Инициатива Владимира Миклушевского о пересаживании приморцев с правого руля на левый навевает ощущение кафкианско-оруэлловской абсурдности происходящего.

 

В. Миклушевский
В. Миклушевский

 

Вот сообщение РИА Новости (привожу с сохранением орфографии): «Владельцы автомобилей с правым рулем, желающие поменять их на леворульные, могли бы получать «утилизационную премию», такое предложение высказал приморский губернатор Владимир Миклушевский в четверг на расширенном заседании правительства под председательством Владимира Путина. «Например, (можно) ввести «утилизационную премию», мы бы постепенно заместили праворульные автомобили. Человек сдает праворульный автомобиль, получает «утилизационную премию» и вполне может купить (леворульный) автомобиль, тот же «Тойота Прада», который сейчас начал производить «Солерс», - сказал Миклушевский».

 

Тут хорошо, конечно, то, что Миклушевский предлагает перейти от политики кнутов к политике пряников. Но одновременно губернатор проявляет непоследовательность. Не он ли в марте прошлого года в ранге врио губернатора заявлял: «Не вижу причин для того, чтобы эта проблема вообще обсуждалась… На них (праворульных машинах. - В. А.) ездит достаточно большое количество населения и должно продолжать ездить. Я эту позицию полностью разделяю»; и не он ли минувшим летом реабилитировал правый руль в честных глазах Дмитрия Медведева (последний так передавал содержание своей беседы с Миклушевским: «Я его спросил, как сейчас живут жители. Он сказал, что все с удовольствием покупают машины с правым рулем и все с удовольствием ездят»)?

 

Выходит, в Приморье губернатор говорит одно, а в Москве - другое. Но степень личной последовательности (а равно конъюнктурности, принципиальности, гибкости) - личное дело каждого человека, да и мнение, в конце концов, может меняться. Тревожнее другое: похоже, Миклушевский не владеет ситуацией в крае («Если нет хлеба, пусть едят пирожные»). Пусть он для начала сравнит средний доход приморца и среднюю стоимость подержанного праворульного автомобиля с Зеленки с ценой Prado из салона. Кому по карману новый леворукий «прадик», тому премия (какого, кстати, размера?) не очень-то и нужна.

 

Искренне не понимаю и того, зачем вообще поднимать эту тему и тем более пускать на деправорулизацию региона бюджетные средства. Правый руль в России официально никак не ущемлен в правах и де-юре не признан ни крамольным, ни опасным. На каком основании тогда государству финансировать кампанию по массовому «полевению» приморцев? Не следует ли тогда доплачивать вообще всем россиянам, пожелавшим приобрести новый автомобиль (иначе получим «хватит кормить Приморье»)? А может, лучше вложить эти средства в промышленность, чтобы наши авто стали лучше и дешевле.

 

Но, может быть, информагентства все переврали? Вот и Prado они обозвали «Прада», спутав с модным брендом, который «носит дьявол», и «Соллерс» написали с одной «л».

 

Нет, не переврали. Появившиеся вскоре пресс-релизы администрации Приморского края только сгустили облако абсурда.

 

Вот цитата из пресс-релиза приморского «Белого дома»: «Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский предложил Президенту России Владимиру Путину пересадить всех россиян на новые японские автомобили приморской сборки, а также разработать программу по утилизации старых автомобилей. На расширенном заседании Правительства РФ вчера, 31 января, Владимир Миклушевский предложил ввести утилизационную премию за старые праворульные автомобили. Глава региона подчеркнул, что такие меры позволят россиянам избавиться от подержанных машин, которые не соответствуют современным стандартам, и поддержать производство новых современных японских автомобилей во Владивостоке».

 

Итак, это не чья-то выдумка: губернатор действительно предлагает «пересадить всех россиян на новые японские автомобили приморской сборки». Всех - от тамбовского деда, который по весне выезжает на дачу на древнем «жигуле», до чукотского оленевода; от бомжа до Путина. Каким образом, за чей счет и до каких пределов должна быть в этом случае расширена база ООО «Соллерс-Дальний Восток» - не сообщается. Равно как и о том, не означает ли все это окончательной смерти отечественных авто и запрета ввоза всех иностранных - немецких, американских и т. д.

 

Далее: «старые праворульные» - это какие именно? И вот: «Такие меры позволят россиянам избавиться от подержанных машин, которые не соответствуют современным стандартам» - это вообще о чем? Скажем, 15-летний Crown соответствует современным стандартам? А новая «лада» или Patriot? От чего же именно россиянам следует избавляться?

 

Контрольный выстрел - другой релиз краевой администрации: «Мощностей автосборочного производства Sollers во Владивостоке хватит, чтобы снабжать японскими автомобилями жителей всей России». Это, без натяжек, сенсация. А рядом - еще одна: оказывается, владивостокский завод Sollers «начал работу с производства автобусов Fiat Ducato».

 

Я много раз бывал на предприятии, но «фиатов» приморской сборки не видел. Это к вопросу о «владении материалом»; вот уж правда «мы не знаем страны, в которой живем».

 

Слова Миклушевского о необходимости «разработать программу по утилизации старых автомобилей», кроме шуток, правильная мысль. У нас поставили телегу впереди лошади: ввели «утилизационный» сбор, в результате чего миллиарды рублей уже поступают в федеральный бюджет, а на что они тратятся - никто не знает, потому что системы утилизации автохлама в России нет.

 

Не уверен, впрочем, что эта разумная мысль не затеряется в облаке бессмыслицы. В которую даже не попытались вникнуть ни те, кто ее артикулировал, ни те, кто ее потом транслировал на широкую аудиторию.

 

Авченко Василий,

«Новая газета во Владивостоке», №173, 07.02.13

http://novayagazeta-vlad.ru/173/Avto/Levieidei

.