упадет до приемлемого уровня, мы прекратим деятельность предприятия. Не вижу смысла дальше загонять его в долговой тупик. Доработаем этот сезон, поставим машины, отправим людей домой - и все. Думаю, что в других предприятиях та же картина, и на следующий год из пяти самых крупных артелей района в лучшем случае останется одна. В лучшем случае. И, скорее всего, не «Кривбасс».

 

Саша Осенева,

«Колымский тракт», 24 сентября.

--------

 

ОТКЛИКИ   КОЛЫМСКИХ  СТАРАТЕЛЕЙ НА  ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ РАССЛЕДОВАНИЯ.

 

Директор ОАО «Сусуманзолото» Сергей Николаевич Симоненко:

- Топливо - основная статья затрат нашего предприятия. Если в прошлом году мы тратили на его покупку 30-35 миллионов рублей в месяц, то в этом - все 70 миллионов. Считайте, в два раза больше. А цена на золото не растет. И как в таких условиях недропользователям выживать? Этот вопрос мы уже кому только не задавали: и приезжавшему в Магадан спикеру Совета Федерации Сергею Миронову, и председателю Союза золотопромышленников России Валерию Брайко… Все только руками разводят.

Из-за роста цен на нефтепродукты у нас возникает и другая проблема: мы не в состоянии теперь привозить на сезон специалистов с материка, так как стоимость билетов взлетела под облака.

 

Директор ООО «Полевая» Николай Адамович Дережинец:

- В прошлом году на зарплату своим сотрудникам я потратил 40 миллионов рублей. Сегодня мне эти 40 миллионов придется дополнительно отдать за дизтопливо. А чтобы рассчитаться с людьми, придется брать в банке кредит. А с чего отдавать кредит? Я не вижу выхода из тупика.

 

Директор ООО «Новый путь» Сергей Александрович Рудниченко:

- Если в прежние годы наше предприятие чувствовало себя более-менее благополучно, то в этом… Сезон заканчивается, а мы до сих пор «в минусах», потому что все доходы уходят на покупку дизельного топлива. Мы все же надеемся к концу года выйти на рентабельность. Хорошо, если получится. Если нет, готовиться к следующему сезону не будет смысла. Мы и в этом году не начали бы работать, если бы знали, что нас поставят в такое положение.

На самом деле проблема возникла не сегодня. Мы поднимали ее на всех последних совещаниях недропользователей - и в районе, и в области. Почему нет никакой реакции? Непонятно. Впечатление такое, что от нас хотят просто избавиться.

 

Из обращения депутатов Магаданской областной думы от 29 июля 2008 года к председателю правительства РФ В.В. Путину по вопросу о необходимости государственного регулирования цен на нефтепродукты:

«Постоянное увеличение стоимости топлива оказывает неблагоприятное влияние на многие отрасли экономики, объективно влечет за собой повышение цен на товары и услуги и, как следствие, дополнительные расходы населения, а также значительную нагрузку на региональные и местные бюджеты.

Сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние и на конкурентоспособность предприятий северных регионов, развитие малого и среднего бизнеса, приводит к сокращению потребления населением сельскохозяйственной продукции ввиду ее резкого удорожания.

Динамика роста оптовых цен на топливо только за последнее полугодие (с декабря 2007 года по июнь 2008 года) значительно опережает официальные показатели инфляции и составляет в зависимости от вида нефтепродуктов:

бензин Аи-76 - увеличение на 44,0%;

бензин «Регулятор-92» - на 22,9%;

авиакеросин ТС-1 - на 71,6%;

дизельное топливо летнее - на 56,4%.

В то же время стоимость золота за последние три года увеличилась лишь на 20%.

Представленные цифры свидетельствуют об объективных трудностях, с которыми столкнется большинство золотодобывающих предприятий Магаданской области по окончании промывочного сезона, в том числе при расчете с поставщиками горюче-смазочных материалов, а также оплате труда рабочих и специалистов, задействованных на производстве.

Лавинообразный рост цен на ГСМ в конечном итоге приведет к значительным убыткам предприятий, ведущих добычу драгоценных металлов на территории Магаданской области и, как следствие, к полному краху золотодобывающей отрасли Колымы.

…В основе ценообразования на ГСМ заложена оптовая цена изготовителей и поставщиков, которые ориентируются, в первую очередь, на реализацию нефтепродуктов за пределы РФ, но не на ее территории…

Полагаем, что Россия… являясь одним из крупнейших экспортеров нефти, может и должна осуществлять контроль на своей территории за деятельностью компаний-монополистов по производству ГСМ и влиять на ценообразование на государственном уровне.

    Депутаты Магаданской областной думы обращаются с просьбой в кратчайшие сроки разработать механизм государственного регулирования в топливном секторе, который позволит стабилизировать рост цен на нефтепродукты и тем самым обеспечить внутренний рынок качественным и доступным топливом, что стало бы надежной гарантией не только стабильного развития золотодобывающей отрасли, которая является основой экономики Магаданской области, но и стратегической составляющей развития всего российского производства».