Следы крови и мозга по сей день видны на стенах прихожей, где 28 января 2012 года была жестоко избита бейсбольной битой 60-летняя комсомольчанка Т. В. Путинцева. После этого Татьяна Васильевна слегла, а 3 марта умерла в палате интенсивной терапии, не приходя в сознание. По показаниям свидетелей, мнению правозащитника и убеждению мужа покойной, травмы головы ей умышленно нанёс 20-летний каратист К. В. Мальцев. Опасный для общества громила, судя по официальной хронологии его преследования, избегает ареста из-за волокиты в мировом суде и правоохранительных органах Комсомольска-на-Амуре.
 
Итог бездействия
 
Ещё за полтора месяца до того дня, как внушительных размеров молодой человек явился с бойцовой собакой и битой истязать Т. В. Путинцеву на пороге ее квартиры, мировой судья А. Ю. Сердюкова постановила: «Объявить розыск Мальцева Константина Викторовича, ...обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 116 УК РФ». Впрочем, за решёткой «спарринг-партнёр для стариков города Юности» вполне мог бы оказаться еще раньше, в апреле 2011 года. Если бы жёсткую меру пресечения ему избрали в тот день, когда агрессивный боец чинил беспредел прямо в коридоре судебного участка, ударив кулаком в лицо 70-летнего В. И. Путинцева.
 
Соответствующее заявление пострадавшего гражданина мировой судья Сердюкова А. Ю. «волокитила» по полной программе» не один месяц, сославшись на то, что избитый пенсионер Виктор Иванович не привел свое частное обвинение в полный порядок: не указал, мол, название города, местоположение коридора, в котором его избили, да и место жительства К. В. Мальцева не выяснил (его предоставили сотрудники УМВД). В итоге потенциальный преступник почти год безнаказанно разгуливал по Приамурью. А 28 января 2012 года он вновь напомнил о себе, нанося роковые удары палкой по голове супруги Путинцева.
 
Кстати, найти позапрошлой зимой комсомольчанина Мальцева, который лишь числился студентом Ванинского техникума, оказалось непросто. Только 31 января судебные приставы доставили его в зал суда. Он и здесь продолжал вести себя крайне агрессивно, прилюдно угрожая при свидетелях даже доверенному лицу Путинцева: «Я с тобой еще разберусь, ментяра…». Юридический нонсенс: даже после этого, несмотря на явные угрозы гражданам и рецидивы побоев пожилых людей, адекватной меры пресечения Мальцеву органы правосудия не избрали.
 
Не случайно среди ветеранов судостроительного завода и работников муниципальных предприятий, где более 35 лет работала Татьяна Васильевна, вскоре возникли опасения, высказанные работникам СМИ: «Может быть, Мальцева просто «отмазывают» от тюрьмы высокопоставленные покровители? Или Мальцев - ценный секретный агент спецслужб»?
 
Старожилов индустриального центра также насторожил тот факт, что в палате интенсивной терапии, где скончалась их коллега, работает медсестрой родная мать каратиста Мальцева. Однако прокуратура, спустя два месяца после смерти пациентки, сочла несостоятельными доводы о сокрытии медперсоналом факта побоев, повлёкших, по убеждению заявителя, необратимые процессы в головном мозге Т. В. Путинцевой.
 
Хотя именно врачи неврологического отделения городской больницы предоставили «Бюро СМЭ» амбулаторную карту Т. В. Путинцевой, на основании которой судмедэксперт И. А. Ляпин в мае заключил: « … Ушибленная рана лобной области …как вред здоровью не оценивается. Имеющаяся у нее закрытая тупая черепно-мозговая травма в прямой причинно следственной связи (со смертью) не состоит». Примерно к такому же заключению пришли в октябре 2012 года судмедэксперты М. П. Иванкин и С. Г. Мельников, хотя и они констатировали на основании медицинских документов «закрытую тупую травму головы, ушибленную рану лобной области, параорбитальные гематомы справа и слева, сотрясение головного мозга».
 
Явление мастера по избиению пенсионеров
 
Как выяснилось за несколько дней до госпитализации Т. В. Путинцевой в коматозном состоянии, полиция даже не собиралась разыскивать агрессивного громилу. Якобы из-за того, что постановление судьи А. Ю. Сердюковой о его розыске в адрес УМВД не поступало, а сам Мальцев, как официально сообщил 2 февраля 2012 года начальник отдела полиции К. С. Радионов, «…не скрывается, в связи с чем нет никаких оснований для его задержаний». А 12 сентября 2012 года тот же руководитель ОП-2 подписал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, так как вдовец В. И. Путинцев наотрез отказался признавать признаки преступления, предусмотренного статьёй 115 УК РФ - «Умышленное причинение легкого вреда здоровью».
 
- О каком «лёгком вреде» можно говорить, если кровь и частицы мозга, которые я специально не смывал со стен тамбура полтора года после нападения на мою супругу, никто из сотрудников так и не удосужился исследовать? - Вопрошает муж погибшей, бледнея при воспоминании о 28 января 2012 года. - На этой экспертизе, кроме прочего, я настаивал во время личных приёмов у прокурора и высоких полицейских чинов. Увы, никто из них так и не отреагировал на мою просьбу. Кроме того, с 2009 года я писал заявления в милицию об угрозах убийством моей семье, но из УМВД по этому поводу приходили одни отписки.
 
Корни конфликта, завершившегося необратимой трагедией, действительно, уходят в летние дни 2009-го, когда чета пенсионеров с совокупным доходом менее 20 тысяч рублей, потребовала от сына и невестки возвращения долга, достаточно крупного для неработающих стариков. Вместо возвращения хотя бы части из 100 000 рублей, выданных молодожёнам на погашение кредита, Виктор Иванович и Татьяна Васильевна услышали при очередной встрече с молодыми супругами дикие угрозы и истеричную брань, изобиловавшую нецензурными оскорблениями типа «старый п…дор» (нет, не «помидор»).
 
Затем, 24 марта 2011 года в мировом суде должен был рассматриваться иск В. И. Путинцева о взыскании суммы неосновательного обогащения с отца невестки. Тогда-то Виктор Иванович впервые и встретился с мастером по избиению стариков, тренированном в секции восточных единоборств.
 
- Проходя к секретарю судебного заседания, я поздоровался с женой пасынка и ее отцом, Лапуновым В. Н., - констатирует вдовец Путинцев. - Однако вместо ответа на приветствие услышал крики разъяренной женщины и ее папы: «Старому жлобу жалко 100 тысяч рублей»! А ее племянник, присутствовавший при скандале у дверей судьи А. Ю. Сердюковой, ни слова не говоря, неожиданно встал и резко ударил меня кулаком в лицо. Окровавленный я зашел к секретарю и сообщил о случившемся. Затем пошел лично вызывать судебных приставов, доставивших «коридорного бойца» в полицейский участок.
 
Кто следующий в списке Мальцева?
 
Но в отделении полиции по непонятным для правозащитников причинам Мальцев К. В. надолго не задержался и не появился там даже после объявления его 6 декабря 2011 года в розыск. Зато в результате необъяснимой безнаказанности «неуловимый мститель», «мирно» гуляя с бейсбольной битой и псом бойцовой породы, возник 28 января 2012 года у квартиры Путинцевых. Представившись «соседом, которого заливают», Мальцев проник в тамбур, воспользовавшись доверием пожилой женщины, открывшей двери. Несколько минут ему хватило, чтобы разбить дубинкой голову пенсионерке. Затем, услышав крики, из квартиры на помощь супруге подоспел Виктор Иванович Путинцев.
 
О многом говорит протокол судебного заседания, на котором в октябре пасынок Путинцева Максим Зубарев уже после смерти матери решил отстаивать свои честь и достоинство. «Свидетель Инваров А. И.: я знаю Путинцева В. И. с 1998 года, мы соседи, наши квартиры расположены в одном тамбуре. … Я вышел и увидел, что у соседей произошла драка. Путинцев вытолкал этого парня в дверь тамбура, а я ему помог. Путинцев В. И. пошёл вызывать милицию. Я в это время говорил с парнем, и он сказал, что его отправили разобраться с Татьяной Путинцевой его тётя с Максимом. Я уточнил, что за Максим, и он сказал, что это сын (Т. В. Путинцевой) - Максим Зубарев. …Насколько мне известно, смерть Т. В. Путинцевой напрямую была связана с произошедшим избиением».
 
Только 16 августа 2012 года Центральный суд города вынесет постановление, в котором судья Наталья Гуркова учтёт следующие доводы истца: «29 января 2012 года в дежурную часть ОП-2 УМВД России по Комсомольску-на-Амуре поступило заявление Т. В. Путинцевой о привлечении к уголовной ответственности К. В. Мальцева за причинение ей телесных повреждений предметом, использованным в качестве оружия. …До настоящего времени решение, установленное уголовно-процессуальным законодательством, не принято. 3 марта от причиненных К. В. Мальцевым побоев Т. В. Путинцева скончалась. …Убийца находится на свободе. …Бездействие органа дознания УМВД РФ по Комсомольску-на-Амуре нарушает право гражданина на охрану …от преступных посягательств…».
 
При поддержке старшего помощника прокурора города Е. П. Грибанова, суд признал бездействие органа дознания и обязал полицию устранить допущенные нарушения. Постановление вступило в законную силу 28 августа прошлого года. Увы, как и многие другие справедливые вердикты российских судей, данное решение реализовалось, к сожалению, только на бумаге.
 
С позиции современной уголовной практики и с учётом всех обстоятельств дела явно недостаточно и уведомления советника юстиции В. А. Рябова: «…сотрудниками ОП-2 …в нарушение ст. 145 и ст. 151 УПК РФ материалы проверки по подследственности в следственный отдел СУ СКР по Хабаровскому краю направлены не были. По данному факту на имя начальника УМВД России по Комсомольску-на-Амуре прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений УП законодательства и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности».
 
Судья Наталья Гуркова и надзорные органы, таким образом, признавали жалобу комсомольчанина В. И. Путинцева. Только по-прежнему налицо шокирующий факт: на просторах Хабаровского края (предположительно в поселке Высокогорном) продолжает разгуливать гражданин, которому, по сути, было буквально разрешено сначала безнаказанно избить пожилого человека, а затем без «особых возражений» и ограничений со стороны правоохранительных органов позволено «отправить на тот свет» его супругу.
 
На вопрос: как такое может происходить в правовом государстве, пока никто не ответил. Сегодня сломленный невосполнимой потерей и многомесячной бессонницей 70-летний Виктор Иванович Путинцев, являясь опекуном несовершеннолетнего мальчика, находит силы воспитывать внука Альбертика. Но вспоминая, как мучительно, без права посещения родных в палате интенсивной терапии, привязанная простынями к койке, умирала его Таня, вдовец не желает мириться с вопиющим правовым попустительством.
 
Виктор Иванович, как и многие коллеги, друзья покойной, надеется, что широко распространенная в Сети информация об истинных причинах смерти его супруги вскоре обратит внимание первых лиц правоохранительной системы государства. Есть также шанс, что после этой публикации в городских, краевых СМИ местные и региональные органы правопорядка хотя бы с двухлетним опозданием, но всё же возбудят уголовное дело по адекватной статье УК РФ. И накажут потенциального преступника, а также возможных заказчиков избиения в соответствии с российским законом. Хотя бы для того, чтобы у Мальцева, избегающего не первый раз уголовной ответственности, не появилось подражателей.
 
…Цена бейсбольной биты в ближайшем автомагазине - от 380 рублей.
 
Олег Паньков,
правозащитник
«Приамурские ведомости», 11.09.13
http://priamurka.ru/criminal/1068/